Долото для ударного бурения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (gg 4 Е 21 В 10/36
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3836183/22-03 (22) 03.01.85 (46) 30.07.86. Бюл. № 28 (72) В. Л. Гой и Ю. Д. Габричидзе (53) 622.233.05 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 985241, кл. Е 2! В 10/36, 1980.
Авторское свидетельство СССР № 1133373, кл. Е 21 В 10/36, 1983. (54) (57) ДОЛОТО ДЛЯ УДАРНОГО БУРЕНИЯ, содержащее корпус с односторон„„SU„„1247502 А1 ним ножевым скосом, пазом и отверстиями под фиксатор троса, отличающееся тем, что, с целью снижения интенсивности износа троса и повышения надежности его крепления, долото снабжено стержнем, один конец которого соединен с тросом, а другой — жестко с фиксатором, при этом в стенках паза выполнены продольные прорези шириной менее диаметра отверстий корпуса, а фиксатор имеет лыски, толщина которых равна ширине продольных прорезей стенок паза.
1247502
Bud А
Составитель Ю. Палащенко
Техред И. Верес Корректор Л. Г!атай
Тираж 548 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП <<Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор М. Товтин
За каз 4094/30
Изобретение относится к горному делу, а более конкретно — к породоразрушающему инструменту при ударном бурении скважин.
Цель изобретения — снижение интенсивности износа троса и повышение надежности его крепления.
На фиг. 1 представлено предлагаемое долото, общий вид; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1 (без фиксатора); на фиг. 3 — нижний стержень с фиксатором, в аксонометрии.
Долото для ударного бурения скважин включает корпус 1 с односторонним ножевым скосом на нижнем конце и амортизатором 2, подвешенный на тросе 3 лебедки бурового станка при помощи стержня 4. соединенного с рапсокетом 5 шарниром 6.
В верхней части корпуса 1 имеется ряд отверстий 7, 8 и 9, величина диаметра которых равна а (фиг. 2), а также паз 10, выполненный в плоскости, перпендикулярной осям указанных отверстий. В стенках паза
10 выполнены сквозные прорези 11 с шириной равной в. На нижнем конце стержня 4 жестко закреплен фиксатор 12 с лысками
13, причем величина диаметра с фиксатора
12 равна величине диаметра а отверстий 7, 8 и 9, а толщина д фиксатора по лыскам 13 25 равна ширине в прорезей 11.
Ударное долото работает следующим образом.
При проходке скважин большого диаметра с твердыми прослойками или валунными включениями подвеску долота осуществляют подсоединением стержня 4 к тросу 3 лебедки при помощи рапсокета 5 с шарниром 6, а затем стержень 4 устанавливают под прямым углом к оси корпуса 1 и фиксатор 12 заводят в прорези 11 до совпадения продольной оси фиксатора с центром отверстия 7, затем стержень поворачивают на 90 . В этом положении (фиг. 1) долото опускается на забой, центр его тяжести располагается на
1 одной прямой с точкой подвеса долота (в данном случае с центром отверстия 7), а ножевой скос долота будет находиться на периферии забоя долота и при сбрасывании на канате 3 обрабатывать периферию забоя.
Длину стержня 4 выбирают большей, чем диаметр скважины, поэтому отсоединение стержня от корпуса долота в скважине невозможно, так как невозможна установка стержня под прямым углом к корпусу и извлечение фиксатора 12 из прорезей 11.
Для поражения ножевым скосом центра забоя стержень извлекается из скважины, устанавливается под прямым углом к корпусу и фиксатор 12 устанавливается в отверстие 9 с последующим поворотом стержня в положение подвеса. В этом случае центр тяжести долота устанавливается на вертикальной прямой, проходящей через точку подвеса, т. е. центр отверстия 9, а ножевой скос долота оказывается в центре забоя.
Для обработки промежуточных участков между центром и периферией забоя долото подвешивают в отверстие 8.
Амортизатор 2 (обычно изношенная автопокрышка) предохраняет стенки скважины (или сваи-оболочки) от повреждения ударами верхнего конца долота после его сброса на забой и следующего за ним ослабления натяжения троса.
Преимуществом предложенного узла подвески долота является отсутствие износа троса в месте подсоединения к долоту и исключение отсоединения троса от долота в скважине.
Предлагаемый узел подсоединения троса к долоту можно также использовать, например, при спуске на тросе в скважину различных устройств и приборов. Создание обеспечивает также передачу небольшого по величине крутящего момента.