Токсометр
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к средствам, определяющим стоимость проезда с учетом расстояния и времени нахождения в пути. Оно может быть использовано в транспорте, где необходимо подобное определение стоимости проезда, например в качестве счетчика оплаты проезда в такси. Данное устройство является усовершенствованием основного изобретения по авт. св. № 1051554. Цель изобретения - повышение точности устройства путем дополнительного автоматического учета веса индивидуального багажа , состояния дорожного полотна и климатических условий. Поставленная цель достигается тем, что в известный таксометр по авт. св. № 1051554 дополнительно введены датчики и счетчики влажности 39, 40, температуры 42, 43, поправок дорожных условий 44, 45, веса багажа пассажиров 32i - 32, 33i-33, счетчики обш,его веса багажа 34 и опроса четвертого блока памяти 46, сумматор поправок 41, четвертый блок памяти 35, вычитающее устройство 36, дешифратор 37 и индикатор вакантного веса 38 и датчика сброса 47. Генератор импульсов 6 служит для синхронизации работы узлов частотомера. С помощью предложенного таксометра исчисляется оплата проезда по тарифу оплаты в соответствии с пройденным расстоянием, затраченным временем, скоростью движения на маршруте, количества пассажиров, веса багажа, а также с учетом состояния дорожного полотна и климатических условий. 1 ил. « (Л to li со о со Го
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51) 4 G 07 В 13 00
ВСЕС®м; с™..Ф %
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
13„
ВЮм0(Ц К !
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1051554 (21) 3836700/24-24 (22) 07.01.85 (46) 30.07.86. Бюл. № 28 (71) Таганрогский радиотехнический институт им. В. Д. Калмыкова (72) А. В. Проскуряков, В. П. Медведев, Н. С. Петров и М. Н. Жуков (53) 621.398 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1051554, кл. G 07 В 13/00, 1983. (54) ТАКСОМЕТР (57) Изобретение относится к средствам, определяющим стоимость проезда с учетом расстояния и времени нахождения в пути.
Оно может быть использовано в транспорте, где необходимо подобное определение стоимости проезда, например в качестве счетчика оплаты проезда в такси. Данное устройство является усовершенствованием основного изобретения по авт. св. № 1051554.
Цель изобретения — повышение точности.SU,» 1247909 А 2 устройства путем дополнительного автоматического учета веса индивидуального багажа, состояния допожного полотна и климатических условий. Поставленная цель достигается тем, что в известный таксометр по авт. св. № 1051554 дополнительно введены датчики и счетчики влажности 39, 40, температуры 42, 43, поправок дорожных условий 44, 45, веса багажа пассажиров 32>—
32, 33 — 33, счетчики общего веса багажа 34 и опроса четвертого блока памяти 46, сумматор поправок 41, четвертый блок памяти 35, вычитающее устройство 36, дешифратор 37 и индикатор вакантного веса 38 и датчика сброса 47. Генератор импульсов 6 служит для синхронизации работы узлов частотомера. С помощью предложенного таксометра исчисляется оплата проезда по тарифу оплаты в соответствии с пройденным расстоянием, затраченным временем, скоростью движения на маршруте, количества пассажиров, веса багажа, а также с учетом состояния дорожного полотна и климатических условий. 1 ил.
1247909
Изобретение относится к средст«)ам, определяю«цим стоимость проезда с учетом расстояния и времени нахождения в «-:ути, может быть использовано в транспорте, где необходимо подобное определение стоимости проезда, например в качестве счетчика оплаты проезда в такси, и является ycoBcpiiie«iствованием основного изобретения 1!0 авт. св. Хо 1051554.
Цель изобретения — - повышение то (((ости устройства, приводящей к повышению эффективности обслуживания пассажиров за счет увеличения объективности расчета оплаты за проезд путем дополнителыюго автоматического учета веса индивидуального багажа, состояния дорожного полотна и климатических условий.
Структурная схема устройства приведена на чертеже.
Таксометр содержит датчик ускорения 1, преобразователь 2 аналог †к, первый блок памяти 3, счетчик расхода топлива 4, датчик расхода топлива 5, генератор 6 тактовых импульсов, датчик 7 расстояния, счетчик 8 расстояния, второй ключ 9, датчик 10 скорости, счетчик 11 скорости, первый ключ 12, датчик 13 времени, счетчик !4 времени, третий ключ 15, второй блок памяти 16, первый и второй элементы сравнения 17 и 18, умножитель 19, делитель 20, сумматоры 21(--21, пассажиров, блок 22 индикаторов оплаты, общий сумматор 23, счетчик оплаты 24„третий блок 25 памяти, счетчик 26 наличия пассажиров, датчики 27i — 27„пассажиров, индикатор 28 числа свободных мест, индикатор 29 маршрута, датчики 30i — 30 маршрута, информационное табло 31, датчики 32i — 32„веса багажа пассажиров, счетчик 34 общего веса багажа, четвертый блок
35 времени, вычитающее устройство 36, дешифратор 37, индикатор 38 вакантного веса, датчик 39 влажности, счетчик 40 влажности, сумматор 41 поправок, датчик 42 температуры, счетчик 43 температуры, датчик 44 поправок дорожных условий, счетчик 45 поправок, счетчик 46 опроса четвертого блока памяти, датчик сброса 47.
Датчик 1 ускорения поцключен через преобразователь 2 аналог †к к первому входу первого блока 3 памяти, ко Второму входу которого подключен счетчик 4 расхода топлива, у которого первый вход подключен к выходу датчика 5 расхода топлива, а Второй вход — к четвертому выходу генератора 6 тактовых импульсов. Выход датчика 7 расстояния подключен к первому входу счетчика 8 расстояния, второй вход которого подключен к первому выходу генератора 6, выход счетчика 8 подключен к первому Вхолу второго ключа 9, выход датчика 10 скорости подключен к первому входу счетчика 11 скорости, второй вход которого подкл«очен ко второму выходу генератора 6, а третий выход — к первому входу первого клк) «а 12, выход датчика 13 времени подключен к пер5
IG
«5
3G
55 кому Входу счетчика !4 времени, Второй вход которого подключен к третьему выходу генератора 6, выход счетчика 14 подключен к первому входу трет«.его ключа 15, второй вь!ход второго блока 16 памяти подключен ко ВТорому входу первого элемента 17 сравнения, Ii0ðBûé выход блÎка 16 подключеll ко второму входу второго элемента 18 сравнения, а Выход к пятому выходу генератора 6, первый вход первого элемента сравнения !7 подключен ко второму выходу счетчика 11> второй выход ко второму входу ключа 15, а первый выход — к третьему входу ключа 12, первый вход элемента 18 подключен к первому выходу с «ет;ика 11, г«с()в«»й выход элемента 18 Ho,,ключе «ко Второму входу клк)ча 9, и второй выход <О В<-.орому входу клк)ча 12, первый Вход умно)«;>("."..л)«19 подклк)чен к выходу блока 3, «3(оро«*. вход — к выходу клктча 9, третий вход к выходу к.(к)ча 12, четвертый Вход -- к Выходъ к.«юча !5, выход умножителя !9 подключен к ((с!)кому входу делителя 20, псрвый, второй, третий и четвертый выходы которого подключень(к первь м входам сумматоров 21 пасса киров, выходы которых подключены к nepBooby, второму третьему и четвертому Входам блока 22 индикации оплаты за проезд, пятый
Вход которого подключен к выходу общего сумматора 23, первый вход которого подклк)чен к «ыходу умножителя 19> причем сумм поры 21, блок 22, об«ций сумматор 23 состав.>(як)т счет,ик 24 оплаты за проезд. ! IBpBhIH BTop0H T()PTHH H ч<. Tl PpThlH Bblx03hl третьег0 блока 25 памяти подключены к
ipcTbH(3< входам сумviaTopO«3 21, вход блока 25 подклк)че!I .«Верному Выходу счетчика 26 «наличия часе )жирок, второй выход которого подключе«(ко i)TOpîìó входу делителя 20, а и< рвый, <)горой третий и четвертый (эхо>«(» — ко Вторн(х(Bb(:I «0 (o;)hix подклк)чены ко в орым Входаvi сумматоров 2!, а третьи кыхо i — к первому, Второму, треп:. >> у,.>и четвертому «хo,,ам индикагора 28 числа свободных мест, входы (:н,:(, (кагоpа 29 маршрута подкл с)ч-ны к в(»:,,(а. ::.:., )TBpT— сткующих датчикок 30(-- )>О м:. р(; .;":::ы;Олы датчиков 32(-32,, по; кл(о-(еllь; < ".:Окь«х
ВХОдам с< 0 I !30TOT83, IO!U,H> сч< i «:H!<08 53(3??,„ (;?????????? ???????????? ????????????<?? ??????????(?????????? ?? ??????????????hl! ???????????? ?????????????????????????????? ??,".,", hto?????? 21 (-21„, b??oi)b 0 bbixo ghl -- h !ippi30>«, ()торому> третьему и четвертому входам счетчика 34, I)hno;«:етвертого блока 35 памяти (;Одключе«ко второму входу кычитающего
3«Tpойстка 36, первый вход которого обьеди(<еll с («еркым Входом сумматора 4! и IIQJключен и кыход счетчика 34, Вых;i Bbl÷èr«lloilIB(устройства 36 подклк)чен ко Входу де;((ифратора 37. Выход которого пО. ключен ко входм индикатора 38 вакантногÎ веса. ((р:.(чс:. <(Il,(,«!ê;)TOp 28 MHOла < кободных мест.
::(;;IикаTОр 29 IvlB >i!(p>>TH H H«3 тикатор 38 BP.ка>(l,iîãî в PB(. 0<)раз,к) г кнс-В нес: (форма1247909 ционное табло 31; выход датчика 39 подключен к первому входу счетчика 40, выход которого подключен ко второму входу сумматора 41, выход датчика 42 подключен к первому входу счетчика 43, а выход последнего — к третьему входу сумматора 41, вы5 ход датчика 44 подключен к первому входу счетчика 45, выход которого подключен к четвертому входу сумматора 42, выход сумматора 42 подключен к третьему входу блока 3. Четвертый выход генератора 6 под- !и ключен ко входам датчиков 32, 39, 42 и первому входу счетчика 46, выход которого подключен ко входу блока 35. Выход датчика 47 сброса, представленного кнопкой сброса, подключен к установочным входам счетчиков 33 — 33„, 40, 43, 45, 46, сумматора 23, >5 счетчиков 4, 8, 11, 14, сумматоров 21 — 21„, 41 и счетчиков 26 и 34.
Датчик 31 веса багажа пассажира может быть выполнен на чувствительном элементе, в качестве которого может быть использован пьезоэлектрический преобразователь, выход которого через усилитель подключен ко входу нормализатора, подключенного к первому входу коммутатора, второй вход которого соединен с датчиком установки багажа, выход — с аналого-цифровым преобразователем, синхронизация работы которого осуществляется от генератора 6 тактовых импульсов.
Датчики 39 и 42 имеют одинаковую структуру и могут быть выполнены в виде последовательно соедиHeHíûõ датчика параметр l, 30 усилителя и аналого-цифрового преобразователя, синхронизация работы которого осуществляется от генератора 6 тактовых импульсов.
Счетчик 34 и сумматор 41 могут быть реализованы на ППЗУ типа КР556РТ6. 35
Вычитающее устройство 36 может быть выполнено на ПЗУ, на первую группу адресных входов которого поступают сигналы из блока памяти 35, па вторую группу из счетчика 34.
Датчик поправок дорожных условий мож т быть выполнен в виде дешифратора, управляемого кнопочным переключателем.
Устройство рабогает следукнцим образом.
Перед началом работы датчиком 47 сброса приводят таксометр в исходное состояние.
При посадке пассажиров срабатывают датчики 27, которые расположены внутри сидения, одновременно пассажиры включают датчики 30. На основании сигналов от датчиков 27 и датчиков 30 индикаторы 28 и 29 обеспечивают наглядную индикацию числа свободных мест и ."арп рута дBH>i
Если в салон i аксп сели два пассажира, то сработают два датчика 27, сигналы с первых выходов которых поступят на управляющие входы соответствующих сумматоров 21.
Одновременно со вторых выходов датчиков 27 поступают сигналы на входы счетчика 26, на выхо:c которого будет код, соответствующий ч. слу пассажиров в такси.
C выхода счетчика 26 код поступит на вход блока 25, на выходе которого появится код, соответствующий 0,5 полной суммы посадки.
В этом случае в оба сумматора 21 будет записано по 0,5 полной суммы посадки. Таким же образом будет записана соответствующая сумма посадки при наличии трех или четырех пассажиров.
Генератор импульсов 6 служит для синхронизации работы узлов таксометра, он работает независимо от того, включен двигатель или выключен, так как питание на него может подаваться от аккумулятора.
Как правило. пас-ажир не просто передвигается из одной точки города в другую или из пригорода в город, а чаще всего с багажом, вес которого не учитывается при определении полной загрузки автомобиля.
С целью учета веса багажа пассажиров при определении величины тарифа оплаты за проезд багажник такси разбивается на секции, число которых равно числу пассажиров и в каждую из которых помещается багаж, соответствующий определенному пассажиру.
При этом можно установить, что каждый пассажир может перевозить багаж, вес которого не превышает нормы, например, 50 кг.
Наряду с тем, что в сумматоры 21 записывается код тарифа посадки, зависящий от количества пассажиров и уменьшающийся пропорционально увеличению числа пассажиров, в сумматоры 2! заносится также код тарифа за багаж, который в сумме с кодом aðêôà посадки определяет общий посадочный тариф и, если тариф посадки обратно пропорционален количеству пассажиров, то тариф за багаж прямо пропорционален весу багажа. В случае, если у пассажира оощий вес багажа превышает нормы веса багажа для одного пассажира в два раза, в гри, а иногда и в четыре раза, то в этом случае в сумматор 21 данного пассажира с выхода счетчика 38 будет записан код, соответствующий удвоенному. утроенному!
ОЫГЬ .)rli .. . 3 -1i)i <<), . > Г,-!. (Ь,,,i)
>)О,.>»ГГЧ) » ) Е,, 3 ((С< I )(Ir >. Нг >C-> .-,, .П
ДИ(}ир»г"- тся НPC Г )",за, (О Ггd)3 >! (" >,:i 1
Д()ПОЛНИТЕ,Ib;IO:3 >i !РХОК=(::! !r -):КЕ Р)Л ?.. > I, i()СС?i)KriP >l, K(?((P(»((О",Д" Т !)0 ((Ра)К, I -.- .Т)>е}I ((lJ\Гi > Е >>1>) с На Ч И >, i)fl (if!! >(И >" г) г " !
iH0-(!(03, !.,;О,. :О I C)(ОГ.<1 >»В)Г;(ЕТ»> Наг; -i;ii>„",i—
i!HC Мс(рн)Г)М-. с-. Л>«ИН(СП(.:>, КО,:?ИЧЕСтво CH::. >ОГ)г(Ксl Н1 НОГО i 3 Гая(3..Г l cl T Ч И К );.> (! я О 01 я C .: . f 3 а )> И С И (> (0 Т Т 0 Г (. .
IКЛ»ОЧСП ЛИ, IH.-:Гd C. I L. К;;! .)ЫКЛI ) 1>З .! )<; 3 IХ СКсlв((. и - <. >", НI)>СМ}I I 0(ЛЕ ВК. 1>ОЧ(.и}" 13 К.
0<3Ì(":"03 }(()ОХОДП МО-,;i, ß СОЯ(3>(Т»(:,(3 >! ИЯ (»(СT», HKd с )) ((1>i П(} j> HC Р »!HC с с-, ()(>) (!(И)() >Я(()сl ХК ИП(В. j.". i r(ij() НЯ j!! LI)OP tÌ .=
> !
jOC3>(К>I И". 0,1 )Ка О(3 " (:ЧЕС ЧИКО(3 Нд) — с) 3„
Н Вяни i(ЕЕ В С)>(1>>(c)ÒÎpы, * ., О );>. .. 1 () i с)?(ОХ!
ДВИХК<. l(HH,)ЯТЧИ К . 3 П ()ОЛ;)r()КЯ"", ) 2 ОГ((ТЬ
Н H ir П >Г Л Ь С Ь(С Е Г С> В Ы Х Ода i (> (" Г i ) ) i3 О I 1;.! i ) C p вы и ВхОд (хчстч икя ) 4, il -: B )1)})OÉ Вход> )<х)то!
)()ГО l!OCT "Ci(H(»>(IPHВ»(})г()!I>HЙ СИГH!3„1 ",)BTH— си) выход:: Г."Hcpbrup3 () (: Bыход? «ч т;и(c. с » Сi>H>T?3 ()I ? О })РЕ).(Я ЕИГ . :-;.;11>: Г<ГК.1 с)!(,1
33 ) РНЫй В(ОД КЛК (}- ), 3 С -(:-
Н< Г() — Нсl г "Т )Сl) Ы и }! ХО >" »! (> г"" H
j (НОГ)О(.:-(Еi(° .) С fj3 )с(;ir. М Дв}О((еj(H.: ):3>»)И})3)ЕГ
3;-).I г ) и 9 c) -— ; 3 0" со 1 - » О гг;". К<31 гс})О)")
:(04 СГ>оте Е", т<, r»C> ° r Цй Р Г-, (;; Г» }С»ЗГ)Г Цч/ .ИГПЯЛ С >((I,;) >3 (! ГЧИК}) 4, ПО -(i H»Ь)Б;>(О.— ." f > ):-1(ХО ) »)jf > ИГ(- . . i,>О ") »3И -< (Kr
}c! <»1 И, i(ОСТ>! (i ir)»II Им(:.4 !(.i?> В . С Нj! > Л"!Ка,), И, ir o и:)»)ле?(<)От> я ко г:f
}И(i!- 3 -;, (;) i, (г! НЕ КОТОВ;)I r; 1.,)r3!ir:р ((0!fr!:,,i;-, 3C,fHif i((. Е „ (К,)Г}(}i!. и РЯCХ(> ",, i »l }! ?;-!
ОПО,г!ЕЛ(ЧI:Iiiн i!(ОО..(r (((ТГ)К ?). )Е >Е(.!;. "Ы . .
> (с(Г). IOKH > CHI I(3," i!i)C Г" > ?.. " НП ГГ:. r>!lh()i Н> >0 >
>г(»1(ОН<И1«Е Г)Я (, (i? РП,):,() Ч (()ТОПО; () I< .)}Гн (с
3T(H )(r) i((;-,Г;И)С1 <т; В>„>О! ).,! ТЯР)П))» I) "1 b!
3ñ! ПООЕЗД, В, }riН!(Ь(й 3(0. »Е>t ()?:Еi>1(!(IJ. Й(?СО< "(()1}ИЯ :. ВЫХОДЯ С I(ТЧГК? )сi !С", . 3 K.i"
)OCT(, j1c»(Ò НЯ >r t}j»>)?.ИТ(Л ;> ) г) И (ЧХ Ес>П») Ы
ЗЛИЯСT liс> В>С ЧH И »< > Г -»)» 1):»!! г, (<1 "?? .3:i t!))??. ..???? ?? ???????????? ????>МЕНТ Н»Р .;>С (И, (О(са СКОРОС .
-; .ЯК<-H П(ПOC,ВÇi,l Н);I(-,, j (i,(:}i r ;! 1; rl и г г (.,г, КОООСТЬ .(ВИ гке) l с)Я li I)< :r Ii. HÒ 1 ((К .! Е г)}>)
Ходс> З.,1 СMI)H»ТЯ > О ЯВНО}>! я . l i(3C :. i) H L> Н П !
КО, г 3 СК r 1!(<)ГО 3}iH (ЕП»>я = K:.. .; . Г:-!., I j»)C", 3 .—
,С(О C Г)ЕР . О "0 Н ЫХОДс) "!< ) г!- с) I И .>! =I,г(г) .(0 >13 (;.;, гBЕ1С.;-I!,:1,0-,(jс; ) (,:; (г>! > -;
СТМ)„!B) I;:I(О," ПС") 30)". ) ; <}3,:Уli)i;;()0.), Г-,(Е >,<3,.}3 « .;<;)
„г„<Н „„>ОГ,, П,. (<,;..„,„; 0 TOP),!H
", :. K lB3C" КЛ}О»1 I Й, li CHJ г}!ЯЛ С ()BIÕÎÄß, ЧИНЯ, г ) I!? )г: Н-r3 > Ьlи ХОД .>МНОЖИТЕО "r ) Ь }(О, I i..". Т >г?i 3 V) i- с) и С 0 C i! r" " H I(3 З H H (POPН } (3 Пр >H;>Е»*.!r)?((г гси;,ЗЛИЯЕ Па ВЕЛИЧИН)Г :.l",)?" Ci)2 О?!ЛЯТЫ За ПОО Irl :. Т )КСИ КЯК И VCKO
ЬИЕ И КОЛИЧССТВО ИЗР: =,. -:.>OBHH)i(О тОП.,). С ДН:>)КО KÎ!1 . t>l Ci" 3 "„-.; HHKH с"; Г))Г ДЕТ
",ПЯТЬ }! 3 B . > )))О >r(ВХ.О;, :1:.»:;;::-:.;:: ЛЯ 1 g т(-х ПОР, ((0KB ()КООО»-тв,i 3=;,.Хк;}-И г НЕ - :ОСj 0(. К(>(,Г .. ..} =."ГО »((,1, Iri< Нс) ВТОГ>ОЙ
"Х(.>Д . f".М 1, 1:-; (.".!HB:(Е)(ИЯ ) Я С;! . I OРÎ? i) Bbi,,-) (3ЛОКЯ ) О< (-: К(),: ОРО.;,,; )>О<.-РЫВНО ЦИРк".1нрх>(т кодовая комои.!dl(ия., так Kdк !Ян;)ь;й 6лок делится;а два разряди .:х K01t-.це" ->Х РЕГ})СтР<Н»ЫХ > 1;i<)МИП };0!((H). yr31РО}<СТ)33) =.()i)0(Т>(!!<0 с(г„(! 3 Н; 1 r i})i!Л<- „-(0»! — — KO3
: К (П> ЕГО Знс)ЧЕHHB СКООССТИ С:(ЕГ; ГО(О ВЫ ХО (("ЧЕ):!И:H )!. ))Р-; (,:)Bb (П:П<и)1 HHHHÅÍÈß
:::0(1 .;"/-: .. д:.".:-.";--.. Сряв
) -.,; Hя (г> I ÎHiB !HB>(H CH d! -, От>ООЫй ilpH (<(, iI Я -Jl Ici и О Я В.)) Яроli I ий i ХС } К. : }ОЧ Я (г ПОРЕ КОOЕТ (,, cf ТЕ) . Сс: (Х:-.I;! i БЬ : 0 iJ cl ЕЧ -. ) -) ?)Ка б (->3 БТОд,,,> . )!}»(0i >3>" М;1 НО С БЫЛО, ОВ З.(СМС}(ТОВ i>I!< НН . !. . )) :":ЯЛЗ! ПО!".) уllc!К)1 Hd БХОс-! !.,:,т >, . . >Гг!< >I: I HСТСH !?Oi!i О
». ° .», },ЧР .; »:, ) ->с В НЯ -»()г)У
r.
> i!i * »° . -;3 t > (!) f . г., м ) ;-! Нл}1>oi
> >
СИ: }}., :) ">" . = K I! !":
>.;. г(,,i<)i ., i H i. °:. -((г " .()т
i, "Ic(, "I (((Ä и,:- - >>, .!I) 2(>()СЬ СО
; е ) 1 е B> b" I
1247909 израсходованного топлива, если такси движется и при этом скорость движения не превышает 10 км/ч, что обычно имеет место при автомобильных пробках в городах, то в этом случае сумма оплаты за проезд будет зависеть от времени движения со скоростью, не превышающей 10 км/ч, пройденного расстояния, израсходованного топлива и ускорения, так как движение при автомобильных пробках связано с частыми перестроениями, торможениями и разгонами. Если скорость движения такси лежит в диапазоне 10 км/ч—
100 км/ч, то в,этом случае сумма оплаты за проезд будет зависеть от расстояния, количества израсходованного топлива и ускорения, а при движении со скоростью, превышающей 100 км/ч, сумма оплаты за проезд будет зависеть от скорости, количества израсходованного топлива H от величины ускорения.
Известно, что количество топлива зависит от режима работы двигателя (оптимального, близкого к оптимальному, близкого к неоптимальному, неоптимального), а также температуры окружающей среды и влажности. При температуре, превып1ающей
+25 С, возможен перегрев двигателя, что приводит к его дополнительному износу, а также к излишнему расходу топлива. Аналогично при пониженной температуре (ниже (— 15) С, когда двигатель переохлаждается, наблюдается повышенный расход топлива.
С выхода датчика 39 влажности сигнал, пропорциональный величине влажности окружающего воздуха, поступает на счетчик 40, с выхода которого код величины влажности поступает на второй вход сумматора 41, выход датчика 42 температ.ры подключен к счетчику 43, с выхода которого код температуры окружающей среды поступает на третий вход сумматора 41. Для учета дорожных условий: туман, проселочная дорога. гололед и т. д., когда автомобиль испытывает дополнительные нагрузки и не может двигаться с большой скоростью, вклю 1а1стся кнопки датчика 44 1н;правок дорожных ус 70вий, с выхода которого сигнал пос у1:ает на вход счетчика 45, а с его выхода код, соответCTBXЮЩИЙ TOM H.7H HFlhi?1 $0170?KHblM VC iOFIHS1?I, поступает на четвертый вход сумматора 41, вес поправки в виде кода поступает с выхода сумматора 41 на третий адресный вход первого блока 3 памяти, на выходе которого вырабать1вается интегральный поправочный код к тарифу, поступающий на умножитель 19.
С выхода умножителя 19 код, соответствующий тарифу оплаты за проезд в данный момент времени, поступает FIB делитель 20, Коэффициент деления данного делителя зависит от количества пассажиров, находящихся в салоне, если в нем находятс< четыре пассажира, то коэффициент деления делителя 20 будет равен четырем, если в с3.70НР. такси находятся три пассажира. то коэффи5
25 зо
55 циент деления делителя 20 равен трем, если два пассажира, то двум, а если один, то коэффициент деления равен единице.
После того, как сработали датчики 27 и счетчики 26, датчики 32i — 32Ä и счетчики 331 — 33Ä, подсчитано количество севших пассажиров и вес их багажа, со второго выхода счетчика 26 идет сигнал, которым задается коэффициент делителя 20, так как он подается на его управляющий вход. Если в такси село четыре пассажира, то коэффициент делителя 20 будет равен четырем, при этом в процессе движения в сумматоры 21 пассажиров будет записываться четвертая часть суммы оплаты за проезд на данном промежутке пути. Если по пути следования один из пассажиров выходит, а другим нужно продолжать путь, то в этом случае вновь срабатывает счетчик 26. В качестве счетчика 26 используют реверсивный счетчик, в результате на его выходе будет сигнал, указывающий на то, l10 в самом такси находятся три пассажира и при его подаче на управляющий вход делителя 20 будет установлен коэффициент деления, равный трем, если вышли еще два пассажира, то в счетчике числа пассажиров будет зафиксировано количество оставшихся в такси пассажиров и после подачи на управляющий вход делителя 20 данного сигнала с выхода счетчика 26 у делителя 20 будет установлен новый коэффициент деления, равный единице. Если в процессе движения подсядет и-ое количество пассажиров, где и = 3, так как один пассажир еще находится в такси, то в этом случае коэффициент деления делителя 20 будет равен четырем. В общий сумматор 23 будет записана общая сумма оплаты за проезд по каждому пассажиру в сумматоры 21 пассажиров. Как общая сумма оплаты за проезд, так и суммы оплаты по каждому пассажиру индивидуально будет индицироваться на блоке 22 индикации. Г1ри выходе пассажира на выходе датчика 27 сигнал будет отсутствовать, следовательно, его не будет и на входе того сумматора 21, который обслуживает данное посадочное место, и при этом информация в данном сумматоре автоматически стирается, т. е. сумматор обнуляется.
Основным преиму1цеством предлагаемого устройства по сравнению с таксометром по основному авт. св. ¹ 051554 является возможность автоматического определения суммы оплаты за проезд не только в зависимости от пройденного расстояния, времени нахождения в пути, режима движения с ускорением и без ускорения, величины израсходованного топлива, но и с учетом веса перевозимого багажа, климатических условий и состояния дорожного покрытия. Учет этих дополнительных факторов позволяет значительно повысить объективность расчета сум MIl оплаты за проезд,так как при движении максимально загруженного автомобиля за
Формула изобретения! !! "!! ю1 (!
; „-ыб! т; t ! .!-! ,1! "0 .о! !,.„! б! (-1л .
- — —:фб,, Зб! - !00!=- -"! ! т! - !"!
|,! (бб г фБ 30 0)1 f 30j — — — «
BHHHIIH !аыаа 4(ЗО о Тираж 46П !одын;ное
Фыдиал ППП «Патент,>, г Ужгород, v.; Пр.ектнаы, « счет веса багажа происходит более интенсивный расход топлива и износ движущихся частей автомобиля в двигателе, трансмиссии ходовой части, а эксплуатация автомобиля в неблагоприятных дорожных условиях и
5 в условиях неоптимальной влажности и температурь! также вызывает перерасход топлива и дополнительный износ отдельных узлов и блоков автомобиля.
Ориентировочная потребность народного хозяйства в таких объектах может исчис- 10 ляться несколькими сотнями устройств для каждого таксопарка страны.
В конечном итоге повышение обьективности при подсчете суммы оплаты за проезд, а также повышение культуры обслуживания пассажиров приведут к значительному повышению эффективности обслуживания, а следовательно, и улучшат качество обслуживания пассажиров в сфере общественного транспорта.
Таксометр по авт. св. № 1051554, отли (Qþùèéñÿ тем, что, с целью повышения гочности, в него введены датчик влажности, датчик температуры, датчик поправок дорожных условий, датчики веса багажа пассажиров и счетчики веса багажа пассажиров по наибольшему числу пассажиров, счетчик влажности, счетчик температуры, счетчик поправок, сумматор поправок, счетчик обще- 3G го веса багажа пассажиров, четвертый блок памяти, счетчик опроса четвертого блока памяти, вычитающее устройство, дешифратор, датчик сброса и индикатор вакантного веса в информационное табло, первые входы датчика влажности, датчика температуры. З5 датчиков веса багажа пассажиров, счетчика общего веса багажа пассажиров и счетчика опроса четвертого блока памяти подключены к четвертому выходу генератора импульсов, выходы датчиков веса багажа пассажиров подключены к первым входам соответствующих счетчиков веса багажа пассажиров, первые выходы которых соединены с четвертыми входами соответствующих сумматоров счетчика стоимости проезда, вторые выходы — — с соответствующими входами счетчика общего веса багажа пассажиров, выход которого соединен с первым входом вычитающего устройства и первым входом сумматора поправок, второй вход вычитающего устройства соединен с выходом четвертого блока памяти, вход которого соединен с выходом счетчика опроса четвертого блока памяти, выход вычита.-огцего устройства соединен через дешифратор с индикатором вакантного веса информационного табло, выход датчика влажности через счетчик влажности подключен к второму входу сумматора поправок, выход датчика температуры через счетчик температуры соединен с прямым входом сумматора поправок, выход датчика поправок дорожек условий через счетчик поправок подключен к четвертому входу сумматора поправок, выход которого соединен с третьим входом первого блока памяти, выход датчика сброса соединен с установочными входами счетчика влажности, счетчика температуры, счетчика поправок, счетчиков веса багажа пассажиров, с-IQT÷èêà общего веса багажа пассажиров, счет-!ика опроса четвертого блока памяти, с1етчика наличия пассажиров, счетчика расхода топлива, счетчика расстояния, счетчика ско! î r v., счетчика времени, сумматоров пассаж.;ров и общего сумматора счетчика стоимости проезда.