Рельсовая сталь
Иллюстрации
Показать всеРеферат
„„SU, 1239166 А1
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК ду 4 С 22 С 38/48
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOIVIV СВИДЕТЕЛЬСТВУ вязкости, контактной выносливости, понижения порога -хладноломкости до о температуры минус 80 С, она дополнительно содержит медь, церий и кальций при следующем соотношении компонентов, мас.Ж:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3781056/22-02 (22) 14.08.84 (46) 23.06.86. Бюл. У 23 (7 1) Украинский ордена Трудового
Красного Знамени научно-исследовательский институт металлов (72) И.С.Тришевский, Д.К.Нестеров, Н.Ф.Левченко и В.Е.Сапожков (53) 669. 14.018.294. 2-194 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 361218, кл. С 22 С 38/38, 1973, Патент Англии Р 1342582, кл. С 7 А, 1974. (54)(57) РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ, содержащая углерод, марганец, кремний, хром, никель, алюминий, ванадий, ниобий, железо, отличающаяся тем, .что, с целью повышения пластичности, Углерод
Марганец
Кремний
Хром
Никель
Алюминий
Ванадий
Ниобий
Медь
Церий
Кальций
Железо
О, 70-1, 0
0,70-1, 05
0,20-0,50
0 50-0,90
0,05-0,80
0,01-0,05
0,01-0,25
0,005-0,22
0,31-0,55
О, 01-0, 04
0,001-0,08
Остальное
1 123
Изобретение относится к металлургической промьппленности ч может быть использовано для производства железнодорожных рельсов особо высокой прочности для эксплуатации в условиях
Севера.
Цель из))бретения — повьппение пласТИЧНОСТИв BHSKOCTH ° КОНТаКТНОй ВЫ носливости и понижение, порога хладноломкости стали до температуры минус 80 С.
В табл.3 приведен химический состав сталей (плавки 1-8 — предлагаемая сталь; плавки 9 и 10 — с запредельными содержаниями легирующих компонентов; плавка 11 — известная сталь).
9166
Таоли))а) Солерканне компонентов, мас,7
Плавка
С Мп Si (Cr ) 1) 7)Ь 7)) С. о А1 ) Се Са
1 О 70 О 70 О 20 О 50 О 01 О 005 О 05 О 31 0,() О 01 0 001 Останьное2 О 76 О 80 О 25 О 65 0 034 О 05 О 20 0,33 0 016 С О)О 0>01
0,0?С С,020 О>02
3 0,81 0,90 0>28 0,70 0,05 0,08 0>26 0,35
0,030 0,025
О,О2
O,Ç7 о,зг
0,45
075 00S 012
0Ä79 0,12 0>15
Р,93 0,32
0>96 0,38
4 0,83
5 0,86
О,40 О,Î27 0,033 О,ОЗ
6 0,90 0,99 0,43 0,85 0,18 0,18 0,57 0,45 0,033 0,036 0,05
О,5О О,04) 0>038 0,07
О ° 25 0,22
0,009 О ° 045
0,55
0,29
0,05
0,08
О,8О
О, 048
0,040
О,009
u,О8
O,ОО9
1,05 0,50 0,90
0 ° 68 0> 19 0>48
8 1,о
9 oi69
0, 60 0> 00)>5 О, 04 5 0, 085
О 79 О 1> >1
О,O? B
0,32
11 О 83 О 92 Оа32
Слитки стали прокатывают на стане 550 на заготовки сечением 56 56 мм, после чего, с целью предотвращения флокенов, их замедленно охлаждают в печи сначала при 650 С в течение 2 ч, о а затем при отключенной печи, Иэ заготовок вырезают темплеты под образI цы для испытаний механических свойств контактно-усталостной прочности, коррозионной стойкости, свариваемости исследования микроструктуры и неметаллических включений, Термообработку темплетов проводят после предварительного сфероидиэирующего отжига по режиму: нагрев токами высокой частоты до 950+10 С, скорость нагрева
10 С/с, охлаждение в масле и отпуск при 480 С, 2 ч.
В табл.2 приведены механические свойства сталей.
Показатели ударной вязкости рельсовых сталей в термоупрочненном состоянии в зависимости от температуры испытания приведены в табл.3.
7 О 95 1 02 0>46 0 BS О 21 О 20 0 67
10 1,05 1,1 0,55 0,95 0,27 0,25 0,85
Meталлографическое исследование характера распределения неметаллических включений в предлагаемой стали показывает, что длина строчек неметаллических включений уменьшается и составляет: минимальная — 1,0 мм, а максимальная — 1,8 мм, при этом полностью удовлетворяются требования, предъявляемые к рельсам первой груп10 пы. Неметаллические включения овальной или.сферической формы. Устранена загрязненность стали страчечными включениями глинозема, сульфидов и силикатов железа и марганца, что
15 приводит к увеличению выхода годных рельсов по поверхностным дефектам на
107, а также уменьшена склонность стали к водородной хрупкости на 8Å по сравнению с рельсами иэ известной
20 стали., Предлагаемая сталь обладает хорошей свариваемостью и высокой стойкостью против атмосферной коррозии, а в технологическом отношении — хо 25 рошей жидкотекучестью. Высокие показатели свойств и технологические факторы позволяют эксплуатировать рельсы иэ предлагаемой стали на железных дорогах в условиях Севера при
30 высоких контактно-усталостных нагрузках, низких температурах и неблагоприятных атмосферных условиях, а также производить сварку рельсов в непрерывные петли для укладки в бесстыковый путь. Эксплуатационная стойкость рельсов особо высокой проч- ности по предварительным данным в
2,0-2„5 раза превышает стойкость термоупрочненных рельсов, изготовщ ленных иэ углеродистой стали известного состава.
1239166
Таблица 2
Балл
Механические свойства
Плавка зерна аустеОД >
Н/ммг и>
Н/мм2 нита
12,1
605
1440
24,5
1580
4190
1630 1490
34,6
640
10-11
15,6
4450
665
36,8 11-12
1655
1505
16,5
680
4600
15,4
1680
1510.
39,0
478 0
1800 1580
44,0
16,0
720
1760
13-14 690 4650
1620
39,2
13,8
4180
1805
1675
680
12,2
31,5 625
1865 1735
-9,2
4050
22,5
1480 1390
11,8
19,5
580
3750
18,5.10
1870
1750
8,0
600
3950
17,01360 1265
515
2850
8-9
8,0
Таблица 3
М»
Изменения ударной вязкости, Дж/смг в зависимости от температуры испытания, аС
Плавка
I ) -60 . -80
-20
29,0
28,0
24,6
23,0
21,8
20,5
22 ° 2
35 0
34,4
32,2
28,0
26,6
28,0
39,0
37 ° 8
33 4
35,8
23,4
27,5
41,0
38,0
34,8
32,2
22,8
42,6
28,8
44,5
41,0
35,4
24,.2
40,0
40,5
37,5
30,2, 25,2
21,8
36,8
39,0
34,5
27,7
23,2
21,0
21,2
32,5
31,8
24,5
29,0
21,4
24,5
23,5
20,5
14,5
11,5
10,0
19,0
18,5
15,5
18,5
13,1
10,0
18,0
17,0
13,5
5,0
13-14
12-13
Предел усталости 6 фэ
Н/мм2
Предел контактной прочности б„, н/ммг