Направляющие скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (511 4 В 23 Я 1/02
ФСЕСОМЗчц
l3., ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
13
БИВЛИОТЕ11А
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3693417/25-08 (22) 21.10.83 (46) 15.06.86. Бюл. N - 22 (71) Тольяттинский политехнический институт (72) А.С. Крит, Ж.С. Равва и Б.А. Чудинов (53) 621.941-229.3 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 617632, кл. F 16 С 32/06, 1978. (54 ) (S 7 ) НАПРАВЛЯКМЦИЕ СКОЛЬЖЕНИЯ, содержащие подвижный элемент, в котором выполнены глухие отверстия, заполненные смазкой и упругой средой, и неподвижный элемент с кана„,SU„„1237362 A 1 лами для подвода смазки, о т л ич а ю щ и е с я тем, что,. с целью повышения надежности за счет создания оптимального режима смазки путем формирования в их сопряжении эпюры гидравлического давления, повторяющей с обратным знаком эпюру .внешней неравномерно распределенной нагрузки, в неподвижный элемент вмонтирован датчик параметра трения, связанный с введенным в устройство регулятором давления смазки, а каналы подвода в нем расположены в . зоне"действия упомянутого датчика по линиям скольжения входов глухих отверстий.
4 1
Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано в направляющих скольжения продольнообрабатывающих и карусельных станков.
Цель изобретения — повышение надежности за счет создания оптимального режима смазки формирования в их сопряжении эпюры гидравлического давления, повторяющей с обратным знаком эпюру внешней неравномерно распределенной нагрузки. На фиг. 1 изображены направляющие скольжения, разрез; на фиг.2 разрез направляющих скольжения в месте установки датчика контактного давления; на фиг. 3 — направляющие скольжения, поперечный разрез.
Направляющие скольжения состоят из неподвижного узла 1 и подвижного узла 2, в котором выполнены глухие отверстия 3, заполненные. упругим наполнителем 4. В неподвижном узле
1 выполнена полость 5, в которую вмонтирован датчик 6 параметра трения (контактного давления). Зазор между рабочими поверхностями направ— ляющих скольжения заполнен смазкой
?. Датчик 6 электрически связан с усилителем 8 и электрогидравлическим регулятором 9 давления смазки. Последний гидравлически связан с маслонапорной станцией 10. На подвижном узле 2 закреплена обрабатываемая деталь 11. Датчик 6 контактного давления состоит из пружины 12, штока
13 и находится в корпусе ll4, имеющем отверстия 15, соединяющие рабочую поверхность направляющих неподвижного узла 1 с полостью 5.
Направляющие скольжения функционируют следующим образом.
При перемещении подвижного узла 2 по направляющим неподвижного узла 1 в каждый отдельный момент времени датчик 6 регистрирует контактное давление малого участка направляющих подвижного узла 2, находящегося в данный момент времени точно над датчиком 6,.на направляющие неподвижного узла 1. Укаэанное контактное давление преобразуется датчиком 6 в электрический сигнал. Последний усиливается в усилителе 8 и поступает на вход регулятора 9, который преобразует гидравлическое давление,.подводимое от маслонапорной станции 10 и устанавливает в трубопроводе, соединяющем электрогидравлический регулятор
23?362 2
9 и полость 5,. гидравлическое давление, равное контактному давлению малого участка направляющих подвижного узла 2, находящегося в данный момент времени точно над датчиком 6, на направляющие неподвижного узла 1.
Смазка под указанным гидравлическим давлением попадает из полости 5 через отверстия 15 в рабочий зазор направляющих„ происходит разгрузка направляющих на данном малом участке.
Кроме того, смазка под указанным гидравлическим давлением попадает
1 в глухие отверстия 3, находящиеся в данный момент времени над полостью
5, т.е. над датчиком 6. При этом сжимается находящийся в глухих от— верстиях 3 упругий наполнитель 4. В
2О результате глухое отверстие 3 с упругим наполнителем 4 превращается в .изолированный малый источник гидравлического давления — микрогидроопору, причем гидравлическое давление такой микрогидроопоры равно контактному давлению., оказываемому на направляю.— щие неподвижного узла 1 именно тем малым участком направляющих подвижного узла 2, которому принадлежит
ЗО данная микрогидроопора — глухое отверстие 3 с упругим наполнителем 4. .Таким образом, силы, приложенные к подвижному узлу 2 и создающие контактное давление на неподвижный узел
1, и силы, образованные гидравличес35 ким давлением в глухом отверстии 3 благодаря упругости упругого напол— нителя 4 и тоже приложенные к подвижному узлу 2, имеют противополож- ное направление и на описываемом
40 малом участке направляющих частично или полностью компенсируют друг друга. Такая компенсация осуществляет— ся,цлительное время при движении подвижного узла 2, так как из-за малого рабочего зазора в направляющих расход смазки из глухого отверстия 3 невелик и довольно, долго сохраняется закачанное туда гидравлическое давление. В экспериментальной установке, созданной для проверки явления и представляющей собой два узла с круговыми направляющими, выполненными в соответствии с описанным выше и имеющими диаметр направляющих 800 мм и диаметр глухих отверстий 1 мм, гидравлическое давление, закачанное в глухие отверстия, сохранялось в течение несколь" 3 ких минут. Этого времени вполне хватало для того, чтобы данный участок с глухим отверстием, сделав один оборот, вновь прошел над источником давления. При движении подвижного узла 2 по направляющим неподвижного узла 1 происходит поочередное заполнение смазкой глухих отверстий 3 с упругим наполнителем 4. Причем в каждую отдельную микрогидроопору заканчивается смазка под гидравлическим давлением, равным по величине контактному давлению соответствующего малого участка направляющих подвижного узла 2, которому принадлежит данная микрогидроопора.
237362 4
В рабочем. зазоре направляющих при их относительном движении формируется эпюра гидравлического давления Р, повторяющая с обратным знаком эпюру контактного давления
g внешней неравномерно распределенной нагрузки.
При уменьшении расстояния между глухими отверстиями 3 с упругим наполнителем 4 появляется возможность увеличения точности апроксимации (повторения ). с обратным знаком формы эпюры контактного давления внешней неравномерно распределенной нагрузки, это позволяет значительно снизить прогибы направляющих подвижного узла 2 и улучшить режим смазки.
1237362
Составитель И. Пащенко
Техред Л.Олейник
Корректор Л. Патай
Редактор В. Ковтун
Подписное
Тираж 826
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 3693
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4