Ротационный вискозиметр
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к технике измерения вязкости и предназначено для повьшения точности ее измерений . Прибор содержит первый внутренний цилиндр 1, первый наружный цилиндр 2, причем цилиндр 1 соединен с вторым наружным цилиндром 3 посредством редуктора Д, содержащего валы 5, 6, 7 и шестерни 8,9, 10, 11. Второй внутренний цилиндр 12 соединен с цилиндром 2. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) А1 (g1) 4 G 01 N 1 I/14
3С Гйу р;, g
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСКОМЪГ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
i f3," ц
Т
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬП PM (21) 3781152/24-25 (22) 13.08.84 (46) 23.07.86. Вюл. У 27 (?2) Н.Е. Моисеев (53) 532.137 (088.8) (56) Патент США У 4362287, кл. G 01 N 11/14, 1982.
Авторское свидетельство СССР
Ф 991263, кл.. G 01 И 11/00, 1981.. (54 ) РОТАЦИОННЫЙ ВИСКОЗИИЕТР (57) Изобретение относится к технике измерения вязкости и предназначено для повышения точности ее изме-. рений. Прибор содержит первый внутренний цилиндр 1 первый нару кный цилиндр 2, причем цилиндр 1 соединен с вторым наружным цилиндром 3 посредством редуктора 4, содер кащего валы 5, 6, 7 и шестерни 8,9, 10, 11. Второй внутренний цилиндр 12 соединен с цилиндром 2. 3 an.
1245947 тр (а )21 1о .(b<) М отсюд а
)а ь1 о > тр
Изобретение относится к ротационным вискозпметрам и может быть использовано при исследованиях кинетики структурообразования тиксо— тропных жидкостей. 5
Целью изобретения является повышение точности измерения.
На фиг. 1 представлена кинематическая схема предлагаемого ротацион ного вискозиметра; на фиг. 2 и 3 график 1 и rf зависимостей крутящих моментов М1 и М напряжения сдвига исследуемой и калибровочной жидкостей от относительных угловых скорос— тей вращения цилиндров (ь ы)1 и (.ьы)2 соответственно.
Ротационный вискозиметр включает в себя внутренний цилиндр 1, наружный цилиндр 2, причем первый внут— ренний цилиндр 1 соединен с вторым наружным цилиндром 3 посредством редуктора 4, содержащего валы 5-7, закрепленные в корпусе с возможностью свободного вращения, и шестерни 8-11, жестко установленные на соответствующих валах, второй внутренний цилиндр 12, соединенный жестко с первым наружным цилиндром 2 посредством вала 13, установленного в корпусе с возможностью свободного 30 вращения. Число зубьев шестерен 811 редуктора 4 подобрано таким образом, что угловая скорость вращения наружного цилиндра 3 на небольшую величину превосходит угловую 35 скорость вращения внутреннего ци-. линдра 1.
Вискозиметр работает следующим образом.
Исследуемую жидкость помещают меж-.
46 ду цилиндрами 1 и 2. Между цилиндра- ми 3 и 12 помещают жидкость (ньютоновская жидкость) с постоянным и известнымм коэффициентом динамической вязкости (калибровочная жидкость). От двигателя (не показан) проводят во вращение вал 13 вместе с наружным цилиндром 2 и внутренним цилиндром
l2, при этом на вал 13 (и на систему
1тоследовательных элементов: цилиндр
2, исследуемая жидкость, цилиндр 1, вал 5) воздействует крутящий момент
Мо от двигателя. Под воздействием сил трения (сдвигового напряжения исследуемой жидкости) приводится во вращение внутренний цилиндр 1 с угло.вой скоростью д„, который посред.— ством редуктора 4 приводит во вращение цилиндр 3 с несколько большей угловой скоростью.
Угловая скорость вращения цилиндра 3 больше угловой скорости вращения цилиндра 1 на величину (а >),> определяемую угловой скоростью вращения цилиндра 3 и параметрами шестерен редуктора 4, причем гораздо меньшую по сравнению с самой скоростью вращения. Разность угловых скоростей (ьй )о- делится между относительными скоростями вращения а ) цилиндров
3 и 12 п (bU)„цилиндров 2 и 1 (аь"),= (аи},i (аы)
При этом последовательные элементы: вал 7, цилиндр 3, калибровочная жидкость, цилиндр 12, вал 13, цилиндр
2, исследуемая жидкость, цилиндр 1 и вал 5 оказываются дополнительно нагруженными крутящим моментом М
ТР (моментом сит трения калибровочной жидкости) сдвигового напряжения калибровочной жидкости, причем где К вЂ” постоянная, определяемая геометрическими размерами полости между цилиндрами 3 и 12 и вязкостью калибровочной жидкости (аь>) — угловая скорость вращения цилиндров 3 и 12 относительно друг друга.
Крутящий момент М сдвигового напряжения исследуемой жидкости равен сумме крутящего момента M двигатео ля и момента М„
О+
Предположим„что цилиндры 1 и 2 относительно друг друга не вращаются, т.е.(ай)ь равна нулю. Тогда по закону сохранения энергии мощность дви- гателя выделяется в виде тепловой мощности в калибровочной жидкости между цилиндрами 3 и 12.
12
3 (лИ) о и М=М +M =M (1+ -- †--) ь тр тр 62
1 так как (ау)„ много меньше и,, то
rc ()..
Динамический коэффициент вязкости исследуемой жидкости определяют делением крутящего момента М, рассчитанного по формуле M-K (лИ), где К вЂ” известный калибровочный коэф" фициент; (ьи) — измеренная относительная скорость вращения цилиндров
3 и 12, на измеренную (например, тахометрами) относительную скорость вращения (ы)1 цилиндров 2 и 1.
Статическое напряжение сдвига структуированной жидкости определяют следующим образом.
Исследуемую и калибровочную жидкости помещают в соответствующие межцилиндрические полости и двига телем приводят вал 13 во вращение, с достаточно малой скоростью, при которой крутящий момент М исслеФ дуемой жидкости меньше статического напряжения сдвига. Непрерывно увеличивают скорость вращения вала .13, тем саум увеличивая крутящий момент М до начала относительного вращения цилиндров 2 и 1 (определяемого тахометрами), и по известному калибровочному коэффициенту К и измеренной скорости (4ы) рассчитывают статическое напряжение сдвига.
:После начала относительного вращения цилиндров 2 и,I (начала разрушения структуры -исследуемой жидкости) происходит перераспределение относительных скоростей вращения (вы цилиндров 2 и 1 и (вс>) цилиндров 3 и 12, а именно (аы), уменьшается, следовательно, уменьшается и крутящий момент М, что обеспечивает приостановку процесса разрушения структуры жидкости. При постоянной скорости вращения вала 13 (вращения
45947 4 вала двигателя) между крутящими моментами напряжения сдвига M иссле1 дуемой и М калибровочной жидкостей наступает динамическое равновесие, определяемое точкой А пересечения графиков T u II (фиг. 2). Динамичес кое равновесие .устойчиво, что можно показать следующими рассуждениями.
Предположим, что скорости (arJ),и (ьс ) относительного вращения цилиндров в силу каких-либо причин изменились, например (4И) увеличилась; (временное внешнее торможение вала 6), а (4о уменьшалсь (фиг. 3>, при этом
15 крутящие моменты М1 и М, действующие на вал 6 (фиг. 1) ° также изменяются, причем М меньше И, (фиг. 2), что приводит к увеличению скорости вращения вала 6, следовательно, к увеличению скорости вращения цилиндра 3 н увеличению (ьы), т.е. восстановлению равновесия. С течением speмени в результате структуирования исследуемой жидкости ее напряжение сцвига возРастает (фиг.2, график !), при этом крутящий момент М увеличивается, а относительная скорость вращения (i d)), цилиндров 2 í I уменьшается. Зависимость от времени момента М и относительной скорости (° Ì), является наиболее полной характеристикой динамики структуирования тиксотропных жидкостей, Формула изобретения
Ротационкый вкскозкметр, содержащий корпус н первые внутренний и наружный цилшидры, о т л и ч а ющ н и с я тем, что, е целью повьапе4О ния точности измерения, внутренний цилиндр посредством редуктора соединен с соосным с первым н вторым наружным цилиндром, внутри которого соосно с ним расположен второй внут-.
45 ренний цилиндр, жестко соединенный с первым наружным цилиндром.
1245947 (ВМ) J м, Составитель В. Вощанкин
Техред Я. Ходанич
Корректор Г. Решетник
Редактор О. Юрковецкая
Заказ 3990/34
Тираж 778
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4