Оборудование для спуска-подъема приборов на кабеле
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
yg 4 Е 21 В 33/03 ъ с 1 . . "Ь р
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3729839/22-03 .(22) 18.04.84 (46) 23. Об. 86. Бюл. В 23 (71) Азербайджанский ордена "Знак
Почета" научно-исследовательский институт нефтяного машиностроения (72) А.В.Круткин (53) 622.245.7(088.8) (56) Френкель Б.О. и др . Оборудова- . ние герметизации устья при скважинных работах. — Нефтяное хозяйство, 1981, Ф 1, с. 38-41.
Зайцев Ю.В. и др. Освоение и ре- . монт нефтяных и газовых скважин под давлением. — М .: Недра, 1982, с. 162-176. (54)(57) ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СПУСКА.ПОДЬЕМА ПРИБОРОВ НА КАБЕЛЕ, включающее лебедку с кабелем, имеющую привод от двигателя внутреннего сгораL
„,SU„„3239264 А1 ния с регулятором подачи топлива, и лубрикатор с уплотнителем для герметизации устья скважины с подачей уплотнительной смазки от насоса, имеющего гидропривод с клапаном регулирования подачи смазки, включенным в его напорную линию, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности работы оборудования, оно снабжено преобразователем, свя занным с регулятором подачи топлива в двигатель лебедки и с напорной линией гидропривода насоса подачи смазки, выполненным в виде гидроцилиндра с дросселирующим отверстием в поршне, сообщающим поршневую и штоковую полости гидроцилиндра, и клапаном давления, соединенным с порш невой и штоковой полостями гидроцилиндра. (:
° °
Ю
М
CO
h4
Cb
hah
1 12
Изобретение относится к нефтепромыслоному оборудованию, предназначенному для проведения геофизических работ с приборами и аппаратами, спускаемыми на кабеле (или канате) в скважины, находящиеся под давлением.
Цель изобретения — повышение надежности работы оборудования.
На фиг.l приведена конструктивная схема компоновки предлагаемого оборудования; на фиг.2 — схема привода и управления составными частями оборудования.
Оборудование имеет общую монтажную и транспортную базу I например шасси автомобиля, на которой смонтированы лебедка 2 с кабелем 3, насосная установка подачи смазки 4 в уплотнитель 5 лубрикатора 6. Оборудование может включать также грузоподъемную стрелу 7, с помощью которой производится монтаж лубрикатора 6 на устье скважины и разгрузка его от усилия натяжения кабеля.
Насосная установка подачи смазки содержит насос и системы привода и управления им. В плунжерном насосе
8 двустороннего действия при возврат. но-поступательном движении поршня 9 давление рабочей жидкости гидросистемы, поступающей в поршневые полости преобразуется в давление смазки в плунжерных полостях 5 . о
Смазка в насос поступает через всасывающие клапаны 10 из контейнера
ll, где она находится под давлением сжатого воздуха или азота. В уплотнитель 5 лубрикатора смазка поступает через нагнетательные клапаны 12, трубопровод 13 и обратный клапан 14.
Из уплотнителя смазка отводится по дренажному трубопроводу 15. Гидропривод насоса подачи смазки включает насос 16, приводимый от двигателя 17 внутреннего сгорания, предохранитЕльный клапан 18 защиты насоса 16, клапан 19 регулирования давления рабочей жидкости гидросистемы, поступающей по напорной линии 20 в поршне 9 насоса подачи смазки, Автоматический реверс насоса обеспечивается путем управления реверсивного гидрораспределителя 21.
Двигатель 17 внутреннего сгорания. приводящий одновременно и насос 16 установки подачи смазки и лебедку 2 с кабелем 3, снабжен преобразователем, воздействующим на регулятор 22
39264 1 подачи топлива в двигатель. Преобразователь.выполнен в виде гидроцилиндра 23, в поршне 24 которого,имеется дросселирующее отверстие 6, К поршневой полости гидроцилиндра 23 подсоединена гидролиния 25, являющаяся обратной связью между гидроприводом насоса подачи смазки и приводом лебедки 2 от двигателя 17 внутреннего сгорания.
В системе гидропривода насоса 8 указанная обратная связь 25 включена между клапаном 19 и порше м 9..На выходе преобразователя (гидроцилиндра) 23 последовательно с его штоковой полостью установлен клапан
26 давления, управляющие полости которогс соединены с поршневой и штоковой полостями гидроцилиндра 23, а выход — со сливом.
Предлагаемая конструкция оборудования работает следующим образом.
Единая монтажная и транспортная база 1, на которой смонтированы все составные части оборудования, подает ся к устью скважины на расстояние, необходимое для монтажа на нем грузоподъемной стрелой 7 лубрикатора 6.
Кабель 3 лебедки может быть заранее заправлен в уплотнитель 5 лубрикатора 6, Последний также может быть заранее собран с трубопроводами 13 и 15 и установлен на грузоподъемнои стреле 7. Таким образом, после подъема стрелы из горизонтального транспортного положения в наклонное вертикаль ное, оборудование сразу может быть подготовлено к производству спускоподъемных операций.
После соединения прибора с кабелем, установки его в полость лубрикатора и соединения последнего с устьевым фланцем включают систему герметизации уплотнителя. Запускают двигатель 17 внутреннего сгорания и включают. только систему подачи смазки, не включая привод лебедки 2, Рабочая жидкость гидросистемы подается насосом 16 в гидроцилиндр привода насоса 8, Последний, совершая возвратно-поступательное движение, через всасывающие клапаны 10 забирает уплотнительную смазку из контейнера
11 и попеременно через правый и ле-, вый нагнетательные клапаны 12 подает ее в уплбтнитель 5, в кольцевой зазор между кабелем и направляющим з 12 отверстием уплотнителя. Когда давление в уплотнителе достигает величины, на 3-5 МПа превьппающей значение устьевого давления, открывая задвижку и превентор, сообщают полость лубрикатора со скважинным давлением и начинают спуск прибора на кабеле.
Отрегулировав Дополнительно после начала движения кабеля смазки в уплотнителе, запускают систему для работы в автоматическом режиме. Управление при этом осуществляется следующим образом: клапаном 19 давления устанавливают в напорной линии 20 привода насоса 8 подачи смазки давле. ние, соответствующее получейию,указанного вьппе значения давления смазки в уплотнителе при неподвижном каJ .беле; давление напорной линии 20 через гидролинию 25 обратной связи поступает в поршневую полость гидроцилиндра преобразователя 23, в котором устанавливается определенное равновесное положение поршня 24 и связанного с ним рычага регулятора 22 подачи топлива в двигатель 17 внут. реннего сгорания.
Равновесное положение поршня 24 определяется равенством действующих на него с двух сторон усилий, определяемых в поршневой полости давлени.ем перед дроссельным отверстием 5, в штоковой полости давлением настройки клапана 26 и усилием пружины.
Включают привод лебедки и устанавливается скорость движения кабеля, соответствующая оборотам двигателя 17 внутреннего сгорания установленным преобразователем 23.
С начала движения кабеля давление смазки в уплотнителе 5 снижается.
Одновременно снижается давление в
39264 4 поршневых полостях насоса 8, в напор ной линии 20, в линии 25 обратной связи, в поршневой полости гидроцилиндра 24 и в соединенной с ней уп5 равляющей полости клапана 26 давления преобразователя 23 ° Клапан 26 начинает закрываться и давление в штоковой полости гидроцилиндра начинает возрастать, Вследствие этого
1о поршень 24 сдвигается и вызывает смещение рычага регулятора подачи топлива в двигатель 17 внутреннего сгорания, вследствие чего уменьшается скорость движения кабеля и давление в уплотнителе вновь восстанавливается до требуемой. величины.
Если необходимо обеспечить герметизацию при большой скорости движения кабеля, увеличивают давление в напорной линии 20 клапаном 19 давления. Одновременно возрастает давление уплотнительной смазки в уплотнителе 5, в поршне 24 гидроцилиндра (преобразователя) 23 и в управляющей полости клапана 26, что в свою очередь вызывает снижение давления в штоковой полости гидроцилиндра 23>
В результате этого поршень последнего смещается и увеличивает обороты двигателя 17 внутреннего сгорания.
Скорость движения кабеля 3 возрастает и давление в уплотнителе снижается до настроенной величинь|.
Таким образом, обеспечивается под35 держание постоянного давления в уплотнителе 5 и достигается автоматизация управления процессом герметизации устья скважины.
Завершение работ и демонтаж оборудования производится в последователь. ности, обратной описанной вьппе, 1239264
Уим
cxberrgw
Составитель И.Кепке
Техред О.Сопко Корректор Е.Сирохман
Редактор Е.Папп
Заказ 3365/27 Тираж 548 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, R-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4