Способ нанесения твердосмазочных покрытий

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1247430 А1 (5D 4 23 С 17/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPGKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Приоритет по пунктам:

29,03.79.по п.1;

16.05.79 по п.2.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР пО делАм изОБРетений и ОтнРытий (21) 2744586/22-02; 2766092/22-02 (22) 29 03.79 (23) 16.05.79 (46) 30,07.86. Бюл. Ф 28 (71) Ленинградский ордена Ленина политехнический институт им.М.И.Калинина (72) В.M.Ëåáåäåâ и А.А.Ашейчик (53) 621.793.4 (088.8) (56) Гаркунов Д;Н. и др. Избирательный перенос в узлах трения. М.: Транспорт, 1969, с.77.

Гоголев А.Я.Повышение износостойкости металлообрабатывающего инструмента нанесением антифрикционных покрытий. М.: НИИИНФОРМТЯЖМАШ, 1971, 1« 2, с.44. (54)(57) 1, СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ТВЕРДО СМАЗОЧНЫХ ПОКРЫТИЙ, преимущественно дисульфида молибдена, на поверхности трения, включающий последовательное нанесение подслоя металла и слоя дисульфида молибдена, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения долговечности покрытий и снижения коэффициента трения, в качестве подслоя металла наносят медь или ее сплавы натиранием в среде глицерина в режиме избирательного переноса.

2 Способ по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что перед нанесением дисульфида молибдена дополнительно наносят слой галлия.

С:

° °

ЬФ

4ь 3

«фЬ

М

1247430

Изобретение относится к нанесению твердосмазочных покрытий на поверхности трения, например в подшипниках, зубчатых передачах и других узлах трения. 5

Известен способ нанесения антифрикционных медных покрытий путем натирания в среде глицерина, который используется для повышения износостойкости деталей.

Однако известные покрытия не являются достаточно долговечными, Наиболее близок к изобретению способ нанесения твердосмазочных покрытий, преимущественно из дисульфида молибдена, на поверхности трения, включающий последовательное нанесение подслоя металла, например галлия, кадмия, свинца и др., и слоя дисульфида молибдена.

Однако и данный способ не обеспечивает достаточной долговечности твердосмазочного покрытия, Целью изобретения является повьппение долговечности покрытий, а также снижение коэффициента трения.

Поставленная цель достигается тем, что в отличие от известного способа нанесения твердосмаэочных покрытий, преимущественно дисульфи- ЗО да молибдена, на поверхности трения, включающего последовательное нанесение слоя металла и слоя дисульфида молибдена, в качестве подслоя металла наносят медь или ее сплавы натиранием в среде глицерина в режиме избирательного переноса„ причем перед нанесением дисульфида молибдена дополнительно наносят слой галлия, 4О

При осуществлении способа покрытия иэ дисульфида молибдена наносят по подслою меди или ее сплава, кото- . рый получают путем натирания в активной жидкой среде - глицерине в g5 режиме избирательного переноса. Полученный подслой обладает высокой пористостью и химической активностью, имеет повышенную подвижность дислокаций и не имеет на поверхности окисных пленок. Наносимое затем покрытие из дисульфида молибдена имеет повьппенную адгезию к подслою и хорошо заполняет поры в подложке, что обеспечивает повьнпение его долговечности и снижение коэффициента трения °

Изобретение иллюстрируется следующими примерами.

П р е р На рабочую поверхность стального образца наносят подслой меди путем натирания поверхности бруском (инструментом) из бронзы

Бр И(-9-4 в среде глицерина в режиме при удельной нагрузке б кгс/см и скорости скольжения 0,7 м/с в течение 1 ч.

После получения медной пленки на поверхности стального. образца ее промывают в спирте и натирают дисульфидом молибдена. Второй образец пары также натирают слоем дисульфида молибдена, после чего образцы помещают в установку торцовогр трения УТИВ и используют при наг- рузке 3,5 кгс/см, скорости скольт жения 1 м/с.и коэффициенте взаимного перекрытия 0,4.

Путь трения при указанных условиях составил 7,2 км при коэффициенте трения 0,173 и плавном перемещении образцов, после чего перемещение образцов стало скачкообразным, а коэффициент трения повысился до

11,239, что свидетельствует о разрушении покрытия, разделяющего трущиеся поверхности образцов.

Hp и м е р 2. На рабочую поверхность стального образца наносят подслой меди путем натирания этой поверхности инструментом из бронзы Бр АЖ-9-4 в среде глицерина в соответствии с примером 1, после чего поверхность промывают спиртом и затем наносят слой галлия натиранием замшей или льняной тканью. По слою галлия наносят слой дисульфида молибдена в условиях примера 1. Второй образец пары также натирают дисульфидом молибдена, после чего образцы подвергают испытанию как в примере 1.

Путь трения на образце, обработанном в указанных условиях, составил

8,4 км нри коэффициенте трения 0,170 и плавном перемещении, после чего покрытие подвергалось разрушению, о чем свицетельствует скачкообразный характер перемещения образцов и увеличение коэффициента трения до 0,34.

Сравнительные данные свойств пок рытий на стальных образцах, полученных в соответствии с примерами 1 и 2, представлены в таблице.

Как:видно из данных таблицы, предложенный способ позволяет получать покрытия, обладающие повышенной долговечностью и более низким коэффи1247430

Условия испытаний

Условия нанесения покрытия

Путь тре- . Коэффициент ния, км трения

О,!73

7,2

Покрытие, полученное в соответствии с примером 2 (слой меди, слой галлия, слой дисульфида молибдена) 8,4

0,170

Покрытие, содержащее слой галлия, а затем слой дисульфида молибдена— прототип

3,9

0,195

0,234

Покрытие дисульфидом молибдена

2,4

Составитель Е.Кубасова

Техред Г,Гербер

Редактор N.Êåëåìåø

Корректор Г.Решетник

Заказ 4082/27

Тираж 878

В11ИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, r.Óæãîðoä, ул.Проектная, 4 циентом трения по сравнению с изв с1ными, Подслой меди, полученный в условиях избирательного переноса в среде глицерина за счет высокой пористосПокрытие, полученное в соответствии с примером 1 (слой меди, нанесенный в режиме избирательного переноса, и затем слой дисульфида молибдена) ти, отсутствия окисных пленок, повышенной фактической площади контакта и высокой каталитической активности обеспечивает более высокую долговечность твердосмазочных покрытий, на" ходящих применение в машиностроении.