Гидравлическая система управления приводом пружинного энергоаккумулятора транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУ.БЛИК ц11 4 В 60 Т 13/22; 13/38
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3797626/27-11 (22) 01.09.84 (46) 23.07.86. Бюл. У 27 (72) П.М.Телешов (53) 629. 11 3-59 (088. 8) (56) Заявка ФРГ N 1430666, кл. В 60 Т 13/38, 1969.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (54)(57) ПЩРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРИВОДОМ ПРУЖИННОГО ЭНЕРГОАККУМУЛЯТОРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая соединенный всасывающим трубопроводом с питательным бачком гидронасос, рабочая полость которого через другой трубопровод с обратным клапаном подключена к питательному бачку и через напорный трубопровод— к рабочей полости пружинного энергоаккумулятора, о т л и ч а ю щ а я— с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем !
„,Я0„„1245465 А1 обеспечения управления сцеплением транспортного средства и контроля при прокачке системы, гидроыасос представляет собой гидроцилиндр, связанный с педалью управления сцеплением транспортного средства, в напорный трубопровод последовательно встроены трехходовой кран для подключения его к приводу управления сцеплением и обратный клапан, обеспечивающий перетекание жидкости из рабочей полости гидронасоса в рабочую полость пружинного знергоаккумулятора, при этом участок напорного трубопровода за обратным клапаном через параллельно установленные запорный кран и обратный клапан соединен с питательным бачком посредством дополнительного трубопровода, в который встроен датчик давления, включенный в цепь сигнальной лампы.
1245465
Изобретение относится к автомо— билестроению и может бьггь использовано в тормозных системах транспортных средств с пневматическим приводом тормозных механизмов в качестве дублирующего устройства для быстрого аварийного растормаживания стояночных тормозов при неработающем двигателе и отсутствии воздуха в пневматической системе базового транспортного средства.
Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем обеспечения управления сцеплением транспортного средства и контроля при прокачке системы.
На чертеже изображена гидравлическая система управления приводом пружинного энергоаккумулятора транспортного средства.
Гидравлическая система управления приводом пружинного энергоаккумулятора транспортного средства состоит из гидравлического цилиндра, питательного бачка, системы трубопроводов с гидравлической аппаратурой (клапанами, кранами), пружинного энергоаккумулятора.
Гидравлический цилиндр 1, имеющий рабочую A и конпенсационную Б полости, закрыт со стороны рабочей полости пробкой 2,. имеющей сквозное продольное отверстие, а со стороны компенсационной полости защитным колпаком 3.
В рабочей полости цилиндра установлен поршень 4, имеющий сквозное продольное отверстие 5 и манжету 6, прижимаемую к головке поршня пружиной 7. Поршень соединен с толкателем 8. При рабочем ходе поршня отверстие поршня перекрывается уплотнительным кольцом 9, выполненным на конце толкателя. В стенках рабочей и компенсационной полостей гидравлического цилиндра установлены штуцеры 10, при этом один штуцер 10 выполнен в виде обратного клапана, состоящего из шарика 11 и упора 12 шарика. Толкатель соединен с установленной на кронштейне 13 педалью
14 сцепления, передающей усилие на толкатель гидравлического цилиндра через рычаг 15 и эксцентриковый палец 16. Педаль соединена с оттяжной пружиной 17, закрепленной на. элементе кабины транспортного средства.
Рабочая и компенсационные полости
55
40, соединяющий рабочую полость 41 тормозной камеры и полость 42 энергоаккумулятора. Между корпусом тормозной камеры и фланцем установлена (зажата) диафрагма 43. Внутри цилиндра энергоаккумулятора установлена силовая пружина 44, воздействующая на поршень 45 энергоаккумулятора. Рабочая полость тормозной камеры и погидравлического цилиндра с помощью трубопроводов 18 и 19 соединены с питательным бачком 20, имеющим заливную горловину 21 с пробкой, вы5 полненной в виде сапуна.
Рабочая полость гидроцилиндра соединена с основным напорным трубопроводом 22.
На напорном трубопроводе установ10 лен трехходовои кран 23. В месте установки трехходового крана основной напорный трубопровод разветвляется иа трубопровод 24, идущий к приводу управления сцеплением, и на трубопровод 25, идущий к механизму выключения. стояночного тормоза (к энергоаккумулятору) транспортного средства. В напорном трубопроводе 25 установлен обратный шариковый клапан 26.
С трубопроводом 25 соединены трубопроводы 27, идущие непосредственно к энергоаккумуляторам, установленным на тормознъ|х камерах ко25 лес.транспортного средства.
Напорный трубопровод 25 соединен с питательным бачком 20 сливными трубопроводами 28, на котором установлен запорный кран 29,и трубопроводом:
30, идущим к сигнальному устройству, выполненному в виде датчика 31 и сигнальной лампочки 32, имеющим обратный шариковый клапан 33.
Трубопроводы 27, идущие непосредственно к: энергоаккумуляторам, соединяются с энергоаккумуляторами с помощью штуцеров 34, в которых установлены перепускные клапаны 35 с защит-. ными колпаками 36, используемые при прокачке гидравлической системы.
Пружинный энергоаккумулятор выполнен за одно целое с пневмопружинной тормозной камерой транспортного средства.
Пневмопружинная тормозная камера состоит из корпуса 37, цилиндра 38 энергоаккумулятора, расположенного соосно по отношению к тормозной камере, имеющего бобышку 39 и фланец
1245465 лость энергоаккумулятора соединены между собой посредством перепускной трубки 46. В цилиндре энергоаккумулятора смонтировано устройство для механического растормаживания стояночного тормоза, состоящее из расторма.живающего винта 47, ввернутого в бобышку цилиндра, поршня 48, установленного на хвостовике винта, силового цилиндра 49, жестко соединенного 1р с поршнем энергоаккумулятора, и подпятника 50. Подпятник опирается на верхнюю поверхность диафрагмы тормозной камеры.
В винте энергоаккумулятора выпол- 15 иены продольное а и соединенные с ним радиальные о отверстия. Внутри корпуса тормозной камеры соосно камере установлен шток 51 с возможностью его продольного перемещения, На gp верхнем конце штока установлены колпачок 52, опорный диск 53 и возвратная пружина 54, с помощью которой в рабочем состоянии шток своим верхним концом через колпачок и опорный диск 25 ,прижимается к нижней поверхности диафрагмы тормозной камеры.
На нижнем конце штока установлена вилка 55, соединяющая шток с регулировочным рычагом тормозного механизма (не показан). Головка 56 растормаживающего винта 47 энергоаккумулятора выполнена под гаечный ключ.
Тормозная камера с пружинным энергоаккумулятором работает следую- 35 щим образом.
При движении транспортного средства наддиафрагменное пространство тормозной камеры, полость 41 тормозной камеры и соединенное с ней пере- 40 пускной.трубкой 46 надпоршневое пространство энергоаккумулятора соединены с атмосферой. Нод действием возвратной пружины 54 диафрагма 43 через колпачок 52 и опорный диск 53 45 прижимается к фланцу 40, вследствие чего шток 51 находится в крайнем верхнем положении. Подпоршневая полость 42 энергоаккумулятора заполнена сжатым воздухом, поступающим в . 50. полость из пневматической системы транспортного средства, вследствие чего поршень 45 энергоаккумулятора с жестко соединенным с ним силовым цилиндром 49, преодолевая усилие си- ловой пружины 44, перемещается вверх и принимает свое крайнее верхнее положение.
При торможении транспортного средства рабочими тормозами в полость над диафрагмой 43 тормозной камеры подается сжатый воздух из пневматической системы транспортного средства. Под действием сжатого воздуха диафрагма 43, преодолевая усилие возвратной пружины 54, прогибается, воздействует на колпачок 52, диск 53 и шток 51 тормозной камеры.
Шток, преодолевая усилие возвратной пружины 54, перемещается в нижнее положение и с помощью вилки 55 при-. водит в действие тормозной механизм и включает рабочий тормоз.
При растормаживании рабочего тормоза сжатый воздух из наддиафрагменной полости тормозной камеры выпускается, диафрагма 43 и шток 51 под действием возвратной пружины 54 возвращаются в верхнее исходное положение, и рабочий тормоз растормаживается.
При включении стояночного тормоза сжатый воздух из рабочей полости
42 энергоаккумулятора выпускается.
Поршень 45 энергоаккумулятора под действием силовой пружины 44 перемещается вниз. Соединенный с поршнем
45 силовой цилиндр 49 перемещается вниз, воздействует через подпятник
50 на диафрагму 43 и шток 51 тормозной камеры, и происходит включение стояночного тормоза.
В случае аварийного падения давления воздуха в пневматической системе транспортного средства пружинные энергоаккумуляторы срабатывают и транспортное средство затормаживается. Для аварийного растормаживания транспортного средства в данном случае используется система аварийного растормаживания с помощью специального устройства, встроенного в энергоаккумулятор, Для аварийного выключения стояночного тормоза через продольное ь и радиальное г отверстия, выполненные в винте 47, в силовой цилиндр 49 энергоаккумулятора подается под давлением текучая среда (жидкость).
Под давлением поступающей жидкости силовой цилиндр 49 и соединенный с ним поршень 45 энергоаккумулятора, преодолевая усилие силовой пружины
44, сжимая ее, поднимаются вверх в крайнее верхнее положение. При этом освобождаются подпятник 50, диафраг1245465 ма 43, и шток 51 тормозной камеры под действием возвратной пружины перемещается в верхнее исходное положение и с помощью вилки 55 произво5 дит растормаживание стояночного тормоза. С помощью гидравлического привода производится одновременное аварийное растормаживание тормозных механизмов всех колес, оборудованных стояночными тормозами.
В случае необходимости произвести повторное затормаживание транспортного средства, при отсутствии в его пневматической системе сжатого воздуха, полость силового цилиндра 49 соединяется с емкостью для слива из цилиндра жидкости. Поршень 45 и сило" вой цилиндр 49 энергоаккумулятора под действием силовой пружины 44 пе- 2О реместятся вниз, вытесняя из силово;го цилиндра 49 жидкость через отверстия В и г, выполненные в растормаживающем винте 47. Силовой цилиндр 49, опускаясь, воздействует через подпят- г5 ник 50 на диафрагму 43 и шток 51 тормозной камеры. Шток 51, сжимая возвратную пружину 54 перемещаясь вниз, через вилку 55 включает тормоз, В случае одновременного отказа в работе пневматического привода тормозов и гидравлического привода выключения стояночных тормозов, конструкция энергоаккумулятора позволяет также произвести дублирующее аварийное ручное выключение стояночных тормозов транспортного средства.
Для его проведения необходимо вывернуть из бобьппки 39 вручную, с помощью гаечного ключа, растормаживающий винт 47 энергоаккумулятора до отказа. При этом упорный подшипник поршня 48 упирается в днище силового цилиндра 49, поднимет его u соединенный с ним поршень 45 вверх, сжимая силовую пружину 44.
Силовой цилиндр 49, поднимаясь в верхнее положение, освобождает подпятник 50 и диафрагму 43. Шток 51 тормозной камеры под действием возвратной пружины 54 также переместится в верхнее положение и с помощью вилки 55 произойдет растормаживание колес, оборудованных стояночными тор мозами. 55
Гидравлическая система управления приводом пружинного энергоаккумулятора используется для аварийного выключения и включения стояночных тормозов транспортного средства при неработающем двигателе и отсутствии воздуха в пневматической системе транспортного средства.
Подача рабочей жидкости в гидравлическую систему управления приводом энергоаккумулятора производится с помощью гидравлического цилиндра 1, поршень 4 которого имеет привод от педали 14 сцепления транспортного средства.
При рабочем ходе поршня манжета 6 под,цействием пружины 7 перекрывает продольное отверстие 5 в поршне. При увеличении давления жидкости в рабочей полости А гидравлического цилиндра перекрывается обратный шариковый клапан в штуцере 10 и жидкость из рабочеи полости цилиндра под давлением подается через отверстие в пробке 2 в основной напорный трубопровод 22.
Освобожцающееся при рабочем ходе пространство в полости b заполняется рабочей жидкостью, поступающей иэ питательного бачка 20 по трубопроводу 18 через штуцер 10.
При обратном ходе поршня гидравлического цилиндра манжета б отжимается от поршня, открывается сквозное продольное отверстие 5 в поршне цилиндра и обратный шариковый клапан, установленный в штуцере 10, и происходит поступление рабочей жидкости в рабочую полость гидравлического цилиндра.
При каждом последующем рабочем ходе поршня гидравлического цилинд-. ра в напорный трубопровод гидравлической системы подается определенная порция рабочей жидкости.
После заполнения рабочей жидкостью гидравлической системы управления приводом стояночных тормозов транспортного средства производится ее прокачка с целью удаления из. тру- бопроводов попавшего в них воздуха, Для прокачки системы питательный бачок: 20 заполняется рабочей жидкостью, трехходовой кран 23 ставится в положение, при котором основной напорный трубопровод соединяется с трубопроводом 25, идущим к механизму выключения стояночного тормоза, а трубопровод 24, идущий к приводу сцепления, отключается от системы, запорный кран 29 перекрывается. Сни65 8 дится с помощью базовой пневматической системы транспортного средства.
В случае аварийного падения давле. ния воздуха в пневматической системе транспортного средства давление воздуха в полости 42 энергоаккумулятора падает, поршень 45 энергоаккумулятора под действием силовой пружины 44 опускается и происходит включение стояночньгх тормозов транспортного средства.
Для аварийного растормаживания стояночных тормозов транспортного средства в данном случае (при отсут.ствии сжатого воздуха в пневматической системе транспортного средства) используется гидравлическая система аварийного растормаживания с помощью специального устройства, встроенного в базовый пружинный энергоаккумулятор, состоящего из соединенного с поршнем 45 энергоаккумулятора силового цилиндра 49 и поршня 48, установленного в силовой цилиндр на хвостовике растормаживающего винта
47, имеющего продольное и соединенными с ним осевые отверстия.
Для аварийного растормаживания стояночного тормоза трехходовой кран 23 гидравлической системы ставится в положение, при котором оснонной напорный трубопровод 22 соединяется с напорным трубопроводом
25, идущим к механизмам управления приводами стояночных тормозов (к энергоаккумуляторам), а трубопровод
24, идущий к приводу сцепления, отключается от системы. Запорный кран ,29 перекрывается.
7 12454 мается защитный колпачок 36 с перепускного клапана 35, на головку клапана устанавливается шланг, конец которого опускается в емкость для сбора рабочей жидкости. Перепускной клапан открывается и с помощью плавного нажатия на педаль сцепления производится прокачивание трубопрово. дов гидравлической системы управления приводом стояночного тормоза. 1р
Прокачивание трубопроводов производится до полного исчезновения пузырьков воздуха в емкости для сбора рабочей жидкости, после чего перепускной клапан 35 закрывается и на него уста- 15 навливается защитный колпачок 36. Питательный бачок 20 пополняется рабочей жидкостью и в такой же последовательности поочередно производится прокачка трубопроводов, подводящих 211 рабочую жидкость к приводам стояночных тормозов (к энергоаккумуляторам) других колес.
По окончании прокачки гидравлической системы производится пополнение 25 питательного бачка 20 рабочей жидкостью и заполнение гидравлической сис- темы жидкостью путем растормаживания стояночных тормозов с помощью гидравлической системы быстрого аварийного растормаживания до загорания сигнальной лампочки, информирующей о полном растормаживании стояночных тормозов транспортного средства. После этого запорный кран 29, установленный на сливной трубопровод 28, открывается.
Под действием силовой пружины 44 поршень 45 энергоаккумулятора и соеди-ненный с ним силовой цилиндр 49 опускается и рабочая жидкость из силово- 4
ro цилиндра через сливной трубопровод 28 сливается в питательный бачок
20, при этом происходит включение стояночных тормозов транспортного средства. 45
После слива рабочей жидкости из силового цилиндра запорный кран 29 ,,перекрывается и гидравлическая.систе ма с помощью трехходового крана 23 переводится на управление приводом сцепления.
55 стояночных тормозов под действием ,повышающегося давления в напорных
С помощью базовой пневматической системы управления приводом тормозов производится растормаживание стояноч ных тормозов транспортного средства и дальнейшее (эксплуатационное) управление приводами тормозов произвоПлавным нажатием на педаль 14 сцепления с помощью гидравлического цилиндра 1 гидравлической системы производится подача рабочей жидкости по трубопроводам 24,25,27 и отверстиям 6 и z в растормаживающем винте 47 в силовой цилиндр 49 энергоаккумулятора. Под действием давления рабочей жидкости силовой цилиндр, преодолевая усилие силовой пружины 44 энергоаккумулятора, перемещается вверх, поднимая соединенный с ним поршень 45 энергоаккумулятора. Происходит растормаживание стояночных тормозов.
После полного растормаживания
1245465
)o трубопроводах открывается обратный шариковый клапан 33, установленный ф трубойроводе 30, давление рабочей жидкости передается на датчик 3I, включающий сигнальную электрическую лампочку 32. Загорание сигнальной лампочки сигнализирует о полном растормаживании стояночных тормозов и о необходимости прекращения подачи рабочей жидкости к энергоаккумулято" рам.
Для проведения последующего аварийного включения стояночных тормозов при отсутствии воздуха в пневматической системе транспортного средства необходимо открыть запорный кран 29 гидравлической системы, соединяющий напорный трубопровод 25 со сливным трубопроводом 28.
При открытии крана 29 обеспечивается возможность слива, рабочей жидкости из напорных трубопроводов через сливной трубопровод 28 в питательный бачок 20. При падении давления в напорных трубопроводах и в силовом цилиндре 49 энергоаккумулятора силовой цилиндр, соединенный с поршнем 45 энергоаккумулятора, под действием силовой пружины 44 перемещается
10 вниз и производит включение стояночных тормозов. При отсутствии необходимости использования гидравлической системы управления приводами стояноч. ных тормозов и для ее использования
15 в качестве привода сцепления трехходовой кран 23 ставится в положение, при котором оснОвной напорный трубопровод 22 соединяется с трубопроводом 24, идущим к приводу сцепления, 20 а трубопровод 25, идущий к приводу стояночных тормозов, отключается.
1245465
Составитель С.Макаров
Техред H . .Бонкало Корректор А. Обручар
Редактор П.Коссей
Заказ 3949/10
Производственно-полиграфическое предприятие, г, Ужгород, ул. Проектная, 4
Тираж 647 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
4б фЦ а
Ю
48