Захватное устройство для швартовки и перемещения судна вдоль причала
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК дд 4 В 63 В 21(00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3814415127-11 (22) 20. 11.84 (46) 15.06.86. Бюл. № 22 (71) Волгоградский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (72) О. А. Куликов, В. В. Горин и В. А. Башмаков (53) 629.12.015.1 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 163500, кл. В 63 В 21)00, 1963. (54) (57) ЗАХВАТНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ
ШВАРТОВКИ И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ СУДНА
ВДОЛЬ ПРИЧАЛА, содержащее швартовный элемент, выполненный в виде плиты, шарнирно закрепленной одним концом на корпусной конструкции судна с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси и связанной трособлочной проводкой с приводом ее подъема-опускания, с закрепленным на ее свободном конце узлом сопряже„„Я0„„1237549 А1 ния с ответным элементом, расположенным на причале, а также упорный элемент, выполненный в виде гидродомкрата, отличаюи1ееся тем, что с целью повышения удобства в эксплуатации, узел сопряжения содержит ролик полусферического профиля, шарнирно установленный с возможностью вращения на вертикальной оси одним концом жестко закрепленной на поворотной плите и содержащей на своем свободном конце дополнительный ролик, установленный с возможностью вращения вокруг горизонтальной оси, причем профиль полусферического ролика сопряжен с профилем рабочей поверхности ответного элемента, при этом упорный элемент жестко закреплен одним концом на борту судна перпендикулярно его диаметральной плоскости и имеет на свободном конце своего штока шарнирно закрепленный амортизирующий ролик с возможностью вращения вокруг горизонтальной оси.
1237549
Изобретение относится к оборудованию причалов, а именно к судовым швартовым устройствам.
Цель изобретения — повышение удобства в эксплуатации.
На фиг. 1 изображено захватное устройство, вид сверху; на фиг. 2 — разрез
А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — захватная головка, разрез и схема зацепления с профилем; на фиг. 4 — вид Б на фиг. 2; на фиг. 5 — вид В на фиг. 2 (привод захватного устройства).
Захватное устройство для швартовки и перемещения судна 1 вдоль причала содержит имеющий полусферический профиль ролик 2, который установлен с возможностью вращения вокруг вертикальной оси 3, и вертикальный ролик 4.
Для взаимодействия с роликом 2 с рабочей стороны причальной платформы 5 установлен направляющий профиль 6, выполненный в виде подпружиненного бруса с заходной частью и имеющий профиль рабочей поверхности, соответствующий профилю ролика 2, с которым он входит в зацепление.
Ось 3 одним концом жестко соединена с рычагом 7, выполненным в виде г!литы, шарнирно закрепленной на оси 8 на борту судна 1. Рычаг 7 имеет два основных положения: вертикальное — в исходном и горизонтальное — в рабочем состояниях (фиг. 2).
Для перемещения рычага 7 из одного положения в другое применен привод, содержащий электродвигатель 9 (фиг. 5), кинематически связанный через муфту 10 с ходовым винтом 11, на котором установлена подвижная траверса 12, cíàáæåííàÿ направляю цими 13. Кроме того, привод имеет тросы 14 (фиг. 2), пропущенные через систему блоков 15 и леерные стойки 16 таким образом, что каждый трос 14 одним концом прикреплен к плечу траверсы 12, а другим к рычагу 7.
Для обеспечения надежного зацепления ролика 2 (фиг. 2) с профилем 6 и фиксации судна 1 в продольном и поперечном направлениях под плитой расположен подвижный буфер, выполненный в виде гидравлического цилиндра 17 со штоком 18 и амортизатором 19.
Устройство работает следующим образом.
l5
Судно 1 (фиг. 1) подходит для швартования вплотную к платформе 5 причала.
Включается электродвигатель 9 привода перемещения рычага. При этом траверса 12 получает поступ ател ьное дви жени по ходовому винту 11 и направляющим 13 таким образом, что это движение передается через тросы 14 и леерные стойки 16 с блоками 15 на рычаг 7, вызывая его поворот вокруг своей оси 8 до тех пор, пока ролик 2 не входит в зацепление с заходной частью направляющего профиля 6. Посг,е установления надежного контакта ролика 2 со скошенной кромкой профиля 6, привод выключается и в действие приводится гидроцилиндр 17. При этом выдвигается шток 18 с закрепленным на нем амортизатором 19 до упора в стенку причальной платформы 5.
Этим осуществляется фиксация судна 1 в растяг относительно контактируюгцих поверхностей ролика 2 и кромки профиля 6 с одной стороны и амортизатора !9 и стенки платформы 5 — с другой. Усилие, необходимое для фиксации судна 1, обеспечивается действием гидравлики.
При изменении осадки судна рычаг 7 поворачивается вокруг оси 8, а ролик 2 своей сферической поверхностью скользит по кромке профиля б без нарушения контакта.
При отчаливании шток 18 гидроцилиндра
17 втягивается, и судно 1 своим ходом выводит ролики ? Hx зацепления с профилем 6. После этого реверсированием электродвигателя 9 рычаг 7 перемегцался в вертикальное положение.
Исполнение рычага 7 конструктивно в виде плиты позволяет в исходном состоянии применять его как составную часть ограждения на борту судна 1, а в рабочем состоянии, т.е. после причаливания -- как трап 7 (фиг. 4).
Для повышения надежности фиксации судна 1 (фиг. 1) относительно причала целесообразно применение двух аналогичных устройств, размещенных в передней и кормовой частях судна !. Швартование может осуществляться последовательным вводом в зацепление роликов 2 с профилем 6 при движении судна 1 вдоль платформы 5 или синхронным действием обоих устройств при расположении судна напротив причала.
1237549
1237549
gu8 8
Редактор И. Касарда
Заказ 3248/23
Составитель A. Кузнецов
Техред И. Верее Корректор В. Бутяга
Тираж 422 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4