Патент 1237

Сосун для углубления речных русел

 

Класс 84d 3yg № 1237

ПАТЕНТ HA ИЗОБРЕТЕНИЕ

ОПИСАНИЕ сосуна для углубления речных русел.

К патенту И. В. Шабалина, заявленному 2 декабря 1922 года (ваяв. свид. М 76106).

О выдаче патента опубликовано 31 мая 1926 года. Действие патента распространяется на 15 лет от 15 сентября 1924 года.

С целью использования всякого буксирного колесного парохода в качестве землесоса, предлагается съемное приспо- собление к пароходным колесам, пре- вращающее их в особый род насоса, | а пароход в землесос, который, по снятии приспособления, вновь может, исполнять свое прямое назначение, так как пароход при этом не претерпевает . никаких конструктивных изменений.

На фиг. 1 пароход с надетым земле- сосом изображен в боковом виде и на фиг. 2 — в плане.

Каждое колесо парохода заключается

1 снизу и сбоков в деревянный или металлический лоток, прочно прикрепляемый к кронштейнам и к кожуху парохода посредством болтов, скоб, ! и проч. приспособлений с таким расчетом, чтобы расстояние между стенками и дном лотка с одной стороны и по-,. верхностью вращения колеса — с другой, было возможно меньшее, но достаточ- ное для того, чтобы не происходило задевания колесных плиц за стенки и днище лотка. Боковые стенки лотка возвышаются над горизонтом воды.

В передней части лотка, поперек него, устраивается вертикальная стойка, выходящая выше горизонта воды, но не доходящая до дна лотка. Ниже этой стенки к лотку плотно приделывается трубопровод, идущий к носу парохода и заканчивающийся сосуном, т. е. трубой, могущей, благодаря шарнирным или мягким соединениям, при посредстве талей опускаться передним концом на желаемую глубину. Указанный трубопровод состоит из ряда отдельных звеньев, имеюших между собою частью жесткие, частью гибкие соединения, и для большей устойчивости может быть прикрепляем к корпусу парохода посредством тросов и распорок. На протяжении от колеса до сосуна трубопровод может быть заменен открытым сверху лотком, причем его стенки обязательно должны возвышаться над горизонтом воды, поперечная вертикальная стенка в среднем лотке в этом случае не нужна. Сзади колес средний лоток, постепенно съуживаясь, переходит в закрытый сверху трубопровод или открытый сверху лоток, идущий к корме парохода и продолжающийся далее от кормы на расстояние не менее 4 — 5 сажен; состоя из отдельных звеньев, скрепляемых частью жесткими, частью — 2 гибкими соединениями, указанный тру- бопровод на воде может изгибаться на подобие рефулерного трубопровода! землечерпательниц.

Идущие от колес по каждой из сторон парохода трубопроводы могут впе- реди быть соединены в общий сосун;, равным образом, и задние трубопроводы, могут соединяться в общий выкидной, трубопровод. Для наилучшего эффекта в работе может оказаться полезным стенки среднего лотка продолжить до верхнего кожуха колеса и соединить их с последним герметически. В этом случае, всасывающий и выкидной трубопроводы должны быть обязательно закрытыми.

Оборудованный вышеуказанными приспособлениями пароход посредством якорей или специально устроенной вертикально опускающейся сваи укрепляется так, что пароход может двигаться носом только в стороны. При вращении колеса, заключенного в лоток, впереди него получается понижение горизонта воды сравнительно с горизонтом водоема †разрежен; за счет этого разрежения происходит через трубопровод всасывание воды с грунтом, а сзади колеса, наоборот, при вращении ооразуется напор, вследствие которого происходит проталкивание по трубопроводу разжиженной смеси воды с грунтом к месту свалки грунта. Интенсивность всасывания и выкидывания грунта зависит от размеров разрежения и напора, которые, в свою очередь, являются функцией окружной скорости колес.

Когда начинается всасывание грунта, нос парохода посредством цепей, зачаленных за якоря, заставляют опускаться, чем достигается углубление площади дна водоема.

ПРЕДМЕТ ПАТЕНТА.

Сосун для углубления речных русел в применении к колесным пароходам, характеризующийся тем, что он образован колесами парохода, перекрытыми временно плотно прилегающими к борту парохода съемными кожухами, с соответствующими трубопроводами и прочими деталями — для высасывания грунта, причем, при работе, судно ставится на якоря, а судовая машина является двигателем одного или обоих колес, как всасывающих и рефулирующих насосов, трубопроводы коих могут работать. отдельно или спаренно.