Узел крепления рабочего колеса на валу
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК др 4 F 04 D 29 20
„13
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Фиг.1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3805234/25-06 (22) 26.10.84 (46) 23.06.86. Бюл. № 23 (72) Ю. И. Кезин (53) 621.671 (088.8) (56) Б. М. Шкундин.Землесосные снаряды.
М.: Энергия, 1968, с. 117, рис. 3 — 65.
Орлов П. И. Основы конструирования.
М.: Машиностроение, ч. 11, 1977, с. 295, рис. 322. (54) (57) УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ РАБОЧЕГО
КОЛЕСА НА ВАЛУ, содержащий сопряженные между собой конический хвостовик и коническое отверстие и элемент осевой фиксации, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности крепления путем радиальной фиксации элементов узла, кони„„SU„„1239412 А1 ческое отверстие выполнено в валу, хвостовик — на рабочем колесе, а элемент фиксации — в виде ввернутого в рабочее колесо фасонного болта с конусной поверхностью на конце, при этом в хвостовике колеса выполнены отверстия под острым углом к оси вала с вершиной, обращенной в сторону колеса, равномерно расположенные по окружности, а в валу, в области конического отверстия, выполнены пазы, при этом узел снабжен не менее чем двумя сухарями, установленными в отверстиях хвостовика и имеющими торцы, один из которых сопряжен с конусной поверхностью болта, а другой — с поверхностью паза, расположенной под острым углом к оси вала с вершиной, обращенной в сторону колеса.
1239412
5- Б
1О
Фиг. 3
Фиг. 2
Составитель В. Девисилов
Редактор А. Козориз Техред И. Верес Корректор Л. Патай
За каз 3376/34 Тираж 586 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП <Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для крепления рабочих колес гидромашин и турбомашин на валу, Цель изобретения — повышение надежности крепления путем радиальной фиксации элементов узла.
На фиг. 1 изображена конструкция узла крепления; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б — Б на фиг. 1.
1О
Узел крепления рабочего колеса на валу 2 содержит сопряженные между собой конический хвбстовик 3 и коническое отверстие 4 и элемент осевой фиксации. Коническое отверстие 4 выполнено в валу 2, хвостовик 3 — на рабочем колесе 1, а элемент фиксации — в виде ввернутого в рабочее колесо 1 фасонного болта 5 с конусной поверхностью 6 на его конце 7. В хвостовике 3 выполнены отверстия 8 под острым углом а к оси вала 2 с вершиной В, обращенной 20 в сторону колеса 1. Отверстия 8 равномерно расположены по окружности..
В вале 2 области конического отверстия
4 выполнены пазы 9, при этом узел снабжен не менее чем двумя сухарями 10, установленными в отверстиях 8 хвбстовика 3 и имеющими торцы 11 и 12, один из которых сопряжен с конусной поверхностью б болта 5, а другой (12) — с поверхностью
13 паза 9. Поверхность 13 паза 9 расположена под острым углом р к оси колеса с вершиной Г, обращенной в сторону колеса 1.
Болт 5 застопорен отогнутым в паз 14 кольцевым пояском 15.
Сборка узла осуществляется следующим образом.
Вначале помещают сухари 10 в отверстия
8 и вставляют рабочее колесо 1 хвостовиком 3 в коническое отверстие 4, предваА-Д рительно выставив отверстия 8 и пазы 9 для каждого сухаря 10 в одно меридиональное сечение. После этого ввинчивают фасонный болт 5 в рабочее колесо 1 и стопорят, например, путем отгибки пояска 15 в паз 14. При завинчивании фасонного болта 5 его конический конец 7 раздвигает сухари 10 в радиальном направлении до упора их торцов 12 в поверхности 13 пазов 9.
При этом создается натяг, в несколько раз превышающий осевое усилие от завинчивания болта 5, причем все зазоры и люфты между деталями фиксатора выбираются, что исключает их взаимное перемещение при работе насоса. Натяг в месте сопряжения торца 12 сухаря 10 с поверхностью 13 паза 9 при работе даже увеличивается за счет действующих на штифты центробежных сил и, таким образом, фиксация деталей улучшается. Разборка устройства производится в обратном порядке: вначале вывинчивают фасонный болт 5, затем вынимают хвостовик 3 из вала 2. При этом сухари 10 выталкиваются из пазов 9.
При вращении рабочего колеса 1 крутящий момент передается на вал 2 через сухари 10, боковые стенки пазов 9, а осевые силы — через наклонную поверхность 13 пазов 9.
Предлагаемое устройство позволяет существенно повысить надежность работы узла за счет того, что при сборке между деталями устройство создается необходимый монтажный натяг, благодаря которому предотвращается возможность их взаимного перемещения в работе, а значит, возможность появления прижогов и наклепов на сопрягаемых поверхностях и повышенного дисбаланса на рабочем колесе. Кроме того, обеспечивается надежная радиальная фиксация колеса.