Система автоматического управления коробкой передач транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1235765 А1
Ш4 В 60 К 41/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3801352/27-11 (22) 05.10.84 (46) 07.06.86. Бюл. № 21 (72) А. В. Ефанов, А. С. Кондрашкин и В. А. Умняшкин (53) 629.113-585.1 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1093575, кл. В 60 К 41/06, 1983. (54) (57) СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО
УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая электромагнитные клапаны включения передач, подключенные к источнику давления рабочей жидкости с редукционным клапаном, клапан плавного трогания и привод сдвоенной фрикционной муфты, установленной на входе коробки передач, включающий в себя цилиндр с двумя поршнями, располоI женными один в другом, причем обе полости, образованные при этом, имеют равные площади поперечного сечения, при этом одна из них соединена с главной магистралью через клапан плавного трогания, отличаюи1аяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей и повышения надежности работы коробки передач с двумя сдвоенными фрикционными муфтами, она снабжена приводом второй сдвоенной фрикционной муфты, установленной на выходе коробки передач, при этом обе полости привода фрикционной муфты, установленной на выходе, и вторая полость привода фрикционной муфты, установленной на входе, соединены с источником давления рабочей жидкости через соответствующие электромагнитные клапаны.
1235765
Составитель Л. Барьпсot .
Те;ред И Верес Корректор М. Леминк
Тираж 647 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Рву шская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор A. Шишкина
Заказ 2974)16
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам управления коробками передач.
Цель изобретения — расширение функциональных возможностей и повышение надежности работы коробки передач с двумя сдвоенными фрикционными муфтами.
На чертеже приведена принципиальная схема системы автоматического управления пятиступенчатой коробкой передач.
Предлагаемая система содержит источник 1 давления рабочей жидкости, редукционный клапан 2 главной магистрали, электромагнитные клапаны 3 — 5 включения передач, переключаемых электронным блоком управления (не показан), клапан 6 плавного трогания и два привода сдвоенных фрикционных муфт: привод 7 входа и привод 8 выхода, включающие в себя цилиндр 9 с двумя поршнями 10 и 11, расположенными один в другом и образующими полости 12—
15, площади поперечных сечений которых попарно равны.
Полость 12 соединена с главной магистралью 16 через клапан 6 плавного трогания, а полости 13 в 15 — с источником давления рабочей жидкости через электромагнитные клапаны 3 — 5 включения передач.
Система автоматического управления работает следующим образом.
Включение I передачи обеспечивается переводом зубчатой муфты 17 механизма 18 реверса в крайнее правое положение (движение вперед) и включением клапана 6 плавного трогания, который соединяет главную магистраль 16 с полостью 12 привода 7. Посредством давления в полости 12 поршень 10 привода 7, перемещаясь, плавно включает фри кцио нную м уфт у 19.
Включение II передачи обеспечивается включением электромагнитного клапана 4, который соединяет главную магистраль 16 с полостью 14 привода 8. Посредством давления в полости 14 поршень 10 привода 8, перемещаясь, включает фрикционную муфту 20, механизм 21 свободного хода выключается автоматически.
Включение III передачи при включенном электромагнитном клапане 4 обеспечивается включением электромагнитного клапана 3, который соединяет главную магистраль 16 с полостью 13 привода 7, давление в которой обеспечивает одновременное и плавное переключение с фрикционной муфты 19 на фрикционную муфту 22 посредством нарастания усилия на поршне 11 привода 7 и
45 уменьшения усилия на поршне 10. После уравновешивания усилия на поршне 10 с обеих сторон (полости 12 и 13 имеют равную площадь поперечного сечения) поршень
10 под действием раздвижных элементов фрикционной муфты 19 (не показаны) возвращается в исходное положение.
Для включения V передачи (прямой) одновременно выключается электромагнитный клапан 3 и включается электромагнитный клапан 5 при включенном электромагнит. ном клапане 4. При этом происходит одновременное плавное переключение с фрикционной муфты 22 на фрикционную муфту 19 и с фрикционной муфты 20 — на фрикционную муфту 23.
В первом случае снимается давление с полости 13, под действием давления в полости 12 (оно там присутствует всегда с момента плавного трогания транспортного средства) поршень 10 привода 7 при своем движении включает фрикционную муфту 19, а поршень 11 под действием раздвижных элементов фрикционной муфты 22 возвращается в исходное положение, Во втором случае подается давление в полость 15, усилие нарастает на поршне 11 привода 8 и уменьшается на поршне 10.
После уравновешивания усилия на поршне
10 с обеих сторон (полости 14 и 15 имеют равную площадь поперечного сечения) он под действием раздвижных элементов фрикционной муфты, 20 возврагцается в исходное положение.
Для включения V передачи (повышающей) включается электромагнитный клапан 3 при включенных электромагнитных клапанах 4 и 5, при этом происходит одновременное и плавное переключение с фрикционной муфты 19 на фрикционную муфту 22, как «в случае переключения с II передачи на 111. Переключение «Вниз» происходит аналогичным образом в обратном порядке.
Для включения заднего хода каретку зубчатой муфты 17 нужно установить в крайнее левое положение и включением клапана 6 плавного трогания, соединяющего главную магистраль с полостью 12, обеспечить плавное включение фрикционной муфты 19 поршнем 10 привода 7.
Конструктивно объединенные поршни и цилинд1зы приводов сдвоенными фрикционными муфтами обеспечивают плавность переключения этих муфт за счет синхронного нарастания давления в одной полости и убывания в другой.