Электрическая машина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электрическим машинам и направлено на увеличение радиальной жесткости и допустимой нагрузки машины, цилиндрические поверхности ротора 7 которой образуют газостатическую опору . Для этого торцовые поверхности 5 и 6 корпуса 2 и ротора 7, обращенные друг к другу, в ыполнены коническими, а зазор между ними соединен с каналом 3 подвода газа и с зазором между цилиндрнчески м поверхностями кэ Од ISD йп
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (50 4 Н 02 К 5 00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHGMV СВИДЕТЕПЬСТВу
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3805737/24-07 (22) 29 ° 1 0 . 84 (46) 23 ° 07.86. Бюл, ¹ 27 (71) Винницкий политехнический институт (72) B.A.Ôåäîòîâ (53) 621.313.04 (088.8) (56} Патент США № 3625003, кл, 31090, 1970.
Авторское свидетельство СССР
¹ 318251, кл. Н 02 К 5/00, 1967.
Авторское свидетельство СССР № 838915, кл. Н 02 К 5/00, 1981.
„„Я0„„324625О А1 (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА (57) Изобретение относится к электрическим машинам и направлено на увеличение радиальной жесткости и допустимой нагрузки машины, цилиндрические поверхности ротора 7 которой образуют газостатическую опору . Для этого торцовые поверхности 5 и б корпуса 2 и ротора 7, обращенные друг к другу, выполнены коническими, а зазор между ними соединен с каналом 3 подвода газа и с зазором меж" ду цилиндрическими поверхностями
1 246250 статора 1 и ротора. При смещении ро- ва 12. Радиально--упорный подшипник тора 7 из соосного со статором поло- 11 увеличивает радиальную жесткость жения газ будет поступать в зазор и подъемную силу опоры машины и восгазостатического подшипника под боль- принимает нагрузку от угловых
mAM давлениеМ по сравнению с любой перекосов ротора . 2 з. и. ф-лы, другой точкой конической щели надду- 1 ил.
Изобретение относится к электрическим машинам, преимущественно высокооборотных машин с внешним ротором.
Цель изобретения состоит в повышении радиальной жесткости и допустимой нагрузки опоры.
На чертеже показана электрическая машина с газостатической опорой.
Электрическая машина содержит статор 1, неподвижный корпус 2, в котором выполнены каналы 3 и кольцевые выточки 4 для подачи газа в зазор между конической поверхностью 5 корпуса и конической поверхностью 6 ротора .7, внутренняя поверхность которого образует с внешней поверхностью немагнитной втулки 8 газостатический подшипник, газ из которого выходит в окружающую среду через канал 9 и дроссель 10. Часть зазора между коническими поверхностями 5 и 6, рас— положенная между кольцевой выточкой
4 и наружным диаметром ротора, образует радиально-упорный подшипник 11, а часть> расположенная между кольцевой выточкой 4 и внутренним диаметром ротора 7 — коническую щель 12 наддува.
Газостатическая опора электрической машины работает следующим образом.
Газ под давлением поступает через каналы 3, выполненные в корпусе 2, в кольцевые выточки 4, а затем, разветвляясь на два потока, сжатый газ поступает в радиально-упорный подшипник 11 и коническую щель 12 наддува, на выходе которой газ поступает в дроссель 10 и зазор между ротором 7 и немагнитной втулкой 8, а затем вытекает в окружающую среду .
При смещении ротора 7 из соосного со статором 1 положения в зоне минимального зазора между внутренней поверхностью ротора 7 и внешней поверхностью немагнитной втулки 8 в конической щели наддува имеется мак5 симальный зазор, т. е. газ поступает в зазор подшипника под большим давлением по сравнению с любой другой точкой конической щели наддува. Угловые перекосы ротора воспринимаются радиально-упорным подшипником.
По экспериментальным данным угол
М наклона конической щели для подвода сжатого газа к радиальному подшипнику к его оси составляет 20 о
80 . Ширина конической щели наддува и зазор С между ротором и статором при их соосном положении изменяются в пределах 5-120 мкм; отношение длины ротора к его диаметру — (0,5-6); отношение диаметра начала конической щели к диаметру статора (при внешнем роторе) или ротора (при внешнем статоре) = (1,001-2).
Расчеты показали, что для обеспече ния наибольшей подъемной силы предла га емой опоры электрич еской машины комплексный безразмерный параметр — С (и p ° sino(ЛР)>
Жесткость и допустимая нагрузка изобретенной опоры по сравнению с известными больше в 2-10 раз при одинаковых размерах.
Фор мул а и з об ре тени я
Электрическая машина, содержащая корпус, статор, ротор, цилиндрические поверхности которых образуют газостатическую опору, и канал
1 246250
Составителв В.Алфимов
Редактор А.Ворович Техред H.Áoíêàëo Корректор Л.Пилипенко
Заказ 4015/50 Тираж 631 Подписное . ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г . Ужгород, ул . Проектная, 4 подвода газа, сообщающийся с зазором между статором и ротором, о т личaþùàÿся тем, что, с целью увеличения радиальной жесткости и допустимой нагрузки опоры, торцовые поверхности корпуса и ротора, обращенные друг к другу, выполнены коническими, а зазор между ними соединен с каналом подвода газа и с зазором между цилиндрическими поверхностями статора и ротора.
2. Машина по и.1, .о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, применительно к машине с внутренним ротором, конические поверхности ротора охватывают конические поверхности корпуса.
3. Машина по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, применительно к машине с внешним ротором, коничес-! О кие поверхности корпуса охватывают конические поверхности ротора.