Способ закрепления пылящей поверхности на карьерных автодорогах
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
1247560 А1 (19) (11) (5114 Е 21 F 5
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ВИБЛИ!. Ж, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2I) 3837684/22-03 (22) 04.01.85 (46) 30.07.86. Бюл. № 28 (71) Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт профилактики пневмокониозов и техники безопасности (72) Н. П. Волков, В. А. Ярцев, P. И. Ибатуллин и Д. Д. Лиходумов (53) 622.807.7 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1084465, кл. Е 21 F 5/02, 1982.
Ивашкин В. С. Борьба с пылью и газами на угольных разрезах. М.: Недра, 1980, с. 126, 131. (54) (57) 1. СПОСОБ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПЫЛЯЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ НА КАРЬЕРНЫХ АВТОДОРОГАХ, включающий выравнивание полотна дороги, рыхление верхнего слоя, обработку его пылесвязывающим составом и последующее уплотнение полотна, отличающийся тем, что, с целью повышения прочности закрепления пылящей поверхности путем уменьшения водовымываемости компонентов пылесвязывающего состава из покрытия, обработку пылесвязывающим составом осуществляют в две стадии, причем в качестве пылесвязывающего состава для обработки на первой стадии используют компаунд, состоящий из сульфитно-спиртовой барды и полиакриламида, а на второй стадии используют водный раствор полиакриламида, причем уплотнение полотна дороги осуществляют после первой стадии обработки пылесвязывающим составом.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что водный раствор полиакриламида используют в концентрации 0,2 — 0,5 мас. 0 0.
1247560
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для пылесвязывания грунтовых карьерных автодорог в условиях открытых горных работ.
Цель изобретения — повышение прочности закрепления пылящей поверхности за счет уменьшения водовымываемости компонентов пылегвязывающего состава из покрыти я.
Общий расход химических реагентов для обработки пылящей поверхности составляет
5,0 — 10,0 л/м . Известно, что сульфитноспиртовая барда характеризуется высокой смачивающей способностью, повышенной инфильтрацией в грунт и надежно закрепляет пылящую поверхность. Однако одним из недостатков сульфидно-спиртовой барды является хорошая растворимость ее при выпадении интенсивных дождевых осадков. Введенный в компаунд полиакриламид препятствует водовымыванию химических реагентов с обработанной поверхности. В связанном виде в компаунде с обработанной поверхности происходит незначительный смыв и растворение сульфитно-спиртовой барды, однако прочность закрепления обработанной поверхности все же падает до 32Я (например, с 44 до 30 кг/м, см. таблицу).
Чтобы избежать указанных недостатков, на обработанную компаундом пылевую поверхность нанбсят водный раствор полиакриламида концентрацией 0,2 — 0,5 мас.Я из расчета 2,0 — 4,0 л)м . При нанесении водного раствора полиакриламида происходит полное заполнение пор и микротрещин в грунте автодороги и образование сплошной тонкой эластичной пленки, препятствующей механическому истиранию, резкому уменьшению водовымываемости B период сильных дождевых осадков и увеличению механической прочности корки. Кроме того, полиакриламид при высыхании переходит в труднорастворимое состояние, и в дождливый период пленка полиакриламида только в верхней части набухает и заполняет образовавшиеся микротрещины (как бы залечивает их), а при установлении сухих жарких дней восстанавливает свои прочностные свойства, препятствующие ветровой эрозии, вьпцелачиванию и механическому истиранию.
Пример. В специальных лотках размером 0,5м-, наполненных рудной пылью фракL,èåé от 600 <о 0 мкм, пылевую поверхность увлажняют водным раствором компаунда, состоящим из сульфитно-спиртовой барды с голиакриламидом различных концентраций гри общем расходе 3 — 6 л/м до полного впитывания раствора в пылевую поверхность.
После этого на обработанную поверхность наносят водный раствор полиакриламида концентрацией 0,2 — 0,5 мас.о/o при расходе раствора 2,0 — 4,0 л/м . Обработка пы5
10 !
55 лящей поверхности производится в два этапа. При обработке в первый этап жидкость пропитывает разрыхленный слой на глубину до 5 — 10 см и после укатывания образуется на поверхности тонкая пленка почиакричамида (HAA) При повторном нанесении жидкости на поверхность пропитывания вглубь пылящего слоя не происходит, так как он уже закреплен и
ПАА остается на поверхности на глубине
0,1 — 0,3 см. Высыхая, образует прочный водонепроницаемый слой, который надежно скрепляет пылящую поверхность.
После высыхания обработанную пылевую поверхность проверяют на прочность сцепления пылевых частиц и механическую прочность образовавшейся корки. После этого образцы помещают в воду на 24 ч и после слива воды и высушивания обработанную пылевук> поверхность определяют на сопротивление продавливаемости в сухом состоянии и высчитывают потерю прочности корки. Вслед за этим проверяют в том же порядке образцы с обработанной пылевой поверхности следующей концентрации при различных расходах водных растворов в пересчете «а 1 м .
В таблице приведены сравнительные испытания по определению механической прочности корки, водопрочности и высчитана потеря прочности при применении известного и предлагаемого способов закрепления пылягцих поверхностей, причем определение механической прочности и водопрочности выводилось по среднему значению из шести опытов.
Из таблицы видно, что при использовании известного способа обработки пылящей поверхности прочность закрепления пылевой корки не превышает 58 кг/см и после водонасыщения и последующего высушивания уменьшается до 30 — 43 кг/см . Потеря прочности колеблется в пределах от 21 до
32ОО, т. е. почти на одну треть при расходе компаунда от 6 5 до 11 л/м .
При использовании предлагаемого способа обработки пылящей поверхности прочность закрепления корки увеличивается до
99 кг/см-, что примерно в два раза эффективнее закрепляет пылящую поверхность, чем известным способом при том же расходе водного раствора компаунда.
После водонасыщения и последующего высушивания образцов прочность закрепления падает лишь на 6,0- — 9,0Я, показывая, что водовымываемость химических реагентов по сравнению с известным способом уменьшается в 3 — 5 раз. Прочность закрепления остается высокой и достигает 93 кг/см при том же расходе химических реагентов, что и в известном способе закрепления пылящих поверхностей, используемых на обраоотку 1 м- пылящей поверхности.
1247560
Способы закрепления пыпящей поверхности
Сопротивление подавливаемости корки кг/см
Концентрация раствора, мас. 7:
Расход раствора, л/м2
Потеря прочности, корки, 7 в сухом состоянии в водонаL сыщенном после высуши— вания
АСЭ 0,0005 6,5 44,28
3,15
8,8
3,64
11,0
4,29
6,5
4,30
8,8
4,61
11,0
4,85
4+2
8,62
ПАА 0,2
ССБ 5,0
48,85
54,50
44,64
3,15
5+3
3,95
49. 16
9,80
И после
ПАА 0,2
56,43
89,39
95„35
3,98
51,65
8,48
4+2
3, 1
ПАА 0,5
ССБ 10,0
82,43 7,79
87,28 8,47
5+3
3,94
И после
ПАА 0,5
6+4
99,09
4,16
93, 13
* Корка прочная, пыпения нет.
** То же
Составитель И.Федяева
Редактор С. Лисина Техред И. Верес Корректор О. Луговая
Заказ 4101/33 Тираж 436 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская иаб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Известный способ* закрепления пылящей поверхности с предварительным увлажнением алкилсульфоэтоксилатом (АСЭ) и обработкой водным раствором компаунда, состоящего из сульфитно-спиртовой барды (ССБ) и полиакриламида (ПАА) Предлагаемый способ** закрепления пылящей поверхности автодорог с разравниванием дороги, обработкой водным раствором компаунда, состоящим из сульфитно-спиртовой барды (ССБ) и полиакриламида (ПАА), укаткой автодороги и последующей обработкой полотна автодороги водным раствором полиакриламида (ПАА) ПАА 0,2
ССБ 5,0
АСЭ 0,05
IIAA 0,5
ССБ 10,0
46,83
52> 39
48, 31
54, 12
58, 27
30,08 32,06
31,91 31,93
37,23 28,90
37,92 21550
39,01 26 46
43 96 24 55