Торсионный вал
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано преимуш.ественно в механических передачах крутящего момента. Целью изобретения является изменение демпфирующих свойств вала за счет регулирования жесткости в процессе его эксплуатации. Снабжение торсионного вала , охватывающего его трубой и источником избыточного давления, выполнение упругого элемента пустотелым и соединенным с источником избыточного давления позволяют регулировать необходимые жесткость и демпфирующую способность вала при изменении характера его нагруженного состояния во время эксплуатации в передачах крутящего момента. 2 ил. го { ел 00 00 ISO
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК д1) 4 F 16 F 1 14
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
llO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 977861 (21) 3849886/25-28 (22) 04.02.85 (46) 23.07.86. Бюл. № 27 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) Г. С. Писаренко, Л. В. Лаврентьев, В. А. Дьяченко, А. П. Яковлев, И. Я. Качур, К. T. Беляк и П. А. Стецко (53) 62-567 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 977861, кл. F 16 F 1/14, 1981.
„„SU„„1245783 A 2 (54) ТОРСИОННЫ11 ВАЛ (57) Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано преимущественно в механических передачах крутящего момента. Целью изобретения является изменение демпфирующих свойств вала за счет регулирования жесткости в процессе его эксплуатации. Снабжение торсионного вала, охватывающего его трубой и источником избыточного давления, выполнение упругого элемента пустотелым и соединенным с источником избыточного давления позволяют регулировать необходимые жесткость и демпфирующую способность вала при изменении характера его нагруженного состояния во время эксплуатации в передачах крутящего момента. 2 ил.
1245783
Формула изобретения
Фиг. 1
ВНИИПИ Заказ 3977)26 Тираж 880 Подписное
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к машиностроению, может быть использовано преимущественно в механических передачах крутящего момента и является усовершенствованием устройства по основному авт. св. № 977861.
Цель изобретения — изменение демпфирующих свойств вала за счет регулирования жесткости в процессе его эксплуатации.
На фиг. 1 изображена конструктивная схема вала; на фиг. 2 — упругий элемент в развернутом виде.
Вал 1 содержит упругий элемент 2, размещенный в винтовых канавках 3 вала. Наружная поверхность 4 упругого элемента контактирует с внутренней поверхностью трубы 5, удерживаемой в осевом перемещении по валу штифтами 6 и сидящей на валу по посадке с зазором. Выполненная в теле упругого элемента 2 по всей его длине полость 7 сообщается через канал 8 с источником избыточного давления, состоящим, например, из бака 9 с заборным фильтром 10, соединенным с насосом 11 регулируемой производительности, фильтра 12 очистки, золотника-реле 13 и редукционного клапана 14, выходной канал которого связан с масляным баком 9 через клапан 15 дистанционного снятия давления. Предохранительный клапан 16 поддерживает заданное давление, срабатывая при его превышении. Для обеспечения герметичности подвода масла под давлением к вращающемуся валу предусмотрено уплотнение 17 торцового типа.
Вал работает следующим образом.
При его закручивании в направлении, совпадающем с направлением винтовых линий канавок 3, ширина канавок будет уменьшаться, а материал вала, находящийся между двумя соседними канавками, будет растягиваться. Все это приведет соответственно к сжатию (поперек канавки) и растяжению (вдоль канавки) размещенного в канавках 3 упругого элемента 2, в котором при его деформации рассеивается (вследствие наличия внутреннего трения) энергия крутильных колебаний. При подводе в полость 7 масла под регулируемым давлением регулируется жесткость вала 1поскольку изменяется усилие сжатия упругого элемента 2, а также на1р чинает реализовываться жесткость трубы 5, подключаемой в процесс скручивания силами сцепления упругого элемента о ее внутреннюю поверхность по мере повышения давления. Регулирование жесткости вала приводит при динамическом нагружении машины к изменению параметров его собственных колебаний, а также гашению колебаний с другими амплитудами и частотой. При повышении давления в полости 7 обеспечивается эффективное демпфирование при более высоких уровнях нагруженности вала.
Использование предлагаемого вала позволяет устанавливать необходимые жесткость и демпфирующую способность вала при изменении характера его нагруженного состояния во время эксплуатации в передачах
25 крутящего момента.
Торсионный вал по авт. св. № 977861, отличающийся тем, что, с целью изменения демпфирующих свойств за счет регулирования жесткости в процессе его эксплуатации, он снабжен охватывающей вал трубой и источником избыточного давления, а упругий элемент выполнен пустотелым и соединен с источником избыточного давления.