Устройство диагностирования состояния изоляции проводов воздушной сети электрических железных дорог

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1

„„SU „„1245457

kg 4 B 60 М 1/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н A BT0PCH0MY СВИД .:ТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3853312/24-11 (22) 08.02.85 (46) 23.07.86. Бюл. № 27 (71) Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров железнодорожного транспорта (72) О.В.Грибачев и В.С.Резиков (53) 621.315(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1.147612, кл. В 60 M 1/22, 14.06.83. (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ИЗОЛЯЦИИ ПРОВОДОВ

ВОЗДУШНОЙ СЕТИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ, содержащее источник высокочастотной энергии, связанный через согласующий трансформатор, нагрузочные резисторы и дифференциальный трансформатор с диагностируемым участком и с одним из входов порогового элемента, выход которого связан с одним входом элемента И, выходы которого соединены с элементами индикации, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей устройства за счет увеличения числа диагностируемых проводов воздушных линий, оно снабжено включенным в цепь источника высокочастотной энергии тиристорным ключевым элементом, коммутатором, фильтрами-пробками, установленными по концам диагностируемых участков, элементом задержки, исполнительным реле, конденсаторами, дополнительными элементами И, взятыми по числу проводов воздушных линий, и тактовым генератором, прямой выход которого связан через коммутатор и конденсаторы связи с диагностируемыми воздушными проводами, выход коммутатора подключен к средней точке согласующего трансформатора, а другие выходы соединены с другими входами всех элементов. И, инверсный BbIxop тактового генератора через элемент задержки соединен с обмоткой исполнительного реле, контакты которого включены между управляющими электродами и анодами тиристоров ключевого элемента, при этом фйльтры-пробки включены между заземляющим проводом и рельсом.

1245457

Изобретение относится к электрическому железнодорожному транспорту и может быть использовано для диагностики изоляторов контактной сети, воздушных линий электрических железных дорог.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей устройства за счет увеличения числа диагнос1 тируемых проводов воздушных линий. .

На чертеже показана принципиальная электрическая схема устройства.

Устройство содержит источник высокочастотной энергии, согласующий трансформатор 2 с резисторами 3 нагрузки, средние выводы которых соединены с одними выводами первичных обмоток 4 дифференциального трансформатора 5, а другие — к двум смежным диагностируемым участкам 6 и 7, объединяющие изоляторы 8 и подклю° ченные заземляющими спусками 9 к рельсу 10, а вторичная обмотка Il дифференциального трансформатора 5 подключена к пороговому элементу 12, усилитель 13, элемент И 14, элемент

15 индикации, тиристорный ключ 16, две секции коммутатора 17, фильтрыпробки 18, элемент 19 задержки, исполнительное реле 20, конденсаторы

21 связи, дополнительные элементы

И 22, тактовый генератор 23, дополнительный резистор 24 нагрузки.

Устройство подключено к диагностируемым воздушным проводам: к контактной сети 25 четного пути, к первому проводу 26 линии двойной провод — рельс (ДЛР), к питающему проводу 27 напряжением 27,5 Кв, к второму проводу 28 линии ДПР, к контактной сети 29 нечетного пути.

В качестве коммутатора 17 может быть использован шаговый искатель с двумя контактными секциями, а в качестве диагностируемых участков

6 и 7 — трос группового заземления

Устройство работает следующим образом.

Тактовый генератор 23 осуществляет непрерывное переключение щеток коммутатора 17, коммутируя с ними ламели первой и второй секции.

Сигнал с генератора 23 имеет скважность, равную двум, а продолжительность импульса 2 с. Контролируемые провода 25-29 поочередно подключаются через конденсаторы 21 связи, ламели и щетку второй секции комму50

10 !

35 татора 17 подключают к средней точке вторичной обмотки трансформатора 2, а начало и конец этой обмотки через резисторы 3 и первичные о мотки 4 трансформатора 5 подключены к двум смежным участкам 6 и 7, с которыми в свою очередь соединены гирлянды изоляторов 8 проводов 2529, Таким образом, создаются два электрических контура источника 1 энергии, в которые входят гирлянды изоляторов 8 контролируемых линий.

Источник 1 работает непрерывно, однако его выход в основном не подключен к трансформатору 2, так как тиристоры ключа 16 заперты, В момент появления импульса с прямого выхода генератора 23, продвигающего щетки коммутатора 17 на очередную ламель, появляется также сигнал с элемента

19 зацержки, управляемого от инверсного выхода генератора 23. От сигнала элемента 19 срабатывает реле 20, контакты которого включены к управляющим электродам тиристоров ключа 16.

Тиристоры открываются и от источника 1 начинает поступать энергия на трансформатор 2, Длительность импульса элемента 19 составляет 0,2 с,, Это время определяет продолжительность процесса высокочастотного опроса состояния изоляции одной из контролируемых воздушных линий, которая в данное время оказывается подключенной через коммутатор 17 к трансформатору 2. После окончания импульса от элемента 19 реле 20 обесточивается и ключ 16 вновь запирается. Последующий опрос и подключение источника 1 к данной линии на время 0,2 с будет через полный перирд процессов в схеме, т.е. через 10 с. Предлагаемое устройство обеспечивает режим работы, при котором исключается возможность нагрева током высокой частоты материала диэлектрика изолятора.

Вторичные обмотки 11 трансформатора 5 включены встречно, поэтому сигнал, снимаемый с резистора 24, равен разности токов в одноименных воздушных линиях, объединенных смежными участками 6 и 7. Сигнал с резистора

24 подается на вход порогового элемента 12, в котором осуществляется отстройка дифференциального сигнала, обусловленного цефектнньи, в основном "нулевьпщ", изоляторами 8 воздуш)245 ных линий, от остаточного сигналапомехи, обусловленный различием в электрических параметрах смежных воз— душных линий при исправных изоляторах 8 в них. 5

Усилитель 13 усиливает сигнал с

: элемента 12 и подает его на другие входы двухвходовых схем элементов

И 14 и 22. В устройстве щетки коммутатора 17 для первой и второй секций 1О работают синхронно. Лоэтому на первые входы элементов И 14 и 22 поступает логическая единица, соответствующая тому номеру воздушной линии, которая опрашивается коммутатором 17 )5 в рассматриваемый момент времени.

При совпадении двух логических еди. ниц в элементах И 14 и 22 срабатывает соответствующий элемент 15 индикации, который указывает адрес воздуш- 20 ной линии на участках 6 и 7 длиной, равной длине двух тросов группового заземления, в которой появляется дефектный изолятор 8 в гирлянде.

Через конденсатор 21 осуществляется подключение воздушной линии к устройству.

В целях исключения шунтирующего контура для контрольной частоты в заземляющий спуск 9 участков 6 и 7 на рельс 10 включены фильтры-пробки

18, настроенные в резонанс на контрольную частоту.

Наиболее целесообразной частотой источника контрольного сигнала явля- З5 ется 20 кГц. Для нее сопротивление одной гирлянды из трех последова тельно соединенных изоляторов 8 ПФ-6В (ПС-60) составляет 100-107 кОм„ а входное сопротивление воздушной ли- о нии, ограниченной участками 6 или 7, - составляет 17-18 кОм. Значение емкости конденсатора 21 составляет

457

10 пФ. Этого достаточно для селекЦ тивной развязки двух источников частотой 50 Гц и напряжением 27,5 кВ и частотой 20 кГц и напряжением источника 1 В с уровнем U При этом почти все напряжение линии 27,5 кВ падает на сопротивлении конденсатора 21 свыше 99,9, а от источника 1 лишь 20 .. Остальное 0,8 U подается на воздушную линию для целей диагностирования.

При значении коэффициентов трансформапии трансформатора 2, равном единице, и уровня напряжения источника 1 равном U = 15 В, дифференциальный сигнал с резистора 24 при дефектном изоляторе 8 в гирлянде воздушной линии может достигать

80 мВ. Этого достаточно для срабатывания элемента 12> выполненного на типовом операционном усилителе.

Сигнал с элемента 15 индикации передается обслуживающему персоналу для принятия оперативных мер любым способом, в том числе и посредством средств телемеханики энергодиспетчеру по системе телесигнализации (ТС).

Из опыта эксплуатации железных дорог переменного тока известно, что при проявлении дефектного "нулевого изолятора в гирлянде электрическая прочность ее резко ухудшается, что приводит, как правило, к перекрытию гирлянды напряжением 27,5 кВ и короткому замыканию в линии. При использовании предлагаемого устройства получается экономический эффект за счет предотвращения внезапных коротких замыканий в линиях, связанных с .пере крытием изоляции в гирляндах, ликвидаций -, îñëåäñòâèé этого, уменьшением задержки поездов.!

245457

Составитель Б.Кочетков

Техред Н., Бонкало Корректор М. И1аро пи

Редактор A.Ñàáî

Тираж 647 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

ll3035, Москва, Ж-35, Раушская наб.„ д. 4/5

Заказ 3949/10

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород„ ул. Проектная, 4