Объемная машина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
А1
„„SU „„1240935 г511 4 F 02 В 75/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ЬУЙЙЬ у i " йЫ
К ABTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
31
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3742842/25-06 (22) 18.05.84 (46) 30.06.86. Бюл. № 24 (72) М. Д. Кипнис (53) 621.437 (088.8) (56) Патент Франции № 2122350, кл. F 02 В 75/00, опублик. 1972. (54) (57) ОБЪЕМНАЯ МАШИНА, содержащая два поршня, размещенных в противолежащих цилиндрах с возможностью возвратно-поступательного движения и соединенных штоком, и механизм преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращение вала отбора мощности выполненный в виде двух пар винтовых канавок на штоке и обгонных муфт, взаимодействующих с винтовыми канавками штока и с валом отбора мощности, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем изменения крутящего момента на валу отбора мощности, каждая пара винтовых канавок имеет три участка с различным углом захода винтовой линии и одну обгонную муфту, причем муфты снабжены направляющей, размещенной вдоль оси штока с возможностью вращения вокруг его оси, и механизмом перемещения по направляющей с рычагом управления.
1240935
Изобретение относится к поршневым объемным машинам.
Цель изобретения — расширение функциональных возможностей поршневых объемных машин, путем изменения передаточного отношения механизма преобразова5 ния возвратно-поступательного движения поршня к вращательному движению вала отбора мощности с возможностью изменения крутящего момента на этом валу.
-На фиг. 1 представлена схема объемной о машины; на фиг. 2 и 3 — сечение А — А и Б — Б на фиг. 1, положение обгонной муфты при движении маятника вниз; на фиг. 4 и 5 — то же, при движении маятника вверх.
Объемная машина состоит из двух про— тиволежащих цилиндров 1, в которых размещены два поршня 2, соединенные штоком 3, имеющим пару винтовых канавок 4 и 5, каждая из которых разбита на три участка. На каждом участке винтовые канавки выполнены с различным углом захода винтовой линии. На каждой паре канавок установлена обгонная муфта 6 и 7 с возможностью перемещения по направляющим 8, выполняющим одновременно функции маховика. Маховик связан с валом 9 отбора мощности шестеренчатой передачей. Крайние участки 10 и 11 винтовых канавок 4 и 5 штока 3 имеют винтовые линии, параллельные оси штока (угол захода винтовой линии равен нулю) .
Участки 12 и 13 винтовых канавок 4 и 5, расположенные в середине штока 3, имеют максимальные углы захода винтовых линий, а участки 14 и 15, расположенные между ними, имеют промежуточное значение углов захода винтовых линий. Винтовые ли- з нии в соответствующих парах участков имеют противоположные углы захода.
Для предотвращения проворота штока на участках винтовых линий, параллельных оси, установлены две стопорные шайбы 16.
Каждая обгонная муфта 6 и 7 снабжена вилкой 17, жестко связанной с шайбами 18.
Шайбы 18 шарнирно связаны с системой 19 перемещения муфт, снабженной рычагом
20 управления с фиксатором положения рычага. Обгонные муфты 6 и 7 состоят из 4 внутренних колец 21 и 22, имеющих зацепление посредством шариков 23 с винтовыми канавками 4 и 5 штока 3, и наружных колец
24 и 25, имеющих шлицевое зацепление с направляющими 8 маховика. Внутренние кольца 21 и 22 обгонной муфты соединены с наружными кольцами 24 и 25 роликами
26 и 27 соответственно.
Маховик имеет прорези 28 для пропуска вилок 17 обгонных муфт 6 и 7.
Весь механизм помещен в цилиндрический корпус 29, имеющий цилиндрическую полость 30 в середине для установки шестерни 31 вала 9 отбора мощности. Торцовые крышки 32 корпуса служат для установки цилиндров 1 и для крепления стопорных шайб 16. Машина снабжена стартерным устройством 33, а маховик и вал 9 отбора мощности установлены на подшипниках 34.
Объемная машина работает следующим образом.
После запуска стартерным устройством поршни 2 в цилиндрах 1 и шток 3 движутся возвратно-вращательно, причем шарики
23 обгонных муфт 6 и 7 катятся по винтовым канавкам 4 и 5. При положении муфт
6 и 7 на крайних участках 10 и 11 канавок, где углы захода винтовых линий равны нулю, а канавки параллельны оси штока, крутящий момент со штока на обгонные муфты не передается и маховик не вращается, осуществляется холостой ход.
С помощью рычага 20 управления системы перемещения обгонные муфты 6 и 7 сдвигаются на средние участки 14 и 15 винтовых канавок 4 и 5, где при возвратно-поступательном движении штока 3 шарики 23 получают вращательное движение и попеременно в зависимости от направления хода штока передают его через обгонные муфты
6 и 7 маховику и далее валу 9 отбора мощности через шестеренную передачу. При этом вал 9 отбора мощности вращается с пониженной частотой, имея повышенный крутящий момент. При перемещении обгонных муфт 6 и 7 на центральные участки
12 и 13 винтовых канавок 4 и 5 штока 3 ввиду увеличения угла захода винтовой линии на шарики 23 передается меньший крутящий момент, но частота их вращения, а следовательно, и вала 9 отбора мощности повышается.
Изобретение позволяет совместить в одном механизме функции передачи крутящего момента и его изменения на валу отбора мощности.
А-А
27
Составитель М. Крылов
Редактор М. Дылын Техред И. Верес Корректор Е. Рошко
Заказ 3468/29 Тираж 523 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4