Электрическая машина постоянного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к конструкциям электрических ,машин постоям-- ного тока малой и средней мощности Целью изобретения является повышение удельной мощности за счет увеличения коэффициента заполнения объема якоря активными материалами. Машина содержит полый якорь, выполненный из набора чередующихся магнитопроподящих 1 и токопроводящих пластин 2.,- изолированных друг от друга, установлен- Fiwx параллельно оси машины и скрепленных между собой с помощью конусных торцовых втулок 4. Такая конструкция позволяет увеличить объем пазов , занимаемых проводниками, осуществить рациональное использование высокотемпературных сортов изоляции. Поскольку контактирование токопроводящих и ферромагнитных пластин осуществляется только по гладкой боковой поверхности, исключается концентрация напряжений в отдельньгх точках изоляции, что позволяет увеличить удельную мощность машины. 2 ил. i (Л С 16 15 14 13 12 г Т J 53 L- /.,, ,1,1. / /, /. /. 7/7/ :o xVX/: V //S u t5 77/7/L 7/r7; to со со ел Фиг.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1 (19) (11) (1) 1 Н 02 К 23/56

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

Н A BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3803467/24-07 (22) 23.10,84, (46) 23.06.86. Бюл. Р 23 (71) Научно-производственное объединение "Энергия" (72) А.А.Рогушкин (53) 621.313.2(088.8) (56) Патент США - 3675102, кл . 310-266, 1978.

Патент ФРГ 1638192 кл. Н 02 К 23/50, 1980. (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА ПОСТОЯННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к конструкциям электрических, машин постоянного тока малой и средней мощности.

Целью изобретения является повышение удельной мощности за счет увеличения коэффициента заполнения объема якоря активными материалами, Машина содержит полый якорь, выполненный из набора чередующихся магнитопроводящих

1 и токопроводящих пластин 2., изолированных друг от друга, установленных параллельно оси машины и скрепленных между собой с помощью конусных торцовых втулок 4. Такая конструкция позволяет увеличить объем пазов, занимаемых проводниками, осуществить рациональное использование высокотсмпературпых сортов изоляции.

Поскольку контактирование токопроводящих и ферромагнитных пластин осуществляется только по гладкой боковой поверхности, исключается концентрация напряжений в отдельных точках изоляции, что позволяет увеличить удельную мощность машины. 2 ил. узкие пазы 16 для прохода охлаждающего воздуха ва внутреннюю полость якоря и в коллектаркую ступицу.

Предложенная конструкция позволяет очень быстра, за несколько минут, производить сборку, разборку и замену пакета якоря с предварительной атпайкой шин от коллектора, чта достигается практически Отвертыванием

О кантрящихся гаек. Форма и размеры ферромагнитных пластин якоря позволяют производить их отжиг с целью восстановления магнитных свойств в »алогабариткых, лабораторных муфелькых

15 печах с диаметром отверстия да 50

60 м, тогда как для атжига стандартных, дисковых пластин якоря необходимо наличие крупногабаритного оборудования и приспособлений. Нецеле20 сообразно соединять па краям (спаивать) ферромагнитные и медные пластины между собоР. с целью обеспечения цапал:кительнай токадабавки в обмотку якоря ввиду ТОГО "1та праводимась

1 ферромагнитных пластин равна 25 3 проводимости меди, а вихревые токи существенна возрастают.

Применение указанной каксгрукции

30 якоря позволяет по сравнению с конструкцилмк как налога печатнага якоря, так и ферромагнитного якоря со штампованными пазами значительна увеличить объем пазов (их высоту), занимаемых проводниками. Причем благодаря наличию двух воздушных зазоров и двухстороннему открытию паза патаки рассеяния проводников распределены более равнамерко и при машнос1О тях электрических машин до 30-50 кВт транспозиция элементарных проводников мажет не осуществляться. Другим преимуществом цаннай конструкции явл;:ется возможность существенного повыше,1ия коэффициента заполнения объема якоря активными материалами медью и электротехнической cIàëüí па отношению к объему изоляционных матезиалов

Достижение высокого коэффициента заполнения возможно благодаря следующим особенностям конструкции. Отсутствуют даже кезкачителькые изгибы и изломы изоляции па всей активной длине якоря, чта позволяет осуществить строго рациональное использование качествекных высокотемпературных сортов изоляции с хорошей теплапроваднос3 1239795

Изобретение относится к электро-технике, а именно к конструированию электрических машин постоянного тока малой и средней мощности.

Целью изобретения является повышение удельной мощности за счет увеличения коэффициента заполнения объема. якоря активными материалами.

На фиг. 1 показана машина, разрез по оси, общий вид, на фиг. 2 — от- 1 дельные якорные:пластины.

Якорь состоит из набора чередующихся ферромагнитных 1 и медных 2 пластин типа пласточкин хвост, изолированных одна от другой изоляционными прокладками и слоем лакового покрытия ферромагнитных пластин. Все пластины установлены на базовые изоляционные шайбы 3, фиксирующие равномерный внутренний зазор. Пакет пластин закрепляется с помощью боковых конусных втулок 4, изолированных от пакета якоря слоем изоляции 5. С целью предотвращения проворачивания пакета якоря вокруг своей оси при нагрузках на валу конусные нажимные втулки могут выполняться зубчатыми или волнистыми, а ферромагнитные и токовые пластины выполняются соответственно с небольшим разбросом по длине (+0,5 — 1 мм). Нажимные усилия на втулки осуществляются и регулируются гайкой 6, навинчиваемой на вал машины и контрящейся второй гайкой

7 и винтами 8, K медным пластинам, имеющим более длинные выступающие консоли 9, припаиваются шины 10, при помощи которых осуществляется соединение якорной обмотки с коллектором и между собой по известным замкнутым схемам якорных обмоток. Возможно изготовление медных пластин совместно с токоподводящими шинами. На внешней поверхности якоря имеются пазы 11, в которые укладывается дополнитель.ный бандаж из стеклонитей или изолированной, немагнитной проволоки. На внутренней поверхности якоря также имеются пазы 12 для улучшения условий охлаждения. Внутри якоря расположен ферромагнитный цилиндр (ярма)

13, профилированный по количеству полюсов и предназначенный для замыкания основного потока. Ферромагнитный цилиндр при помощи подшипников 14 насажен на вал 15 и удерживается в неподвижном положении силами сцепления с основным магнитным потоком.

В конусных втулках 4 предусмотрены

1239

Составитель С.Шутова

Техред О.Сопко Корректор Т.Колб

Редактор P.Öèöèêà

Тираж 631 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 3404/53

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгорсд, ул. Проектная, 4 тью — слюды, ее композиций, остекловывания, тонких керамических напылений, тонких слоев высокотемпературных композиций. Контактирование отдельных токопроводящих и ферромагнит- ных пластин осуществляется только по гладкой боковой поверхности ферромагнитных пластин, что исключает концентрацию напряжений в отдельных точках изоляции. Это позволяет рас- to ширить диапазон мощностей электрических машин без применения дополнительных полюсов с соответствующим повышением коэффициента использования. 15

Таким образом, удельная мощность коллекторной электрической машины, прямо пропорциональная величинам электромагнитных нагрузок, может 20 превышать удельную мощность электрических машин как с полым печатным

795 4 якорем, так и с ферромагнитным пазовым якорем приблизительно в t,5

2,5 раза.

Формула из обретения

Электрическая машина постоянного тока, содержащая статор с системой возбуждения, полый якорь с обмоткой, подключенной к коллектору„ и неподвижный магнитопровод, размещенный внутри ротора, о т л и ч а ю щ а я— с я тем, что, с целью повышения удельной мощности за счет увеличения коэффициента заполнения объема якоря . активными материалами, якорь выполнен в виде набора чередующихся между собой токопроводящих и магнитопроводящих пластин, изолированных одна,от другой, установленных параллельно оси машины и скрепленных между собой с помощью конусных торцовых втулок.