Способ контроля хода якоря электромагнитного реле
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для контроля величины отклонения хода якоря от нормы в импульсных поляризованных реле, находящихся в эксплуатации в составе действующих систем. Цель изобретения - повышение производительности контроля импульсных поляризованных электромагнитных реле. При подаче импульсов тока в обмотку испытуемого реле воспринимают механические колебания, генерируемые реле при последовательном замыкании его замыкающих и размыкающих контактов , преобразуют в электрические сигналы, поочередно разделяют их на две последовательности, запоминают максимальные значения напряжения каждой, величину отклонения хода якоря определяют как отношение зафиксированных значений, а по знаку судят о характере отклонения контролируемого параметра от нормы. Контроль хода якоря производят без вскрытия кожуха исследуемого реле. В случае, когда ход якоря соответствует установленной для данного типа реле норме, сила удара якоря при срабатывании реле в момент замыкания замыкающих контактов равна силе удара при отпускании его в момент замыкания размыкающих контактов , в результате чего поочередно генерируемые импульсные механические колебания корпуса реле имеют одинаковые амплитуды. С уменьшением хода якоря сила удара его при срабатывании увеличивается, а при отпускании уменьшается. По значению логарифма отношения амплитуд механических колебаний , генерируемых соответственно при поочередном срабатывании и отпускании импульсного поляризованного рел.е, можно определить величину отклонения хода якоря от нормы, а по знаку установить больше или меньше это отклонение установленной нормы. 2 ил. (Л ю 4; о сэ: 00
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
И ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
)3„;
l3 j
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3762694/24-07 (22 ) 22. 06. 84 (46) 30. 07. 86. Бюл. Ф 28 (71 ) Омский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) Н.С. Филипенко (53) 621.318.562.004.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
11- 498656, кл. Н 01 Н 49/00, 6 05 В 23/02, 1976.
Авторское свидетельство СССР
У 733045, кл. Н.01 Н 49/00, 1980. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ХОДА ЯКОРЯ
ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО РЕЛЕ (57 ) Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для контроля величины отклонения хода якоря от нормы в импульсных поляризованных реле, находящихся в эксплуатации в составе действующих систем. Цель изобретения — повышение производительности контроля импульсных поляризованных электромагнитных реле.
При подаче. импульсов тока в обмотку испытуемого реле воспринимают механические колебания, генерируемые реле при последовательном замыкании его замыкающих и размыкающих контактов, преобразуют в электрические сигналы, поочередно разделяют их на
„„SU„„1247963 А1 (5D 4 Н О1 Н 47/00, G 05 В 23/02, Н 01 Н 49/00 две последовательности, запоминают максимальные значения напряжения каждой, величину отклонения хода якоря определяют как отношение зафиксированных значений, а по знаку судят о характере отклонения контролируемого параметра от нормы. Конт— роль хода якоря производят без вскрытия кожуха исследуемого реле. В случае, когда ход якоря соответствует установленной для данного типа реле норме, сила удара якоря при срабатывании реле в момент замыка— ния замыкающих контактов равна силе удара при отпускании его в момент замыкания размыкающих контактов, в результате чего поочередно генерируемые импульсные механические колебания корпуса реле имеют одинаковые амплитуды. С уменьшением хода якоря сила удара его при срабатывании увеличивается, а при отпускании уменьшается. По значению логарифма отношения амплитуд механических колебаний, генерируемых соответственно при поочередном срабатывании и отпускании импульсного поляризованного реле, можно определить величину отклонения хода якоря от нормы, а по знаку установить больше или меньше это отклонение установленной нормы. 2 ил.
6, h S = fog а где 5 =3,— 6„ — разность величины соответственно реального и номиналь! 12479
Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для контроля вели— чины отклонения хода якоря от нормы импульсных поляризованных реле на5 ходящихся в эксплуатации при непосредственном выполнении ими своих функциональных задач в составе дей ствующих систем.
Цель изобретения — повышение производительности контроля и расширение области применения путем обеспечения возможности контроля импульсных поляризованных электромагнитных реле. l5
На фиг. 1 приведены графические зависимости изменения амплитуды механических колебаний корпуса реле в зависимости от величины отклонения хода якоря; на фиг. 2 — структурная схема устройства для реализации предлагаемого способа.
Контроль хода якоря импульсных поляризованных реле согласно предлагаемому способу осуществляется следующим образом.
При подаче импульсов тока в обмотку испытуемого реле воспринимают механические колебания, генерируемые реле при последовательном замыкании
его замыкающих и размыкающих контактов, преобразуют их в электрические сигналы, поочередно разделяют их на две последовательности, запоминают максимальные значения напряжения каждой, величину отклонения хода якоря определяют как отношение зафиксированных значений, а по знаку судят о характере отклонения контролируемого параметра от нормы. Контроль
40 хода якоря производится без вскрытия кожуха исследуемого реле.
Воэможность использования механических колебаний корпуса импульсного поляризованного реле для контроля величины хода его якоря объясняется
45 тем, что, в случае, когда ход якоря соответствует установленной для панного типа реле норме, сила удара якоI ря при срабатывании реле в момент замыкания замыкающих контактов равна
50 силе удара при отпускании его в мо— мент замыкания размыкающих контактов, в результате чего поочередно генерируемые импульсные механические колебания корпуса реле имеют одинаковые амплитуды. С уменьшением хода якоря сила удара его при срабатывании увеличивается, а при отпускании уменьшает63 т ся, и в соответствии с этим увеличивается амплитуда механических колебаний, генерируемых в корпусе при замыкании замыкающих контактов, но уменьшается при замыкании размыкающихся контактов. При увеличении хода якоря имеет место противоположная зависимость.
При этом установлено, что логарифм отношения амплитуд механических колебаний, генерируемых соответственно при замыкании замыкающих и размыкающихся 4 контактов, 1 т характеризует величину отклонения хода якоря от нормы.
Таким образом, по значению логарифма отношения амплитуд механических колебаний, генерируемых соответственно при поочередном срабатываниии отпускании импульсного поляризованного реле, можно определить величину отклонения хода якоря от нормы, а по знаку установить больше или меньше это отклонение установленной нормы. ного хода якоря; основание логарифма.
На фиг. 1 кривые с и 1 показывают изменение амплитуд механических колебаний корпуса реле, приведенных к электрическим напряжениям в момент удара якоря при замыкании соответственно замыкающихся 11„ и размыкающихся Uy контактов, а кривая отношение этих амплитуд AU „ N от величины отклонения хода якоря от нормы лБ
Анализ графических зависимостей показывает, что кривая ) представляет собой показательную функцию лВ вида 411= а, что обеспечивает возможность определять величину отклонения хода якоря от нормы на основании равенства а8 = а "
Устройство для реализации предлагаемого способа включает в себя конт- ролируемое реле 1, виброизмерительный преобразователь 2, усилитель 3, синхронизатор 4, выполненный в виде схемы дифференциального усилителя с двумя входами, которые подключаются к клеммам обмотки контролируемого!
247963 открыт, благодаря чему сигнал выхода его поступает на вход второго экстремального детектора 10 и запоминается в нем.
При дальнейшем поступлении импульсов тока в обмотку контролируемого реле указанная последовательность работы схемы повторяется, экстремальные детекторы 9 и IO поочередно запоминают максимальные значения амплитуд механических колебаний, генерируемых соответственно при замыкании замыкающихся и размыкающихся контактов, а счетчик 6 фиксирует количество этих импульсов путем подсчета числа срабатываний триггера 5.
При определенном числе его срабатываний, например десяти, на выходе счетчика 6 появляется сигнал высокого уровня, который по одной цепи поступает на вторые управляющие вхо ды аналоговьгх ключей 7 и 8 и закры- вает их, а по другой — на управляющий его вход аналого-цифрового преобразователя 12 и тем самым осуществляет его запуск. С этого момента прекращается поступление электрических сигналов с выхода усилителя 3 на входы экстремальных детекторов
9 и 10, и начинается преобразование аналоговой величины с выхода схемы логарифмирования отношения входных сигналов 11 аналого-цифровым преобразователем 12 в цифровую форму, соответствующую величине отклонения контролируемого хода якоря от нормы.
Таким образом, основное достоинство предлагаемого способа контроля хода якоря импульсных поляризованных реле заключается в.том, что в процессе контроля сохраняется режим нормального функционирования систем, содержащих контролируемые реле. Указанное обстоятельство исключает необходимость отключения реле при проведении периодических проверок их механических характеристик, что позволяет обеспечить непрерывный режим работы систем и управляемых ими тех.нологических процессов.
Кроме того, использование предлагаемого способа позволяет повысить реле, триггер 5, счетчик 6, первьпг аналог овый ключ 7, второй аналоговый ключ 8, первый экстремальный детектор 9, второй экстремальный детектор
IO, схема логарифмирования отношения входных сигналов 11 и аналого — цифровой преобразователь 12.
Устройство работает следующим образом.
При поступлении импульса тока в обмотку контролируемого импульсного поляризованного реле 1 якорь его, двигаясь к противоположному полюснаму наконечнику, замыкает замыкающиеся контакты и в момент удара возбуждает в корпусе реле механические колебания.
Эти колебания воспринимаются виброизмерительным преобразователем 2, преобразуются им в электрические сигналы, которые через усилитель 3 г поступают на информационные входы аналоговых ключей 7 и 8. Одновременно с этим сигналом с выхода синхронизатора 4 взводится триггер 5, бла— годаря чему потенциал высокого уровня с прямого выхода его подается на первый управляющий вход первого аналогового ключа 7, а потенциал низкого уровня с его инверсного выхода посту-30 пает на первый управляющий вход второго ключа 8. При этом счетчик 6 сброшен и с его выхода подается сигнал низкого уровня на вторые управляющие входы ключей 7 и 8. При указанном условии второй аналоговый ключ 8 по первому управляющему входу закрыт, а ключ 7 открыт, благодаря чему сигнал с выхода усилителя 3 поступает на вход первого экстремального детек-4р тора 9, в котором запоминается максимальное значение амплитуды.
По окончении импульса тока в обмотке реле якорь, перемешаясь в противоположную сторону, замыкает размы- 45 кающие контакты и в момент удара возбуждает в корпусе реле следующий импульс механических колебаний, который аналогичным образом преобразуется в электрический сигнал и через gp усилитель 3 подается на информационные входы ключей 7 и 8. При этом сигналом низкого уровня с выхода синхронизатора 4 триггер 5 сброшен, на прямом выходе его сигнал низкого 55 уровня, а на инверсном — высокого, благодаря чему ключ 7 по первому управляющему входу закрыт, а ключ 8 производительность контроля примерно в 3 раза. Повьппение производительности достигается за счет того, что предлагаемый способ не требует отключения контролируемых реле от схем. в которых они задействованы, доставки их в пункт контроля, установки на испытательном стенде, обратной доставкИ их к месту установки и соответствующего подключения, что требует больших затрат времени, людских и технических ресурсов.
Одновременно с этим практическое использование предлагаемого способа позволяет установить оптимальные сроки регулировки хода якоря импульсных поляризованных реле и тем самым сократить время простоя аппаратуры и штат обслуживающего персонала.
Формула. изобретения
Способ контроля хода якоря электромагнитного реле путем подачи импульсов напряжения в обмотку реле, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности контроля и расширения области применения путем обеспечения возможности контроля импульсных поляризованных электромагнитных реле, воспринимают механические колебания, генерируемые реле при последователь— ном замыкании его замыкающих и размыкаюших контактов, преобразуют их . в электрические сигналы, выделяют первую последовательность электрических сигналов при замыкании замыкающих контактов реле и вторую последовательность электрических сигна ð лов при замыкании размыкаюших контактов реле, фиксируют максимальное значение напряжения каждой из указанных последовательностей, величину отклонения хода якоря определяют как логарифм отношения максимального значения напряжения первой последовательности к максимальному значению напряжения, а по знаку указанного логарифма второй последовательности судят о характере отклонения хода якоря от нормы, причем положительное значение логарифма соответствует уменьшению хода якоря по отношению к установленной норме, а отри25 цательное значение логарифма соответствует увеличению хода якоря по отношению к установленной норме.
1247963
Составитель Н. Малахова
Техред О.Гортвай Корректор М. Максимишинец
Редактор N. Петрова
Тираж 643 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 4133/53
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4