Магнитопровод электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электротехнической промышленности, в частности к электрическим маиганам, зубцовая зона которых выполнена раздельно от ярма. Цель изобретения - упрощение технологии изготовления. Магнитопровод электрической машины содержит ярмо 1 и зубцы 2, выполненные из набора аксиально расположенных пластин. Жесткое соединение зубцов к ярму производится при помощи iнажимных колец 3, клинообразные выступы которых входят в выемки 5 зубцов аналогичной формы. Нажимные кольца . креп ятся к ярму магнитопровода известным способом, например к ярму статора при помощи скоб, а к ярму ротора - за счет прессовой его посадки на вал ротора 9. По крайней мере одно из колец 3 может быть выполнено из упругого металла. С целью уменьшения э кранирукнцих потерь в стали зубцов 2 между ними и выступами металлического кольца 3 в месте их контакта установлена изоляционная прокладка 7. Для магнитопроводов, имеющих значительную осевую длину, крепление зубцов 2 к ярму 1 производится путем установки в среднюю часть ярма двух дополнительных нажимных колец либо одного с двумя выступами . Это позволяет уменьшить вылет лобовой части обмотки ,за счет сокращения вылета части зубЦа с выемкой в нем под расположение крепящего кольца. 4 з.п. ф-лы, 8 ил. / с (Л с to 4; QD СХ5 О фиг. 2
. СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ÄÄSUÄÄ 1247986
А1 (5y) 4 Н 02 К 1/06
Е ъ ъд Оф ° 4 Я
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К Д BTOPCHOIVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ВМЬЛМОТИ:
Фиг. 2
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3589391/24-07 (22) 12.05.83 (46) 30.07.86. Бюл. Ф 28 (71) Всесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт электромашиностроения (72) Н.А. Морщаков (53) 621,313.04(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 1022260, кл. Н 02 К 1/06, 1981. (54) МАГНИТОПРОВОД ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ
МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электротехнической промышленности, в частности к электрическим машинам, зубцовая зона которых выполнена раздельно от ярма. Цель изобретения — упрощение технологии изготовления. Иагнитопровод электрической машины содержит ярмо 1 и зубцы 2,.выполненные из набора аксиально расположенных пластин. Жесткое соединение зубцов к ярму производится при помощи нажимных колец 3, клинообразные выступы которых входят в выемки 5 зубцов аналогичной формы. Нажимные кольца. крепятся к ярму магнитопровода известным способом, например к ярму статора при помощи скоб, а к ярму ротора — за счет прессовой его посадки на вал ротора 9. По крайней мере одно из колец 3 может быть выполнено из упругого металла. С целью уменьшения экранирующих потерь в стали зубцов 2 между ними и выступами металлического кольца 3 в месте их контакта установлена изоляционная прокладка 7. Для магнитопроводов, имеющих значительную осевую длину, крепление зубцов 2 к ярму 1 производится путем установки в среднюю часть ярма двух дополнительных нажимных колец либо одного с двумя выступами. Это позволяет уменьшить вылет лобовой части обмотки,за счет сокращения вылета части зубца с выемкой в нем под расположение крепящего кольца. 4 s.ï. ф-лы, 8 ил.
1247986
Изобретение относится к электротехнической промышленности, в частности к электрическим машинам, зубцовая зона которых выполнена раздельно от ярма.
Цель изобретения упрощение технологии изготовления.
На фиг. 1 показана конструкция магнитопровода статора электрической машины; на фиг. 2 и 3 варианты конструкций жесткого соединения зубцов к ярму; на фиг. 4— изоляционный элемент, выполняющий одновременно функции элемента жесткого соединения листов зубца магнитопровода; на фиг. 5 — нажимное кольцо; на фиг. 6 — зубцы нажимного кольца; на фиг. 7 — крепление зубцов магнитопровода к ярму для случая, когда он имеет значительную длину; на фиг. 8 — силы, действующие на зубец магнитопровода в результате действия силы F приложенной к зубцу нажимной шайбы.
На фиг. 8 Г и F — нормальная и касательная силы, полученные в результате разложения силы r; F и рр осевая и радиальная силы, полученные в результате разложения силы F„;
r< — угол наклона среза зубца магнитопровода, Магнитопровод электрической машины содержит ярмо 1 и зубцы 2, выполненные из набора аксиально расположенных пластин, жестко соединенных между собой известным способом. Жесткое соединение зубцов магнитопровода к ярму производится при помощи нажимных колец 3, выступы 4 которых входят в выемки 5 зубцов магнитопровода и имеют с ним общую поверхность касания, обмотка 6 укладывается в пазы, образованные зубцами 2.
Для уменьшения экранир>ющих го,терь в стали зубцов магнитопровода между ними и выступами металлического нажимного кольца в месте их контакта устанавливается изоляционная прокладка 7, которая может быть нанесена на металлические выступы 4 колец 3 до установки его в магнитопровод. Однако, если кольцо 3- выполнено из материала, обладающего значительным поверхностным сопротивлением, изоляционную прокладку 7 ставить не обязательно.
Для асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором изоляцион ную прокладку 7 ставить не обязательно так как вследствие малой частоты
У тока в роторе потери в стали зубцов будут незначительны. Нажимное коль- . цо 3 и к ярму магнитопровода .кре5 пится известным способом, например к ярму статора при помощи скоб 8, а к ярму ротора — за счет прессовои
его посадки на вал ротора 9 (вал ротора на всех фигурах показан пунктиром).
Изоляционная прокладка 7 может быть выполнена в качестве изоляционного упора 10 (фиг. 3) для случая, когда нажимное кольцо 3 изготовлено . из металла. В этом случае изоляционный упор 10 соединяет в торцах отдельные листы зубцов -магнитонровода. за счет специальных выступов 11 (фиг. 4), входящих в тело зубца 2.
20 Для координации зубцов магнитопровода в тангенциальном направлении изоляционный упор 10 имеет радиальные выступы 12, входящие в выемки 13 выступа 4 (фиг. 5 и 6), нажимного кольца 3.
Выступы 4 кольца 3 образованы путем удаления части ее металла против каждого паза и по его форме, при этом ширина выступа кальца b не
2м
30 должна превышать ширину зубца магнитопровода. Это необходимо для того, чтобы не уменьшить размер паза в свету под укладку обмотки.
С целью уменьшения осевых размеров кольца и повышения его жесткости по меньшей мере одно из колец 3 может быть выполнено из упругого металла, преимущественно стали.
Для магнитопроводов, имеющих
40 значительную осевую длину (фиг. 7), крепление зубцов магнитопровода к ярму может производиться путем установки в среднюю часть ярма двух дополнительных нажимных колец либо одg$ ного с двумя выступами. В этом случае зубец магнитопровода состоит из двух частей. Во всех конструктивных вариантах жесткое прилегание зубца к ярму производится за счет радиаль50 нои силы, (фиг. 8), имеющей место
C от разложения силы F, которая в свою очередь зависит от величины проложенной силы F и угла зубца А . При работе машины между зубцом магнитопровода и ярмом возникает дополнительная электромагнитная сила тяжения, создающая основное усилие прижатия зубца к ярму. Сила Г ялпляетР
1247986 ся дополнительной при работе машины ж основной в процессе сборки машины.
Сборка магнитопровода производит- ся в следующей последовательности.
Осуществляется навивка ленты ярма статора и ротора на ребро (либо штамповка листов статбра и ротора), штамповка листов зубцов магнитопровода с одновременным получением просечек в торцовых частях листов, изготовление нажимных колец иэвест— ными методами, сборка листов (витков) ярма в пакет и закрепление совместно с ними нажимных колец (для статора при помощи, например, скоб, а для ротора — путем посадки их на вал либо специальную втулку) — установка зубцов на ярмо между нажимными кольцами. Если нажимные кольца не обладают пружинистыми свойствами, то установка зубцов между нажимными кольцами может производиться до крепления их к ярму скобами либо посадкой на вал.
Зубцы статора от ярма изолируются для уменьшения контактных потерь, а .затем производится изолировка пазов и укладка обмотки в пазы. После .этого магнитопровод пропитывается.
Предлагаемое изобретение позволяет сократить расход меди на 5-77. и упростить технологию жесткого крепления зубцов к ярму за счет ликвидации операции по опрессовке пластмассовыми кольцами зубцоь совместно с магнитопроводом.
Уменьшение расхода меди происходит за счет сокращения вылета части зубца с выемкой в нем под расположение крепящего кольца, что приводит к уменьшению вылета лобовой части обмот-. ки магнитопровода в среднем на 5-77. ю»
5 формулаизобретения
1. Магнитопровод электрической машины, содержащий ярмо, зубцы иэ аксиально расположенных пластин, имею- щих выемки и соединенных с ярмом при помощи колец с выступами, входящими в выемки зубцов, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью упрощения технологии изготовления, выступы колец и выемки зубцов со стороны их сочленения имеют клинообразную форму, а кольца соединены с ярмом.
2. Магнитопровод по п.1, о т— л и ч а ю шийся тем, что по меньшей мере одно из колец выполнено иэ упругого металла, преимущественно стали.
3. Магнитопровод по пп.i и 2, д отличающийся тем, что между выступом кольца и,зубцом установлены изоляционный элемент.
4. Магнитопровод по п.З, о т— л и ч а ю шийся тем, что изоляционный элемент имеет выступы, один иэ которых входит в просечки в торцовой части зубца, а противоположный выступ — в выемку кольца.
5. Магнитопровод по пп.1-4, о т— л и ч а ю шийся тем, что при магнитопроводе, выполненном в осевом направлении иэ нескольких частей, кольца установлены по торцам каждой из них.
8 1 г
1247986
1247986 Оцг. 7
Составитель Ф. Подольская
Техред М.Ходанич Корректор В. Синицкая
Редактор М. Петрова
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Пр л П оектная 4
Заказ 4134/54 Тираж 63 1 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
9 ,Л