Электрическая машина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК це ци (5д 4 Н 02 К 9/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
И А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3689652/24-07 (22) 13.01.84 (46) 30.06,86. Бюл. Р 24 (71) Ленинградское злектроманиностроительное производственное объединение Электросила"им.С.M.Кирова (72) А.А. Дукштау, Г.Б. Пинский, Б.И. Ступичев, И.Ф. Филиппов, M.À. Шахматов и С.А., Владимирский (53) 621.313.713(088.8) (56) Патент США У 4020373, кл. 310-60, 1977.
Альпер Т.И. и Сергиевская Т.Г.
Охлаждение гидрогенераторов. И.:
Энергия, 1969, с. 10. (54) (57) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА с самовентиляцией, содержащая статор с радиальными вентиляционными каналами, воздухоохладители, ротор, включающий полюса, обод с радиальными вентиляционными каналами и звезду с заборными отверстиями в спицах и между спицами, отличающаяся тем, что, с целью повьппения КПД путем снижения потерь на вентиляцию, со стороны наружного диаметра отверстий в спицах и между спицами установлены щиты, каждый из которых выполнен .из отдельных поперечных участков сектора, соединенных разъемно со спицами.
1241354
fS иии вертикального гидрогенератора с обозначением стрелками, направления циркуля чи воздуха; на фиг, 2 †звезд . ротора, вид в плане.
Злектрическан машина включает
"-.àåçäó ротора 1 со спицами 2, обод 3 gg с радиальньми вентиляционными каналами 4, несущий на своей периферии полюса 5, Статор состоит из сердечника 5 с вентиляционными радиальными каналами с обмоткой 7, корпуса 8 и закрепленных на нем по наружной поверхности воздухоохладителей 9. Консòðóêöèÿ машины включает также верхнкю крестовину 10, камеру 11 холодного воздуха, воздухоразделяюпие щи". ы 12 и ":3. В спицах 2 звезды ротора (фиг. 2) имеются заборные отверстия 1 4. на которые установлень". щиты.
Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к системам вентиляции электрических машин, в частности гидрогенераторов, Подавляющее число электрических машин выполняется с системой косвен,ного воздушного охлаждения активных частей по схеме самовентилнции, т.е. когда вращающийся ротор или его отдельные части являются напорными элементами и играют роль вентиляторов.
Цель изобретения — повышение КПД путем снижения потерь на вентиляцию.
Щиты, изготовленные из отдельных участков сектора и установленные на заборные отверстия в спицах и между спицами звезды ротора, позволяют ча" òè÷íî перекрыть эти отверстия и тем самым осуществить регули",: íêó полезного расхода воздуха, проходнщего через ротор на охлаждение активных частей машины.
Перекрывать входные отверстия в спицах и между спицами щитами, набранными из отдельных поперечных участков сектора, следует начиная со стороны наружного диаметра отверс
n 1„ так как при этом затрачиваетсн меньше энергии на предварительную
:.-.«крутку охлаждающего воздуха для входа. в заборные отверстия звезды ротора на меньшем диаметре. !
1а фиг. 1 показана схема вентилякаждый из которых набран из отдельных поперечных участков 15-18 сектора, разъемно соединенных с полками спиц болтовым соединением 19.
Между спицами имеются заборные отверстия 2О, на .которые установлены щиты, также набранные из отдельвьгх поперечных участков 21-24 сектора. разъемно соединенные с полками спиц болтовым соединением 25.
Электрическая машина работает следующим образом, Ротор при вращении обеспечивает напор, под действием которого воздух проходит через вентиляционные каналы 4 обода 3 и поступает на охлаждение активных частей генератора, затем проходит через корпус статср . Ь и воздухоохладитель 9. Охлажденный после охладителя 9 воздух, раздет.я-ясь на два потока над верхним 1" и под нижним 13 воздухоразделяющими щитами, вновь поступает к ротору е; — .: внутрен:ний объем спиц 2 и пространство между спицами через заборные
" отверстия 14 и 20.
В процессе рыботы электрической машины циркуляция происходит многократно, обеспечивая тем самым вентиляцию машины.
Для обеспечения оптимального расхода охлаждающего воздуха (в сторону уменьшения) установлены поочередно с помощью болтовых соединений 19 и 25 поперечные участки 15-18 секторов на заборные отверстия 14 и поперечные участки 21-24 секторов на заборные отверстия 20.
Преимущества предлагаемой электрической машины заключаются в повышении КПД за счет снижения потерь на вентиляцию путем обеспечения оптимального полезного расхода охлаждающего воздуха в процессе эксплуатации.
С помощью щитов, устанавливаемых со стороны наружного диаметра отверстий в спицах и между спицами, каждый из которых набран из отдельных поперечных участков 18-15 и 24-21 сектора, уменьшаются сечение входа в звезду ротора,. расход воздуха через машину до оптимальной величины и суммарные вентиляционные потери.
Составитель Л. Карцева
Техред О.Сопко Корректор Т. Колб
Редактор И. Касарда
Заказ 3607/50
Тираж 631 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раутская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4