Способ контроля работоспособности гидравлического сервомотора клапанов турбины и устройство для его осуществления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. Способ контроля работоспособности гидравлического сервомотора клапанов турбины , снабженного отсечным золотником с силовой и импульсной линиями подвода рабочей жидкости, путем подачи прямоугольного сигнала к отсечному золотнику с длительностью и амплитудой, выбранными в соответствии с эталонными временем и величиной перемещения клапанов, измерения фактического времени перемео ения клапанов под воздействием прямоугольного сигнала, определения времени запаздывания начала перемещения по отношению к прямоугольному сигналу, сравнения фактического времени перемещения и найденного времени запаздывания с эталонными значениями и выявления на этой основе нарушений работоспособности , отличающийся тем, что, с целью упрощения контроля работоспособности одностороннего сервомотора, прямоугольный сигнал подают по силовой линии. (Л ГчЭ со со со to
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1239372
А1 511 4 F 01 D 17/26
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BT0PCHGMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
NS;li . 0 г"":л
Фиг.1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3824926/24-06 (22) 27.11.84 (46) 23.06.86. Бюл. № 23 (72) В. В. Князев, А. Н. Карев, М. И. Чупов, В. В. Малышев и М. Е. Чагай (53) 621.165-54 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1127980, кл. F 01 D 17/20, 1983.
Авторское свидетельство СССР № 1040186, кл. F 01 D 17/20, 1982. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО СЕРВОМОТОРА КЛАПАНОВ ТУРБИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) 1. Способ контроля работоспособности гидравлического сервомотора клапанов турбины, снабженного отсечным золотником с силовой и импульсной линиями подвода рабочей жидкости, путем подачи прямоугольного сигнала к отсечному золотнику с длительностью и амплитудой, выбранными в соответствии с эталонными временем и величиной перемещения клапанов, измерения фактического времени перемещения клапанов под воздействием прямоугольного сигнала, определения времени запаздывания начала перемещения по отношению к прямоугольному сигналу, сравнения фактического времени перемещения и найденного времени запаздывания с эталонными значениями и выявления на этой основе нарушений работоспособности, отличающийся тем, что, с целью упрощения контроля работоспособности одностороннего сервомотора, прямоугольный сигнал подают по силовой линии.
1239372
Угг; !!!!< !.во для контроля работоспособносгп è.!ð !âëè÷åñ!!îão сервомогора клапанов турбины, снабженного отсея!!ым золотником с силовой и импульс!!ой:I01IHHMH подвода рабочей жидкости, содержащее два датчика положения сервомотора, два релейных элемента и блок подачи прямоугольного сигнала, отличающееся тем, что оно снабжено запорным клапаном с приводом, измерителем временных интервалов и дополнительными датчиком положения и релейным элементом, причем запорный клапан установлен в силовой линии подвода рабо1
Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при эксплуатации систем регулирования турбин.
Цель изобретения — упрощение контроля работоспособности одностороннего сервомотора.
На фиг. 1 показано изменение во времени сигналов, используемых по предлагаемому способу контроля; на фиг. 2 — схема устройства для осуществления способа.
На фиг. 1 обозначены: входной эталонный прямоугольный сигнал (Х) 1, выходной эталонный сигнал 2 — перемещение клапанов (7), входной прямоугольный эксплуатационный сигнал 3, выходные эксплуатационные сигналы 4 и 5 (фактические перемещения клапанов), Х вЂ” амплитуда прямоугольного сигнала, Т-. — длительность эталонного прямоугольного входного сигнала;
Z — максимальное значение выходного сигнала, равное величине полного открытия клапана, чэ — эталонное время запаздывания начала перемещения; Т ° — - эталонное время перемещения клапанов, Т!, Т вЂ” фактическое время перемещения, !, с — фактическое время запаздывания начала перемещения, ЛХ! — установленный уровень перемещения (эксплуатационный уровень прикрытия клапанов) .
При подаче на вход сервомотора, являющегося эталонным, сигнала 1 определяется эталонное время Т при перемещении клапанов от значения Z„, до нуля (сигнал 2) . В процессе эксплуатации на вход сервомотора, находящегося, например, в положении полного открытия (Z ), подают прямоугольный сигнал 3, по длительности меньший или равный Тэ.
На выходе сервомотора определяются фактическое время запаздывания (т! или 4) и фактическое время перемещения (Т! или Т ). По характеру отклонения этих значений от соответствующих эталонных Г. и
35 чей жидкости к отсечному золотнику, датчики положения сервомотора и запорного клапана подключены через релейные элементы к измерителю временных интервалов, а блок подачи прямоугольного сигнала — к приводу запорного клапана.
3. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что оно снабжено таймером с выходным реле, причем выход одного из релейных элементов, подключенных к датчику положения сервомотора, дополнительно связан с входом этого реле, выход которого подсоединен к блоку подачи прямоугольного сигнала.
Т!-. получают качественную и количественную оценку работоспособности сервомотора.
Например, при протекании фактического перемещения в соответствии с сигналом 5 (т.е. с опережением по сравнению с эталонным сигналом 2) можно констатировать увеличение протечек из-под поршня сервомотора. При протекании фактического перемещения в соответствии с сигналом 4 (т.е. с отставанием от сигнала 2) можно констатировать увеличение нечувствительности.
Устройство для осуществления способа содержит запорный клапан 6, датчики 7 и .8 положения, дополнительный датчик 9 положения, релейные элементы 10 и 11, дополнительный релейный элемент 12, измеритель 13 временных интервалов, гидравлический односторонний сервомотор 14 с клапанами турбины, отсечной золотник 15 с обратной связью, привод 16 запорного клапана, блок 17 подачи сигнала, выходное реле 18, таймер 19, силовую линию 20 подвода рабочей жидкости к отсечному золотнику; импульсную линию 21 подвода рабочей жидкости к отсечному золотнику.
Положение золотника 15 и, соответственно, сервомотора 14 определяется в статике значением давления Ри в импульсной линии 21. Подвод рабочей жидкости к золотнику 15 осуществляется через нормально открытый клапан 6. Положение этого клапана контролируется датчиком 9, подключенным через релейный элемент 12 к измерителю 13 временных интервалов. Положение сервомотора контролируется датчиками 7 и 8 положения, подключенными к измерителю 13 через релейные элементы 10 и 11. Привод
16 клапана 6 управляется блоком 17 дистанционно (сигнал D) или автоматически от таймера 19 через выходное реле 18.
В качестве датчиков 7 — 9 положения могут быть использованы конечные выключатели, в качестве привода — электромаг1239372
8М
Составитель A. Калашников
Техред И. Верес Корректор И. Эрдейи
Тираж 500 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 l 3035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор А. Шишкина
Заказ 3372/32 нит или электропривод. Измеритель 13 может быть выполнен в виде цифрового секундомера с внешним управлением запуском и несколькими независимыми измерительными каналами.
Устройство работает следующим образом.
Воздействием в сторону закрытия клапана 6 формируется передний фронт прямоугольного входного сигнала, в соответствии с чем поршень сервомотора 14, находившийся в состоянии, например, полного открытия, за счет протечек рабочей жидкости через неплотности и зазоры силой пружин перемещается с некоторой скоростью на закрытие. Воздействием на открытие клапана 6 формируется задний фронт прямоугольного входного сигнала. В соответствии с этим сигналом поршень сервомотора восстанавливает свое положение полного открытия. При своих перемещениях клапан 6 и сервомотор 14 воздействуют через датчики 7 — 9 положения на релейные элементы 10 — 12, которые запускают и останавливают счетчики измерителя 13 в определенном порядке: при закрытии клапана 6 датчик
9 положения через релейный элемент 12 запускает счетчик обоих измерительных каналов измерителя 13; в начале своего движения на закрытие сервомотор 14 через датчик 7 положения и элемент 10 останавливает счетчик одного измерительного канала.
В результате определяется время запаздывания сервомотора. При достижении поршнем сервомотора 14 уровня установки датчика 8 положения срабатывает релейнЪ|й элемент 11, который своим сигналом оста1О навливает счетчик второго канала измерителя 13, и определяется время перемещения.
С целью автоматизации процесса контроля сервомотора таймер 19 подключен через выходное реле 18 к блоку 17 подачи сигнала на привод 16 запорного клапана 6.
Релейный элемент 11 датчика 8 положения сервомотора 14 имеет второй выход, соединенный с входом реле 18. Выход измерителя 13 временных интервалов может быть
20 соединен с входом ЭВМ. Привод 16 закрывает клапан 6 по сигналу таймера 19, а открытие клапана 6 производится от сигнала элемента 11.
Измерение выходных сигналов производится аналогично описанному.