Способ гидрографического обследования рельефа дна

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Класс 42с, 4!

42с, 301о.% 124150

СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

В. И.. Пономаренко

СПОСОБ ГИДРОГРАФИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

РЕЛЬЕФА ДНА

Заявлено 6 апреля 1959 г. за К< 626561, 26 и Ь;омитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Опубликовано в «Б1оллетене изсбрегеник» ЛЪ 22 за 1959 г.

Известны способы гидрографического обследования рельефа морского дна по промерным галсам судна совмещением с одной из линий положения, с последовательным использованием нескольких разномасштабных планшетов.

Предлагаемый способ отличается от известных тем, что обследование ведут в процессе выдерживания курса промерного судна по двум линиям положения с обработкоц результатов наблюдения на одном планшете. Это позволяет производить гидрографическое обследование без прокладки места стоянки судна и исключает процесс последовательного составления нескольких крупномасштаоных планшетов, что существенно ускоряет производство и обработку материалов обследования.

Наибольший эффект от применения способа может быть пол1.чен в том случае, если в комплект координиру1ощей аппаратуры входит прибор для удержания судна на одной линии положения — изофазометр (например, в отечественной радионавигационной системе — «Коорд гнатор», в английской системе «Декка»). Однако способ может быть применен и при отсутствии такого прибора. В последнем случае удержание судна на изофазе производится с помощью обычного счетно-п,1шущего устройства.

На основном планшете промера выделяют участок, подлежа1ций обследованию, и определяют, вдоль какого семейства изофаз целесообразно расположить основные галсы, Предпочтение следует отдать более помехоустойчивому каналу с больше"1 дл..:;ой волны. Границами участка со всех сторон выбирают подходящие изофазы. Сняв с планшета значения граничных изофаз и расстояние между ними, определяют интервал между планируемыми галсами в фазовых циклах с тем, чтобы обеспе шть на местности выбранные междугалсовые расстояния. В заключение составляют табличку значений изофаз, по которым будут расположены галсы обследования. Планируемые галсы могут быгь в карандаше нанесены на мелкомасштабный планшет основного промера. После этого начинают промер Ilo выбранным изофазам, ограничивая каждый галс значениями граничных изофаз второго семейства. Отсчеты по этому втором - каналу или, по крайней мере, отметки времени на фазограмме (отсе1кн) делают с повышенной частотой по сравнению с промером на основном планшете.

Эта операция может быть поручена вахтенному технику-гидрографу нли,,1х I !150

Предмет изобретения

Способ гидрографического обследования рельефа дна по промерным галсам судна, о т л и ч а !о и, и и с я тем, что, с целью ускорения работы, промерное судно удерживают на одной из линий поло?кения, непрерывно регистрируют значение второй линии поло?кения, а галсы общего обследования располагают по линии положения одного семейства, после чего место и зпачечие наименьшей глубины последовательно уточняют взаимно пересекающимися га".сами и результаты обследования вначал" вычерчивают на клетчатую бумагу, а затем переносят на мелкомасштабный планшет основного промера.

Комитет по делам изобретений

Рсдакгор H. С. Кутафина и открытий при Совете Министров СССР

I p. 165

Г1ифорт!ациоиио-издательски!! отдел.

Объем 0,17;!..ч. Зак, 7773

Поди. к печ. 25.IX-59 r.

Тираж 580 Цена 2о коп.

Типография Комитета ио делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Петровка, 14. прп нялн ши контактных часов, выполняется автоматически. Прокладку нc Ведут, lio по мере выявления на бятиграмме на каждом галсе участка няименьш1Гх Г,I, оп!1, Грс!ницы этоГо у IBOTI(B (В соответствии с выорянной нзооятой) и место наименьшей глубины могут быть отмечены на галсах, пянессн!!Ых В к?1ряндяше HB мслкомясштяд!!Ом планшете. Ня ка?кдом галсе следует выписывать на отдельный листок бумаги значение наименьшей глубины и соответствующие радиоотсчеты.

Выполнив все галсы по изофязам одного канала, и определив таким образом, значение и местоположение наименьшей глубины, пересекают ее точным галсом по нзофазе второго канала. При необходимости можно дополнить секущий галс нссколькимп дополнительными галсами по обе

Стороны от пего c o-!Oil! с ольшoll "IBcTQTOII, Hÿïð!!мер, tepee 30 — 50 я, что повышает надежность выявления наименьшей глубины. Если на секущем галсе (или галса;) удается выявить еще более малую глубину, то — пользуясь рядиоотсчетамн этой глуоины — через нее, в свою очередь, проходят секущим галсом (или галсами) снова по изофазе первого канала. Окончательное значение наименьшей глубины по радиоотсчетам наносят на планшет основного промера. Такой способ обследозания дна, предусмат1ривающий, с одной стороны освобождение вахтенного гидрографа от непрерывной прокладки, а с другой — повторное пересечение участка наименьшей глубины, требует достаточно точного удержания судна а галсе без производства прокладки. Расположение галсов вдоль линий положения — изофаз — позволяет удовлетворительно решить эту задачу. Практика использования в навигацию 1957 г. изофазометра системы «1хоорд?п!Втор» показала, что рулевой легко и совершенно самостоятельно может удерживать судно HB изофазе с отклонениями не больше О, 1 цикла. В случае отсутствия этого прибора точность удержания будет примерно такой же, Но от вахтенного гидрографа потребуется периодический контроль за курсом судна по показаниям счетно-пишущего устройства радиосистемы. Указанная точность в достаточной мере обеспс-ш —;яст iioBTopi .ыс пересечения участка наименьшей глубины и позволясТ В пеобходнк!о:.! случае cl xcTHòü Гаlлсы;l о ме?1<д I ялсоВых р ясстояни Й В

0,2 — 0,3 цикла, что невозможно Hpii л1обом другом способе обследования.

Обработка результатов ооследовапия — прокладка галсов и измеренных глубин — выполняется на раBãpàôëñííîé (миллиметровой) оумаге, причем взаимно-перпендикулярные линии разграф1еи принимают я за двя семейства линий положения, после чего обобщенные данные обследования — наименьшие глубины и необходимые изобаты — переносятся на мелкомасштабный планшет ссновного промера по данным координирования, полученным в процессе ооследования или определенным при обработке в cooTI:OTOTBI с принятой ценой линий разграфки.