Устройство для измерения момента трения подшипников
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению . Цель нзобретения состоит в упрощеннн конструкцин н повышении произвоянтельности измерений за счет выполнення механизма передачи осевого усилия в виде подшипника линейного перемещення с шарсяым шарнирным подшипником. Наружное кольцо 7 не- . пытуемого подшипника устанавливают в обрй: му 5, а внутреннее кольцо 3 - на вал 2. При Ьд 00 0 сд ОР 00
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)4 G 01 М 13/04
%1 С":1"Ч1 5":
И,,,„ i3(ЙКЬЛИОТЕКА
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ASTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ с©
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA (21) 3556008/25-28 (22) 18.02.83 (46) 23.06.86. Бюл. Я 23 (71) Всесоюзный научно- исследовательский конструкторско-технологический институт подшипниковой промышленности (72) А. Н. Зарецкий, В. Г. Глазунов, Г. В. Тикунова и Г. К. Петриков (53) 620.178.16 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
И 827993, кл..G 01 М 13/04, 1978.;
„SU 12395 9 АI (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ МОМЕНТА ТРЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ (57) Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения состоит в упрощении конструкции и повышении производительности измерений за счет выполнения механизма передачи осевого усилия в виде подшипника линейного перемещения с шаровым шарнирным подшипником. Наружное кольцо 7 ис- . пытуемого подшипника устанавливают в обо Ь му 5, а внутреннее кольцо 3 — иа вал 2. Ilpii измерении перемещают шток 5, кольцо 7 устанавливается íà роликах 22 и через шарики !
, подпятник 17, пяту 18, втулку 20, упругие элементы 19 и обойму 6 между кольцами 3 и 7 создается осевое усилие нагружения. Основа1239539 ние 12 самоустанавливается на шариках 16.
При вращении вала 2 обойма 6 закручивается посредством упрутих элементов 19 на угол, пропорциональный моменту трения подшипника, который регистрируется датчиком 8 1 w.
Устройство содержит корпус 1, установленный в нем приводной вал 2 для фиксации внутреннего кольца 3 подшипника, закрепленный ю корпусе 1 соосно с валом 2 пневмоцилиндр 4 с штоком 5, обойму 6 для фиксации в ней наружного кольца 7 подшипника, датчик 8 момента трения и механизм передачи осевого усилия, выполненный в виде скреп. ленного с торцом штока 5 диска 9 с равно. мерно расположенными по периферии опорными площадками 10, закрепленных на диске 9 нараллельно оси вала 2 тяг 11, установленного на иих с возможностью осевого и радиального перемещения основания 12 с опорными пло. щадками 13, сепаратора 14, закрепленного на основании 12 на торсионных пружинах 15, раз- мещенных в сепараторе 14 с возможностью контактирования с опорными площадками
10 и 13 шариков 16, закрепленного на основании 12 сферического подпятника 17, установленной в нем сферической пяты 18, коаксиально закрепленной посредством упругих элементов 19 внутри обоймы 6 с возможностью упругого поворота относительно ее. оси втулки 20, скрепленной своей внутренней поверхностью посредством валика 21 с пятой 18.
Радиус сферической поверхности последней выбран иэ условия совмещения ее центра с точкой пересечения нормалей, проведенных через центры симметрии контактных площадок пощаипника, и определяется по формуле
R, = K (h+OS (H+(d+3) tg Ы)), где Ri — радиус кривизны сферической поверхности пяты 18;
Изобретение относится к. машиностроению и может быть использовано для измерения момента трения подшипников.
Цель изобретения — упрощение конструкции и повышение производительности измерения.
На чертеже показана схема устройства для измерения момента трения подшипников.
К вЂ” 0,9-1,1;
h — расстояние от торца кольца 7 до наиболее удаленной точки пяты 18;
H — монтажная высота подшипника;
5 d — посадочный диаметр кольца 3;
D — посадочный диаметр кольца 7;
oC — угол контакта.
Радиус R кривизны сферической поверх1р ности подпятника 17 должен удовлетворять неравенству
1 1 рс а—
R, Для обеспечения прочности и уменьшения инерционности и массы основание 12 выполнено из материала с временным сопротивлением ие ниже, чем у стали, но с более низкой плотностью, например иэ титанового
20 сплава.
Устройство работает следующим образом.
В исходном состоянии шток 5 отведен в нерабочее положение, наружное кольцо 7 ус25 танавливают в обойму 6, а внутреннее коль.цо 3 с роликами 22 — на вал 2. При измерении включают пневмоцилиндр, при этом шток
5 перемещается в направлении вала 2, кольцо 7 устанавливается на роликах 22 и через
30 шарики 16, подпятник 17, пяту 18, втулку
20, упругие элементы 19 и обойму 6 между кольцами 3 и 7 создается осевое усилие нагружения. При этом, s случае начальной несоосности колец 3 и 7 обойма 6 ориентирует пяту 18, воздействуя через подпятник 17 на основание 12, которое самоустанавливается на шариках 16, компенсируя эту несоосность.3атем приводят вал 2 во вращение. 3а счет сил трения вращение от кольца 3 через poxoara
4, 22 передается.на кольцо 7 и обойму 6, которая закручивается за счет упругих элементов 19 на некоторый угол, пропорциональный моменту трения подшипника. Величина момента трения регистрируется с помощью датчика 8 момента трения.
9539
Формула изобретения
Составитель В. Харитонов
Техред И. Попович Корректор Л. Пилипенко
Редактор Н. Тупица
Заказ 3386/40 Тираж 778 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно. полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
3 123
Использование предлагаемого устройства для измерения момента трения подшипников обеспечивает упрощение конструкции и повышение производительности измерений за счет выполнения механизма передачи осевого усилия в виде самоустаиавливающихся сферической и шариковой опор, выполненных с соответствующими геометрическими и.физнческими параметрами.
Устройство для измерения момента трения подшипников, содержащее корпус, установленный в нем приводной вал для фиксации внут- 15 реннего кольца подшипника, закрепленный на корпусе соосно с валом пневмоцилйидр со штоком, установленную в корпусе соосно с валом с возможностью взаимодействия с штоком обойму для фиксации в ней наружного кольца подшипника, взаимодействующий с обоймой датчик момента трения и механизм передачи осевого усилия, о т л и ч. а ю щ ее с я тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения производительности изме- ф5 реннй, механизм передачи осевого усилия выполнен в виде скрепленного с торцом штока, диска с равномерно расположенными по периферии .опорными площадками, закрепленных на диске параллельно оси вала тяг, установленного на этих тягах с возможностью осевого и радиального перемещения основания с опорными площадками. расположенными напротив опорных площадок диска параллельно им, сепаратора, закрепленного на основании на торсионных пружинах и расположенного между опорными площадками параллельно им, размещенных в сепараторе с воэможностью контактирования с опорнымн площадками шариков, закрепленного на основании сферического подпятника с центром, лежащим на оси вала, установленной в подпятнике соосио с валом с возможностью осевого и радиального перемещения сферической цяты, коаксиально эакренленной внутри обоймы посредством упругих элементов втулки, скрепленной своей внутренней поверхностью c,ïÿòîl, радиус сферической поверхности которой выбран из условия совмещения ее центра с точкой пересечения нормалей, проведенных через центры симметрии контактных площадок подшипника.