Устройство для контроля продольной линии зубьев колеса

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к средствам контроля зубчатых колес. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей устройства путем обеспечения контроля продольной линии зуба спироидного колеса . Это обеспечивается за счет введения в устройство салазок, на которых размещен измерительный рычаг, причем измерительный рычаг совершает заданное эталонное движение посредством микрометрического механизма и обкатного диска с линейкой, а за отклонение линии зуба принимают показания индикатора с учетом введения поправки на погрешность аппроксимации номинальной линии зуба указанным механизмом устройства . 3 ил. ю оо -N| 00 со О)

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЩЕЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU„„1237896 Д1 (5D 4 G 01 В 5 20

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСНОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3696401/25-28 (22) 27.01.84 (46) 15.06.86. Бюл. к- 22 (71) Ижевский механический институт и Производственное объединение "Электростальтяжмаш" (72) Г.Т.Чекалкин, В.И.Гольдфарб, С.А.Лагутин, А.И.Барило и Н.И.Галкин (53) 531. 717. 2: 621. 833 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 353127, G 01 В 5/20, 1970. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПРОДОЛЬНОЙ ЛИНИИ ЗУБЬЕВ КОЛЕСА (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам контроля зубчатых колес. Цель изобретения— расширение функциональных возможностей устройства путем обеспечения контроля продольной линии зуба спироидного колеса. Это обеспечивается эа счет введения в устройство салазок, на которых размещен измерительный рычаг, причем измерительный рычаг совершает заданное эталонное движение посредством микрометрического механизма и обкатного диска с линейкой, а за отклонение линии зуба принимают показания индикатора с учетом введения поправки на по— грешность аппроксимации номинальной линии зуба указанным механизмом устройства. 3 ил.

1 1237896 з

Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам контроля зубчатых колес.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей устройства путем обеспечения контроля продольной линии зубьев спироидного колеса.

На фиг. 1 показана конструктивная схема устройства для контроля. линии зубьен колеса; на фиг. 2 — то же, 10 принципиальная схема; на фиг. 3 — метрологическая схема измерения.

Устройство включает основание 1, поперечную каретку 2, установленную . на основании, шпиндель 3, размещенный 15 на поперечной каретке 2, сменный диск

4, закрепленный на шпинделе 3, оправку 5 для установки контролируемого колеса 6. связанную со шпинделем 3 продольную каретку 7, расположенную на 20 основании 1, планку 8, закрепленную на продольной каретке 7 и кинематически связанную со сменным диском 4, измерительньп рычаг 9, одним концом контактирующий с контролируемым колесом

6, индикатор 10, кинематически связанный со свободным концом измерительного рычага 9. салазки 11, установленные на продольной каретке 7 с возможностью поперечного перемещения, микрометрический механизм, 12, закрепленный на продольной каретке 7 и кинематически связанный с салазками 11, а измерительный рычаг 9 установлен на салазках 11.

Для пояснения работы устройс.тна на фиг. 1 обозначены: 13 " кольца, 14 винт, 15 — лимб, а на фиг. 3 обозначены: 16 — воспроизводимая устройством эталонная линия, 17-реальная продоль- 40 ная линия зуба, 18 — номинальная продольная линия зуба, 19 — точка начала измерения линии зуба.

Устройство работает следующим образом. 45

Контролируемое колесо 6 устанавливают на оправку S. Изменяя толщину кольца 13, добиваются того, чтобы измерительный рычаг 9 входил во впадину между зубьями колеса на глубину,, рав- 50 ную осевому модулю витков червяка и отсчитываемую от поверхности вершин зубьев колеса. На шпиндель 3 устанавливают сменный диск 4 радиус I" котоЬ ро го определяют по фо рмуле 55

r = а (0,72tg М+ 1,0018), (1) где а — межосеное расстояние спи—

14 роидной передачи,, колесо 6 которой контролируется; угол подъема делительной линии витка червяка, сопряженного с контролируемым колесом.

Вращая винт 14, перемещают поперечную каретку 2 так, чтобы сменный диск

4 вошел в соприкосновение с планкой

8. С помощью микрометрического механизма l2 устанавливают салазки 11 н такое положение, при котором -измерительный рычаг 9 будет удален от рабочей поверхности планки 8 на расстояние ь, которое равно

0 — при контроле правой поверх— ности зуба колеса; а, (1,9161 У+ 0,0473) — при контроле левой поверхности зуба ко— леса.

Затем перемещают продольную каретку 7 до тех пор, пока измерительный рычаг 9 не войдет во впадину между зубьями колеса 6 с заданной стороны венца (например, со стороны внешнего цилиндра диаметра 4 7. Затем, поворачивая контролируемое колесо 6, измерительный рычаг 9 приводят в соприкосновение с контролируемой боков >й поверхностью зуба колеса. Индикатор

10 и лимб iS устанавливают в н левое положе ние .

В процессе контроля перемещают продольную каретку 7 и закрепленную на ней планку 8. При этом планка 8 за счет фрикционных сил поворачивает диск

4 и связанные с ним шпиндель 3, оправку 5 и кон гролируемое колесо 6 на угол Р, отсчитываемый по лимбу 15. В результате этих движений измерительный рычаг 9 должен описать в пространстве, связанном с колесом 6, эталонную линию 16 (см. фиг.3), являющуюся конволютой (удлиненной или укороченной эвольнентой н зависимости от

L).

Но поскольку указанньп измерительный рычаг 9 скользит по боковой поверхности зуба контролируемого колеса

6 вдоль продольной линии 17, то индик ато р 10, сн язанный с измерительным рычагом 9 показывает величину отклонения а9: реальной продольной линии 17 от эталонной линии 16 (эталонной конволюты)., воспроизводимой устройством.

Полученное отклонение а Р сравнивают с расчетным отклонением а г номинальной

1237

3 продольной линии 18 от эталонной линии 16 определяемым по формуле лр = Г (К„ч - К ) а „ (2) где К„= 0,02;

К,= (2аТ вЂ” в) 0,02.

Коэффициенты а и в определяются по формулам: для правой (выпуклой) поверхности зуба колеса а = 0,018— 10 — 20, 113

5,75 у, / ф

16,716 для левой (вогнутой) поверхности зуба

252 5

15 а =

1,0, <„,+ 7,02 в = 2 27 493 7

0Ä вЂ” 6,28

?0

U - передаточное отношение передачи, колесо 6 которой контролируется, V,=y(0,5d ) - — (r„+ 1.) /г

25 где 1 — диаметр цилиндра, соосного с колесом и проходящего через отсчетную начальную точку 19, в которой касается измерительный рычаг боковой поверхности зуба колеса 6 в начальный мо30

MeHT KOHTPOJYR (ITPHHHMBIOT d

6 где d — диаметр внешнего цилиндра колесаа);

1 „ HL определяются по вышеприведенным формулам, По величине разности а между ь Ри

4р, являющейся отклонением фактической

896 4 продольной линии 17 зуба колеса 6 от номинальной линии 18, судят о качестве контролируемого колеса.

Использование изобретения позволяет контролировать продольную линию зуба спироидных передач при любых соотношениях их параметров.

Формула и з о б р е т е н и я

Устройство для контроля продольной линии зубьев колеса, содержащее основание,- поперечную каретку, установленную на основании, шпиндель, размещенный на поперечной каретке, сменный диск, закрепленный на шпинделе, оправку для установки контролируемого колеса, связанную со шпинделем продольную каретку, расположенную на основании, планку, закрепленную на продольной каретке и кинематически связанную со сменным диском, измерительный рычаг, одним концом контактирующий с.контролируемым колесом, индикатор, кинематически связанный со свободным концом измерительного рычага, î т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, устройство снабжено салазками, установ-, ленными на продольной каретке с возможностью поперечного перемещения, и микрометрическим механизмом, закрепленным на продольной каретке и кинематически связанным с салазками, а измерительный рычаг установлен на салазках.

1237896

1237896

Составитель Б. Афонский

Техред Л.Олейник Корректор О.Луговая

Редактор Н. Киштулинец

Заказ 3277/41 Тираж б70 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений.и открытий

1 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4