Способ нанесения твердосмазочных покрытий
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1247430 А1 (5D 4 23 С 17/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPGKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Приоритет по пунктам:
29,03.79.по п.1;
16.05.79 по п.2.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР пО делАм изОБРетений и ОтнРытий (21) 2744586/22-02; 2766092/22-02 (22) 29 03.79 (23) 16.05.79 (46) 30,07.86. Бюл. Ф 28 (71) Ленинградский ордена Ленина политехнический институт им.М.И.Калинина (72) В.M.Ëåáåäåâ и А.А.Ашейчик (53) 621.793.4 (088.8) (56) Гаркунов Д;Н. и др. Избирательный перенос в узлах трения. М.: Транспорт, 1969, с.77.
Гоголев А.Я.Повышение износостойкости металлообрабатывающего инструмента нанесением антифрикционных покрытий. М.: НИИИНФОРМТЯЖМАШ, 1971, 1« 2, с.44. (54)(57) 1, СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ТВЕРДО СМАЗОЧНЫХ ПОКРЫТИЙ, преимущественно дисульфида молибдена, на поверхности трения, включающий последовательное нанесение подслоя металла и слоя дисульфида молибдена, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения долговечности покрытий и снижения коэффициента трения, в качестве подслоя металла наносят медь или ее сплавы натиранием в среде глицерина в режиме избирательного переноса.
2 Способ по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что перед нанесением дисульфида молибдена дополнительно наносят слой галлия.
С:
° °
ЬФ
4ь 3
«фЬ
М
1247430
Изобретение относится к нанесению твердосмазочных покрытий на поверхности трения, например в подшипниках, зубчатых передачах и других узлах трения. 5
Известен способ нанесения антифрикционных медных покрытий путем натирания в среде глицерина, который используется для повышения износостойкости деталей.
1О
Однако известные покрытия не являются достаточно долговечными, Наиболее близок к изобретению способ нанесения твердосмазочных покрытий, преимущественно из дисульфида молибдена, на поверхности трения, включающий последовательное нанесение подслоя металла, например галлия, кадмия, свинца и др., и слоя дисульфида молибдена.
Однако и данный способ не обеспечивает достаточной долговечности твердосмазочного покрытия, Целью изобретения является повьппение долговечности покрытий, а также снижение коэффициента трения.
Поставленная цель достигается тем, что в отличие от известного способа нанесения твердосмаэочных покрытий, преимущественно дисульфи- ЗО да молибдена, на поверхности трения, включающего последовательное нанесение слоя металла и слоя дисульфида молибдена, в качестве подслоя металла наносят медь или ее сплавы натиранием в среде глицерина в режиме избирательного переноса„ причем перед нанесением дисульфида молибдена дополнительно наносят слой галлия, 4О
При осуществлении способа покрытия иэ дисульфида молибдена наносят по подслою меди или ее сплава, кото- . рый получают путем натирания в активной жидкой среде - глицерине в g5 режиме избирательного переноса. Полученный подслой обладает высокой пористостью и химической активностью, имеет повышенную подвижность дислокаций и не имеет на поверхности окисных пленок. Наносимое затем покрытие из дисульфида молибдена имеет повьппенную адгезию к подслою и хорошо заполняет поры в подложке, что обеспечивает повьнпение его долговечности и снижение коэффициента трения °
Изобретение иллюстрируется следующими примерами.
П р е р На рабочую поверхность стального образца наносят подслой меди путем натирания поверхности бруском (инструментом) из бронзы
Бр И(-9-4 в среде глицерина в режиме при удельной нагрузке б кгс/см и скорости скольжения 0,7 м/с в течение 1 ч.
После получения медной пленки на поверхности стального. образца ее промывают в спирте и натирают дисульфидом молибдена. Второй образец пары также натирают слоем дисульфида молибдена, после чего образцы помещают в установку торцовогр трения УТИВ и используют при наг- рузке 3,5 кгс/см, скорости скольт жения 1 м/с.и коэффициенте взаимного перекрытия 0,4.
Путь трения при указанных условиях составил 7,2 км при коэффициенте трения 0,173 и плавном перемещении образцов, после чего перемещение образцов стало скачкообразным, а коэффициент трения повысился до
11,239, что свидетельствует о разрушении покрытия, разделяющего трущиеся поверхности образцов.
Hp и м е р 2. На рабочую поверхность стального образца наносят подслой меди путем натирания этой поверхности инструментом из бронзы Бр АЖ-9-4 в среде глицерина в соответствии с примером 1, после чего поверхность промывают спиртом и затем наносят слой галлия натиранием замшей или льняной тканью. По слою галлия наносят слой дисульфида молибдена в условиях примера 1. Второй образец пары также натирают дисульфидом молибдена, после чего образцы подвергают испытанию как в примере 1.
Путь трения на образце, обработанном в указанных условиях, составил
8,4 км нри коэффициенте трения 0,170 и плавном перемещении, после чего покрытие подвергалось разрушению, о чем свицетельствует скачкообразный характер перемещения образцов и увеличение коэффициента трения до 0,34.
Сравнительные данные свойств пок рытий на стальных образцах, полученных в соответствии с примерами 1 и 2, представлены в таблице.
Как:видно из данных таблицы, предложенный способ позволяет получать покрытия, обладающие повышенной долговечностью и более низким коэффи1247430
Условия испытаний
Условия нанесения покрытия
Путь тре- . Коэффициент ния, км трения
О,!73
7,2
Покрытие, полученное в соответствии с примером 2 (слой меди, слой галлия, слой дисульфида молибдена) 8,4
0,170
Покрытие, содержащее слой галлия, а затем слой дисульфида молибдена— прототип
3,9
0,195
0,234
Покрытие дисульфидом молибдена
2,4
Составитель Е.Кубасова
Техред Г,Гербер
Редактор N.Êåëåìåø
Корректор Г.Решетник
Заказ 4082/27
Тираж 878
В11ИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Подписное
Производственно-полиграфическое предприятие, r.Óæãîðoä, ул.Проектная, 4 циентом трения по сравнению с изв с1ными, Подслой меди, полученный в условиях избирательного переноса в среде глицерина за счет высокой пористосПокрытие, полученное в соответствии с примером 1 (слой меди, нанесенный в режиме избирательного переноса, и затем слой дисульфида молибдена) ти, отсутствия окисных пленок, повышенной фактической площади контакта и высокой каталитической активности обеспечивает более высокую долговечность твердосмазочных покрытий, на" ходящих применение в машиностроении.