Рулевое устройство парусного судна
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (д1) 4 В 63 Н 25/08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3578247/27-11 (22) 12.04.83 (46) 30.06.86. Бюл. № 24 (72) А. О. Эглайс (53) 629.12.014.6 (088.8) (56) Крючков Ю. С. и Лапин В. И. Парусные катамараны. Л.: Судостроение, 1973, с. 214. (54) (57) 1. РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ПАРУСНОГО СУДНА, содержащее коробку для пера руля, которое закреплено в коробке на оси с возможностью поворота в вертикальной плоскости, нижнюю и верхнюю петли подвески руля, румпель и канат для управления пером руля, отличающееся тем, что, с целью уменьшения нагрузки на коробку и возможности фиксации пера руля в опущенном состоянии, указанная ось закрепле„„SU„„1240684 А1 на в верхней части коробки, верхний конец пера руля расположен на уровне верхней петли подвески, в нижней петле подвески выполнены горизонтальные вырезы, а перо руля снабжено штырем с головками на обоих концах, причем штырь выполнен с возможностью фиксирования в указанных вырезах при опущенном положении пера руля.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что один конец каната закреплен на пере руля, а другой через блоки, которыми снабжена коробка пера руля, выведен на румпель и снабжен блоком, через который пропущен дополнительный канат, которым снабжен румпель, причем один конец дополнительного каната зажат на румпеле винтом, а для возможности крепления его другого конца румпель выполнен с уткой.
1240684
Составитель В. Огарков
Редактор Л. Повхан Техред И. Верес Корректор И. Муска
Заказ 3446/16 Тираж 422 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4(5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к судостроению, в частности к рулевым устройствам парусных судов.
Известно рулевое устройство парусного судна, содержащее коробку для пера руля, которое закреплено в коробке на оси с возможностью поворота в вертикальной плоскости, нижнюю и верхнюю петли подвески руля, румпель, канат для управления пером руля.
Недостатками указанного устройства являются значительные нагрузки на коробку, невозможность строгой фиксации пера руля в опущенном состоянии и экстренной отдачи каната управления пером руля при соприкосновении последнего с препятствием.
Цель изобретения — уменьшение нагрузки на коробку, возможность фиксации пера руля в опущенном состоянии и экстренной отдачи каната управления пером руля.
Указанная цель достигается тем, что рулевое устройство парусного судна, содержащее коробку для пера руля, которое закреплено в коробке на оси с возможностью поворота в вертикальной плоскости, нижнюю и верхнюю петли подвески руля, румпель, канат для управления пером руля, указанная ось закреплена в верхней части коробки, верхний конец пера руля расположен на уровне верхней петли подвески, в нижней петле подвески выполнены горизонтальные вырезы, а перо руля снабжено штырем с головками на обоих концах, причем штырь выполнен с возможностью фиксирования в указанных вырезах при опущенном положении пера руля.
Кроме того, один конец каната закреплен на пере руля, а другой через блоки, которыми снабжена коробка пера руля, выведен на румпель и снабжен блоком, через который пропущен дополнительный канат, которым снабжен румпель, причем один конец дополни5
35 тельного каната зажат на румпеле винтом, а для возможности крепления его другого конца румпель выполнен с уткой.
На фиг. 1 изображено рулевое устройство, вид сбоку; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1.
На корпусе парусного судна 1 установлено рулевое устройство, содержащее коробку 2, нижнюю 3 и верхнюю 4 петли, перо 5 руля и румпель 6. На верхней части коробки 2 установлена ось 7 поворота пера 5 руля. Нижняя петля 3 имеет вырезы 8. На перо руля установлен штырь 9 с головками 10 на обоих концах, а также канат 11, который через блоки 12 и 13 на коробке выведен на румпель. Верхний конец каната 11 снабжен блоком 14, через который пропущен другой канат 15, один конец которого закладывается за утку 16, а другой зажимается между пластинами 17 на румпеле винтом 18.
Перо 5 руля показано в поднятом состоянии (фиг. 1). В опущенном состоянии перо руля устанавливается при помощи каната 15, свободный конец которого закладывается за утку 16. При этом перо 5 руля опускается до упора в петле 3 и четко фиксируется в этом положении. Штырь 9 входит в вырезы 8, а головки штыря 10 препятствуют расхождению ветвей нижней петли 3 под влиянием давления воды на перо. Поскольку верхняя часть пера 5 доходит до верхней петли 4, коробка 2 не подвергается действию изгибающего момента. В случае соприкосновения пера 5 руля с препятствием и увеличения натяжения в канатах 11 и 15 конец каната 15, зажатый между пластинами 1?, вырывается, оба каната освобождаются, и перо 5 руля, совершая поворот около оси 7, отходит назад.
Предлагаемое устройство позволяет уменьшить нагрузки на коробку, фиксировать перо руля в опущенном состоянии и достичь возможности экстренной отдачи каната управления пером руля.