Система управления гидромеханической коробкой передач транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (19) (11) А1 (51)4 В 60 К 41/06 ц р. »юд ° дв фр 1 c
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н д ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 38214 19/27-11 (22) 10 ° 12. 84 (46) 15. 06. 86, Бюл. № 22 (72) А.В.Ефанов, Э.М.Амосов и Г.М.Соколов (53) 629.113-585.2(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 1101367, кл. В 60 К 41/06, 1982. (54)(57) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГИДРО1ЖХАНИЧЕСКОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая насос, редукционный клапан главной магистрали, золотник выбора режима движения, два электромагHHYHb»x клапана включения передач, фрикционные муфты, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы гидромеханической коробки передач планетарного типа, она снабжена ленточным тормозом одного из элементов планетарного ряда с гидроцилиндром управления, а каждый электромагнитный клапан выполнен мембранным с дополнительной полостью и снабжен золотником управления, соединяюпщм дополнительную полость со сливом и с подмембранной полостью, причем фрикционные муфты выполнены в виде блока взаимосвязанных поршней, установленных в общем гидроцилиндре, при этом полость, образованная двумя внутренними поршнями, выполнена с площадью поперечного сечения меньшей чем две крайние полости, каждая из которых образована соответственно наружным и внутренним поршнями, причем средняя полость через золотник выбора режима движения соединена с насосом, а также с подмембранными полостями электромагнитных клапанов, а крайние полости — с дополнительными полостями электромагнитных клапанов, при этом гидроцилиндр управления ленточного тормоза связан с насосом через золотник выбора режима движения.
1237485 ная схема системы управления четырех- 10
Включение первой передачи обеспечивается установкой золотника 3 выбора режима движения в крайнее правое положение с одновременной подачей напряжения на обмотку электромагнита 12 электромагнитного клапана 4. При этом масло одновременно от насоса 1 по магистралям поступает как в среднюю полость 24, так и в крайнюю полость
25 через включенный электромагнитный клапан 4„ включение которого происходит следующим образом. При обесточенной обмотке электромагнита 12 его сердечник под действием прулжны (не показана) закрывает дросселирующее отверстие clz. Надмембранная и подмембранная полости, заполненные маслом, уравновешены благодаря дросселирующему отверстию d,,поэтому золотник 13
1 находится в нижнем положении под действием усилия пружины 19, при этом подача жидкости из магистрали в крайнюю полость 25 перекрыта затвором 16, а крайняя полость 25 соединена со сливом посредством полого золотника .
13, При подаче напряжения на обмотку магнита сердечник поднимается, сжимая пружину, и открывает дросселирующее отверстие cl2, Благодаря разнице диаметров дросселирующих отверстий d с1 давление в надмембранной полости падает (вытекает из нее через отверстие с12 больше, чем поступает в. нее через отверстие dÄ), и мембрана
5 18 под действием давления в подмембранной полости 15 перемещает золотник 13 в верхнее положение, сжимая при этом пружину 19. Благодаря этому затвор 17 закрывает слив и через полый золотник 13 и дополнительную полость 14 происходит соединение магистрали с, крайней полостью 25. Подачей масла в крайнюю 25 и среднюю 24 полости обеспечивается включение фрикционных муфт 6 и 9 соответственно поршнями 20 и 23, что соответствует включению первой передачи в коробке.
20 ной полости 14 со сливом и с подмембраиной полостью 15. Золотник 13 несет на себе затворы 16 и 17 и соеди— нен с мембраной 18 усилителя от давления с дросселирующим отверстием Й ., которое меньше дросселирующего отверс-З0
19. Сигналы для электромагнитных кла- 35
Фрикциопные муфты 6-9 выполнены в виде блока взаимосвязанных поршней 10
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидравлическим системам управления гидропередач транспортных средств.
Целью изобретения является повышение надежности работы гидромеханической коробки передач планетарного типа.
На чертеже приведена принципиальступенчатой. гидромеханической коробки передач.
Система управления гидропередачей включает в себя насос I редукционный клапан 2 главной магистрали, золотник 3 выбора режима движения, два электромагнитных клапана 4 и 5 включения передач, фрикционные муфты 6 — 9, гидроцилиндр 10 управления ленточного тормоза 11 передачи заднего хода °
Электромагнитные клапаны 4 и 5 выполнены мембранными, каждый из которых содержит электромагнит 12, полый зо-. потник 13 для соединения дополнительтия d<, расположенного под сердечником электромагнита 12, Золотник 13 с затворами 16 и 17 .находится в нижнем положении под действием пружины панов 4 H 5 поступают из электронного блока управления (не показано), 20-23, установленных в общем гидроцилиндре, при этом средняя полость
24, образованная двумя внутренними поршнями 21 и 23, выполнена 2 меньшей площадью поперечного сечения, чем две крайние полости 25 и 26, каждая из которых образована соответственно наружным и внутренним поршнями 20-23.
Средняя полость 24 через золотник 3. выбора режима движения соединена с насосом 1, а.также с подмембранными полостями 15 электромагнитных клапанов 4 и 5, крайние полости 25 и 26 с дополнительными полостями 14 электромагнитных клапанов 4 и 5. Гидроцилиндр 10 управления ленточного тормоза 11 связан с насосом 1 через золотник 3 выбора режима движения, Система управления работает следующим образом.
При среднем положении золотника 3 выбора режима движения доступ масла в среднюю полость 24 и к электромагнитным клапанам 4 и 5 прегражден. Все муфты выключены, связь между входным и выходным валами коробки передач отсутствует, 1237485
Фрикционная муфта ? поршнем 21 включиться не может, потому что на поршнеь 21 со стороны полости 25 воздействует большее усилие, чем со стороны полости 24, так как площадь поперечного сечения полости 25 больше площади поперечного сечения полости 24, Для включения второй передачи обмотка электромагнита 12 электромагнит-1О ного клапана 4 обесточивается, сердечник электромагнита 12 под действием пружины опускается и закрывает дросселирующее отверстие d, слив из надмембранной полости прекращается. Масло, поступая через дросселирующее отверстие й,, восстанавливает в ней давление, равное давлению подмембранной полости 15, и золотник 13 под действием пружины 19 опус- 20 кается вниз, при этом затвором 16 закрывается подача, а полость 25 через полый золотник 13 соединяется со сливом. Под действием усилия со стороны. полости 24 поршень 21 включа- 25 ет фрикционную муфту 7, а муфта 6 размыкается под действием ее разводящих элементов (не показаны). Таким образом, переключение муфт 6 и 7 происходит при снятии давления в полос- 30 ти 25 при постоянной подаче давления в полость 24 ° Процесс переключения фрикционных муфт 6 и 7 происходит синхронно, что обеспечивает плавность переключения передач. Включенные фрикционные муфты 7 и 9 обеспечивают включение второй передачи в коробке.
Для включения третьей передачи на обмотки электромагнитов 12 электромагнитных клапанов 5 и 4 включения одновременно подается напряжение.
Включение указанных клапанов происхо-, дит так же, как при включении первой передачи, при этом обеспечивается одновременная подача масла в обе крайние полости 25 и 26 при наличии давления в средней полости 24. За счет разности площадей поперечного сечения полостей 25 и 26 по сравнению с полостью 24 происходит одновременное включение муфты 6 и выключение муфты 7, включение .муфты 8 и выключение муфты 9. Плавность переключения обеспечивается синхронным нарастанием усилия включаемых муфт и уменьшением усилия выключаемых муфт. Включенные фрикционные муфты 6 и 8 обеспечивают включение третьей передачи в коробке.
Для включения четвертой передачи выключается электромагнитый. клапан 4, клапан 5 остается включенным. Фрикционная муфта 8 остается включенной, а переключение фрикционных муфт с 6 на 7 происходит так же, как и в случае переключения с первой передачи на вторую. Включенные фрикционные муфты 7 и 8 обеспечивают включение четвертой передачи в коробке.
Передача заднего хода обеспечивается переводом золотника 3 выбора режима движения в крайнее левое положение. При этом гидроцилиндр 1О через магистрали соединяется с насосом 1 и шток поршня затягивает тормозную ленту 11 передачи заднего хора.
1237485
926
Составитель С. Белоусько .
Техред Л.Олейник Корректор М,Самборская
Редактор Ю.Середа
Подписное
Тираж 647
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Заказ 4437
П оизводственно-полиграфическое предприятие, r,Óæãoðîä, ул,Проектная, 4