Выключаемая зубчатая муфта

Иллюстрации

Выключаемая зубчатая муфта (патент 124758)
Выключаемая зубчатая муфта (патент 124758)
Выключаемая зубчатая муфта (патент 124758)
Показать все

Реферат

 

Хв 124758

Класс 47с, 6

СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

И. С. Степанов

ВЪ|КЛЮЧАЕМАЯ ЗУБЧАТАЯ МУФТА

Заявлено 2 марта 1959 г. за _#_o 620667/25 в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Опубликовано в «Бюллетене изобретений» Уе 23 за 1959 г.

Описываемая выключаемая зубчатая муфта предназначена для соединения между собой двух валов прн передаче вращения от одного вала к другому и разобщения их при остановке ведущего вала, после чего ведомый вал может вращаться независимо от ведущего, причем вращение от.ведущего вала может передаваться в обе стороны.

Известны выключаемые зубчатые муфты, состоящие из зубчатой обоймы, смонтированной на ведомой детали, и зубчатой втулки, смонтированной на ведущем валу подвижно в осевом направлении на шлицах. Однако известные выключаемые зубчатые муфты для автоматического их выключения при остановке ведущего вала требуют громоздкого устройства и не всегда могут быть вмонтированы внутрь механизма.

В описываемой выключаемой зубчатой муфте, с целью автоматического выключения ведомой детали при остановке ведущего вала и получения компактной конструкции, впадины шлицев выполнены шире выступов, а втулка подторможена и подпружинена, а также снабжена на торце клиновым пазом, взаимодействующим с выступом, имеющимся на валу. Выключаемая зубчатая муфта может быть использована для установки, например, на передних ведущих колесах многоприводного автомобиля.

На фиг. 1 изображена схема выключаемой зубчатой муфты; на фиг. 2 — разрез по АА на фиг. 1; на фиг. За, б и в — схемы рабочих положений деталей муфты в процессе работы.

Выключаемая зубчатая муфта выполнена следующим образом (применительно к установке на ведущем колесе автомобиля) На полуось 1 насажена и жестко закреплена пальцем 2 втулка 8, имеющая редкие шлицы а. На втулку 8 надета скользящая зубчатая втулка 4, имеющая на внутренней поверхности редкие шлицы б. Тормозок 6 прижимается к конусу втулки 4 пружиной 6. Пружина 6 позволяет тормозку перемещаться в осевом направлении под действием усилия со стороны № 124758 втулки 4, но не позволяет ему поворачиваться относительно неподвижного корпуса 7. На наружной поверхности скользящей зубчатой втулки 4 имеются шлицы, которые могут входить в зацепление со шлицами зубчатой обоймы 8, закрепленной на ступице 9, непосредственно связанной с колесом.

При невключенном приводе псредних колес (полуось 1 не вращается) скользящая зубчатая втулка усилием пружины 6 отжимается в направлении пальца 2 и занимает положение, указанное на фиг. За и 1.

Шлицы б втулки 4 располагаются,при этом посередине впадин между шлицами а втулки 8 Колесо (и связанные с ним ступица 9 и обойма 8) может вращаться свободно в обе стороны, не вращая каких-либо деталей привода. При включении привода передних колес полуось 1 начинает вращаться. Тормозок 5 (фиг. Зб) удерживает втулку 4 от вращения, поэтому. выступ (конец пальца 2), действуя на боковые поверхности клинового паза втулки 4, заставляет последнюю двигаться в осевом направлении, преодолевая усилие пружины б. Шлицы б втулки 4 приближаются к шлицам а втулки 8, шлицы на наружном диаметре втулки 4 входят в зацепление со шлицами зубчатой обоймы 8. При включенном приводе (фиг Зв) шлицы б втулки 4 входят в контакт со шлицами а втулки 3. Против пальца 2 оказывается плоская поверхность торца втулки 4 и последняя начинает вращаться вместе с полуосью 1 и передавать полный крутящий момент. Сравнительно небольшие усилия тормозка б на дальнейшую работу механизма не влияют. При отключении привода к передним колесам полуось 1 останавливается, обойма 8 обгоняет ее, против пальца 2 вновь оказываются боковые поверхности клинового паза втулки 4 и пружина б возвращает механизм в положение, показанное на фиг. За.

Предмет изобретен ия

Включаемая зубчатая муфта, состоящая из зубчатой обоймы, смонтированной па ведомой детали, и зубчатой втулки, смонтированной на ведущем паду подвижно в осевом направлении на шли цах, отл ич а ю щ а я с я тем, что, с целью автоматического выключения ведомой детали при остановке ведущего вала и получения компактной конструкции, впадины шлицев выполнены шире выступов, а втулка подторможена и подпружинена, а также снабжена на торце клиновым пазом, взаимодействующим с выступом, имеющимся на валу,