Способ открытой разработки крутопадающих месторождений с внутренним отвалообразованием
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
<511 4 ?? 21 ?? 41>
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТ0РСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3808498/22-03 (22) 30.10.84 (46) 30 06.86 Бюл ¹ 24 (71) Институт геотехнической механики
АН УССР ( (72) A. Г. Шапарь, B. T. Лашко, В. Е. Киковка, А. B. Романенко и Э. М. Паршкин (53) 622.271 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1033741, кл. E 21 С 41/00, 1982.
Авторское свидетельство СССР
¹ 1155755, кл. Е 21 С 41/00, 1983. (54) (57) СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДА1ОЩИХ МЕСТОРОЖДЕННА С ВНУТРЕННИМ ОТВАЛООБРАЗОВАНИЕМ, включающий отработку вышележащих вскрышных и добычных уступов, отсыпку внутреннего отвала ярусами с его повторной отработкой и перевалкой пород совместно с породами нижележащих вскрыш„„SU„„1240895 А 1 ных уступов, отличающийся тем, что, с целью обеспечения безопасности разработки и увеличения ее темпов в условиях сейсмического воздействия путем первоочередной отработки отвальных пород с управляемым обрушением, повторную отработку пород внутреннего отвала ведут последовательными заходками, начиная с верхнего яруса отвала, причем при отработке каждой заходки вначале на высоту яруса отвала образуют тупиковую щель перпендикулярно фронту работ на ширину заходки с формированием приоткосной перемычки, а затем тупиковую щель расширяют поочередно с двух сторон путем первоначальной послойной отработки пород приоткосной перемычки с одной стороны тупиковой щели и последующего обрушения во внутреннюю полость последней и отгрузки пород с противоположной стороны тупиковой щели до полной отработки заходки.
1240895
L= 1+ S+ n (м) Ц3аг, 2
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при разработке крутопадающих месторождений полезных ископаемых глубокими карьерами с внутренними отвалами.
Ц ь изобретения — обеспечение безосности разработки и увеличение ее темп ель и ов пасн п тем в условиях сейсмического воздеиствия пут первоочередной отработки отвальных пород с управляемым обрушением.
На фиг. 1 изображен карьер с внутренним отвалом, вид в плане; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — щель ослабления массива, образованная драглайном; на фиг. ф . 4 — развитие щели ослабления массива.
Способ осуществляется следующим образом.
На стадии углубки карьера 1 при достижении его торцом проектного контура 2 производится разнос бортов, после чего изм еняют направление подвигания фронта горт ных ра о работ на обратное и отрабатываю абот уступы 3. Прежде чем фронт горных ра от достигнет внутреннего отвала 4, на его верхнем ярусе 5 на полную его высоту посредством драглайна 6 образуют перпендикулярно фронту разработок тупиковую щель 7 ослабления отвального массива в районе переднего откоса 8. Щель образуют, например, на расстоянии 1 от верхней бровки бокового откоса 9 отвального яруса, причем где С вЂ” внутренняя сила зацепления кусков з. отвальных пород, т/м; р — угол внутреннего трения, град;
7 — объемный вес отвальных пород, т/м, а — угол откоса отвального яруса, град.
Величина 1 характеризует максимальное расстояние от верхней бровки бокового откоса 9 отвала до точки, где возможно начальное появление трещин на границе призмы обрушения.
Размер щели В от верхней бровки переднего откоса отвала из расчета охватывания зоной черпания драглайна должен быть не более
В= К вЂ” — — К (м);
Н дР tgn где R — радиус черпания драглайна, м;
APН вЂ” высота отвального яруса, м;
К вЂ” расстояние от нижней кромки яруса отвала до места установки бункера 13 (с учетом запаса на погрешность установки), м.
Отвальные породы, вынутые из щели, укладывают, например, на верхнюю поверхность яруса в виде временного склада 10 на расстоянии 1. от верхней бровки отвального яруса, равном где S — ширина щели ослабления отвального массива, поверху, м; и — ширина площадки, необходимой для
15 прохода драглайна, м.
После проходки тупиковой щели ослабления отвального массива остается сформироанная приоткосная перемычка ll шириной 1, которую, начиная сверху, отрабатывают послойно драглайном с погрузкой отвальных пород на транспортные средства
12 с применением, например, передвижного бункера 13. Этим самым расширяют щель с одной боковой сторон ы. 3 атем щел ь ра сш иряют с противоположной боковой части, 25 обрушая .породы в ее внутреннюю полость и отгружая их на транспортные средства.
В процессе развития щели драглайн перемешается к борту карьера и отрабатывает первую заходку шириной А, равной размеру В щели. Затем драглайн отрабатывает вторую заходку, например несколько большей ширины А, с учетом расстояния для обхода драглайном торца временного склада.
Временный склад отрабатывается совмест— но с отвальными породами верхнего яруса по частям первой Аь второй А и третьей А заходками при черпании ковшом драглайна в самой нижней зоне у подножья яруса.
При подходе к боковому откосу драглайн прекращает работать нижним черпанием не доходя до верхней бровки откоса на расстоянии Ю и дорабатывает вторую за4О ходку верхним черпанием, послойно обрушая породы образовавшейся приоткосной перемычки в отработанное пространство внутри отвального яруса.
Третья заходка также отрабатывается с
45 послойным снятием приоткосной перемычки верхним черпанием.
Оставшиеся отвальные породы 14 после отработки яруса разрабатываются совместно с отвальными породами нижерасположенного яруса.
ague 3
Составитель Л. Завьялов
Редактор М. Келемеш Техред И. Верес Корректор Т. Колб
Заказ 3466/27 Тираж 470 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1l 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4