Импульсный вариатор скорости
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН.„SU,, 2 7839 А1 (бу 4 F 16 Н 29/04 // F 16 Н 3/60
Ф
ОПИСЛНИК ИЗОБРКТ НИя "..;, "
К АBTOPCMOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ "- 4ф(! (21) 3838412/25-28 (22) 02.01.85 (46) 15.06.86. Бюл. К 22 (72) В.П.Медведев (53) 621.833.6.585.1)(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 2?4593, кл. 16 Н 29/04, 1968. концами шарнирно связанные с сателлитом, отличающийся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности путем уменьшения внутренних сил, возникающих при заклинивании элементов, передающих вращающий момент, он снабжен шарнирно связанными с другими концами соответствующих рычагов ползунами, имеющими каждый две взаимодействующие со стенками кольцевого паза опорные поверхности, одна из которых пересечена линией центров шарниров соответствующего рычага, а другая расположена с одной стороны от этой ликии центров. (54) (57) ИМПУЛЬСНЬ(Й ВАРИАТОР скорости, содержащий корпус с кольцевым пазом, размещенный в корпусе на подшипниковых опорах ведущий кривошип переменного радиуса, установленный на последнем с возможностью вращения ведомый сателлит и рычаги, одними
1237839
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве вариатора скорости в приводах различных машин и механизмов.
Цель изобретения — повышение нагрузочной способности вариатора путем уменьшения внутренних сил, возникающих при заклинивании элементов, передающих вращающий момент импульсами.
Кроме того, -при использовании предлагаемого вариатора достигается унификация деталей вариатора лри выборе направления вращения ведомого звена за счет взаимного расположения этих деталей, упрощение конструкции отдельных. элементов вариатора.
На фиг. 1 схематически изображен импульсный вариатор скорости, продольный разрез; на фиг.2 — то же, поперечный разрез; на фиг ° 3 — другой вариант расположения деталей вариатора при изменении направления вращения ведомого звена; на фиг.4 — расчетная схема действующих при заклини" ванин сил.
Импульсный вариатор скорости содержит корпус 1 с кольцевым пазом 2, размещенный в корпусе на подшипниковых опорах 3 ведущий кривошип 4 переменного радиуса, установленный на последнем с возможностью вращения, например, на подшипниках 5, ведомый сателлит 6, рычаги 7, одними концами посредством шарниров 8 связанные с ,сателлитами 6, ползуны 9, связанные посредством шарниров 10 с соответствующими рычагами 7, каждый из ползунов 9 имеет две взаимодействующие со стенками кольцевого паза 2 опорные поверхности 11 и 12. Поверхность 11 пересечена линией центров шарниров 8 и 10, а поверхность 12 расположена по одну сторону от этой же линии центров.
Кривошип 4 может быть связан посредством зубчатых колес 13, 14 и 15 с известным механизмом, обеспечивающим изменение радиуса кривошипа (не показан).
Импульсный вариатор скорости работает следующим образом.
При вращении крнвошила 4 сателлит
6 совершает плоскопараллельное круговое движение и через рычаги 7 взаимодействует с ползунами 9. Ползуны, которые опираются опорной поверхностью 1 1, не препятствуют движению, т.к. диаметр кольцевого паза выбран т «сf (q<+ Q2), где Т вЂ” .окружная составляющая;
Q и Q — радиальные составляющие сил заклинивания (фиг.4); — коэффициент трения.
Силы Я и Q определяются приблизительна из системы уравнений х.-х == Р— q q o, ЕМ„=- р — qzb = О, 40 где P — полное усилие в шарнире 10; а и Ь вЂ” плечи действия сил (фиг.4). а
Отсюда qz,= =P и q,= P + q„ приняв а = Ь/2, получим Q = 0,5 Ð;
Q(= 1,5 P.
Условием заклинивания ползуна 9 будет т 2 Pf или P sine 2 Pf откуда sin ос «<2f.
Еариатор является не реверсивным и обладает свойством муфты обгона в одном направлении вращения ведомого звена (сателлита 6) и самоторможения в другом направлении.
Изобретение позволяет по сравнению с прототипом приблизительно вдвое уменьшить усилия, возникающие при из условия, чтобы угол трения взаиФ модействующих поверхностей ползуна и кольцевого паза был меньше коэффициента трения трущейся пары, а ползун, 5 который взаимодействует со стенкой кольцевого паза опорной поверхностью
12, перекашивается в кольцевом пазу
2 и заклинивается. При этом сателлит
6 поворачивается вокруг мгновенной оси врашения, совпадающей с осью шарнира 10 рычага 7 заклиненного ползуна
9. Все остальные рычаги с лолзунами не препятствуют этому повороту сателлита 6,.так как все остальные ползуны
l5 в этот момент времени опираются на стенку кольцевого паза 2 поверхностями, расположенными по обе стороны от линии центров, соединяющих шарниры рычагов.
2G В следующий момент времени ось вращения сателлита переходит к шарниру соседнего ползуна, и далее процесс повторяется.
Каждый раз заклинивается тот из ползунов 7, скорость которого по линии центров шарниров рычага, связанного с этим лолзуном, имеет большую величину.
Ссотношение сил лри заклинивании
30 ползуна определяется условием
1237839 заклинивании ползуна, и тем самым повысить нагрузочную способность вариатора.
При необходимости изменить направление вращения ведомого звена нужно произвести сборку с расположением деталей (фиг.3).
Кроме того, упрощается конструкция рычагов 7.
1237839
° е «ц фф»
Составитель О.Косарев
Редактор Т.Иитейко Техред Л.Олейник Корректор E. Рококо .Заказ 3272/38 Тираж 880 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/3
Производственно-. полиграфическое предприятие, r.Óæãîðîä, ул.Проектная, 4