Ротор асинхронного двигателя с литой короткозамкнутой обмоткой

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к асинхронным двигателям средней и большой мощности. Цель изобретения повышение надежности ротора. Сердечник ротора набран из трех пакетов. Крайние пакеты 1 имеют пазы, средний пакет 2 выполнен из листов, в которых пазы отштампованы с выступами на боковых стенках. При заливке ротора форма и размеры короткозамыкающих колец 4 обеспечиваются технологическими приспособлениями, а стержни 5 принимают форму пазов в пакетах 1 и 2. При нагреве кольца 4 увеличивают свой диаметр и увлекают за собой концы стержней 5. Наличие пазов и выступов на пакете 2 не препятствует тепловому расширению колец 4 и стержней 5, причем стержни 5 не имеют возможности перемещаться относительно пакета 2, что обеспечивает надежность конструкции. 3 ил. с « (Л 1C 00 х sj 00 00 Фи&.1

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1239 8 (51) 4 Н 02 К 1/22, 17/16

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ШЛОМО "ЮМА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3573900/24-07 (22) 07.04.83 (46) 23.06.86. Бюл. ¹ 23 (71) Научно-исследовательский институт Завода "Сибэлектротяжмаш" (72) К.Н.Масленников, Ю.В.Аргунов, К.Н.Потехин, В.П.Павлов, И.Н.Белетков и В.А.Фрейдин (53) 62 1.313.333.2.045.56 (088,8) (56) Проектирование электрических машин / Под ред. П.С.Сергеева. М.:

Энергия, 1969, с.78. (54) РОТОР АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ

С ЛИТОЙ КОРОТКОЗАМКНУТОЙ ОБМОТКОЙ (») Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к асинхронным двигателям средней и большой мощности. Цель изобретения повышение надежности ротора. Сердечник ротора набран из трех пакетов °

Крайние пакеты 1 имеют пазы, средний пакет 2 выполнен из листов, в которых пазы отштампованы с выступами на боковых стенках. При заливке ротора форма и размеры короткозамыкающих колец 4 обеспечиваются технологическими приспособлениями, а стержни 5 принимают форму пазов в пакетах 1 и 2. При нагреве кольца 4 увеличивают свой диаметр и увлекают за собой концы стержней 5. Наличие пазов и выступов на пакете 2 не препятствует тепловому расширению колец

4 и стержней 5, причем стержни 5 не имеют возможности перемещаться относительно пакета 2, что обеспечивает надежность конструкции. 3 ил.!

1 123

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к асинхронным двигателям с литой короткозамкнутой обмоткой ротора преимущественно средней и большой мощности, Известны I

Одним из недостатков, ограничивающих использование литой короткозамкнутой обмотки в роторах двигателей средней и особенно большой мощности, является образование значительных зазоров между стержнями обмотки и стенками пазов сердечника ротора, обусловленное усадкой ал!оминия в основном при переходе его после заливки обмотки из каждого состояния в твердое. Из практики изготов ления роторов с литой короткозамкнутой обмоткой двигателей мощностью

160-500 кВт известно, что величины этих усадочных зазоров пропорциональны геометрическим размерам паза и увеличиваются с ростом мощности двигателей (размеров пазов роторов), причем наибольшие (до 0,6-0,8 мм) зазоры образуются в радиальном направлении, Указанные зазоры проявляют себя двояко. С одной стороны они полезны. В пусковых режимах двигателя кольца короткозамыкающие, нагреваясь, увеличивают свой диаметр и перемещаются относительно сердечника в радиальном направлении вместе с концами стержней обмотки в пределах этих зазоров. При отсутствии зазоров меж-. ду стержнями и стенками пазов в стержнях в месте перехода их в кольца короткозамыкающие неизбежно возникли бы механические напряжения, многократно превышающие прецел проч— ности материала стержней, что приводило бы к быстрому разрушению стержней обмотки ротора..

С другой стороны, зазоры между стержнями пазов вредны. В тех же пусковых режимах двигателя стержни ротора под воздействием электродинамив ческих и центробежных сил вибрируют в пазах в радиаэтьном направлении в пределах этих зазоров, что приводит в кояечном итоге к усталостному разрушению стержней в местах перехода их в короткозамыкающие кольца.

Целью изобретения является повышение надежности литой короткозамк9788 2 нутой оэмотки ротора асинхронного д!зигателя.

Указанная цель достигается тем, что в роторе асинхронного двигателя с литой короткозамкнутой обмоткой„ содержащем пакет магнитопровода из листов с пазами, средняя часть пакета набрана из листов, на боковых сторонах пазов которых выполнены симметрично расположенные выступы, На фиг. 1 изображен ротор с литой короткозамкнутой обмоткой, продольный разрез; ча фиг.2 и 3 — поперечные сечения «А-А и Б-Б на фиг.1 (ротор).

Сердечник ротора набран из ".«рех пакетов электротехнической стали, при этом крайние пакеты 1 имеют пазы не эбходимы>-, для конкретного двигателя формы и размеров. Средний пакет 2 выполнен из листов, в которых пазы

îтштампованы с выступами 3 на боковых стенках, а в остальном — соответствуют листам пакетов 1. При заливке ротора форма и размеры короткозамыкающих колец 4 обеспечиваются т. хнологическими приспособлениями, а

Ф стержни 5 принимают форму пазо!з в пакетах 1 и 2. Размеры выступов 3 в

1 .-ис-.ах ротора пакета 2 и длина пакета 2 могут быть определены из известных,цля конкретного двигателя величин электродипамических и центробежных сил воздействующих на стерж,-;и обмотки ротора при пуске двигате3 * ля с учетом результатов проверки участков стержней 5 на длине пакетов 1 на механическую прочность как

:з части статических нагрузок от воздействия короткозамыкающих колец 4 и собс.венных центробежных сил, так и в части воздействия па. эти участки стержней зн зкопереиенных нагрузок от электродинаиических и центробежных

=ил в процессе пуска двигателя.

В наиболее тяжелом пусковом pe>zmie двигателя короткозамыкающие !

",ольца 4 нагреваются, увеличивают свой диаметр и увлекают за собой концы стержней 5 pîòîðíîé обмотки. Пос— кольку на участках пакетов 1 между стержнями 5 и стенками пазов имеются радиальные зазоры, сердечник не препятствует тепло!зому расширению сиса ° темы: кольца короткозамыкаюшие стержни ротора. На стержни ротора действуют электродинамические и центробежные силы однако стержни 5 за1239788 4

Формула изобретения

Ротор асинхронного двигателя с литой короткозамкнутой обмоткой,содержащий пакет магнитопровода из листов с пазами, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надежности, средняя часть пакета набрана из листов, на боковых сторонах пазов которых выполнены симметрично

t0 расположенные выступы. креплены в среднем пакете 2 выступами 3 и на этой длине не имеют возможности перемещаться относительно него. Длина стержней 5 на участках пакетов 1 такова, что здесь электродинамические и центробежные силы не могут создать радиальных перемещений стержней в пазах, опас ных с точки зрения их разрушения.

A-А

Составитель А.Санталов

Техред О.Сопко Корректор Т.Колб

Редактор P.Цицика

Заказ 3404/53 Тираж 631 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4