Мачта маломерного моторного судна
Иллюстрации
Показать всеРеферат
COtOS СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (д11 4 В 63 В 15/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3869356/27-11 (22) 20.12.84 (46) 07.08.86. Бюл. № 29 (71) Мурманское отделение Государственного проектно-конструкторского института рыбопромыслового флота (72) В. П. Гультяев, В. И. Абрамов и И. А. Кухаренко (53) 629.12.014.21 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 846379, кл. В 63 В 15/02, 04.10.79. (54) (57) МАЧТА МАЛОМЕРНОГО МОТОРНОГО СУДНА, преимущественно рыбо„„SU„„1248888 А1 ловного, содержащая полую стойку и оборудованная сигнальными средствами, отличающаяся тем, что, с целью расширения ее эксплуатационных возможностей путем обеспечения возможности использования для парусного вооружения, она снабжена дополнительной полой стойкой, параллельной основной, обе стойки соединены между собой верхним и нижним фланцами, причем на основной полой стойке закреплены сигнальные средства, а на дополнительной — средства для крепления и перемещения паруса, при этом нижний фланец выполнен шарнирно-откидным.
1248888
Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции мачты маломерного моторного судна.
Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей мачты путем обеспечения возможности использования ее для парусного вооружения.
На фиг. 1 схематично изображена мачта судна, общий вид; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — размещение мачты на судне; на фиг. 4 — судно, оснащенное парусом.
Судовая сигнальная мачта маломерного рыболовного судна, например промыслового бота, содержит две полые стойки — носовую 1 и кормовую 2. Стойки 1 и 2 имеют одинаковую длину и могут быть выполнены из труб одинакового диаметра, Верхние торцы стоек закреплены, например, с помощью сварки на общем для обеих стоек верхнем фланце 3. Для придания жесткости конструкции фланец 3 и стойки 1 и 2 раскреплены кницами 4, в которых выполнены отверстия (не обозначены) .
Стойки 1 и 2 расположены параллельно одна другой. Расстояние между ними выбрано из условия обеспечения возможности скольжения по кормовой стойке 2 ракс-бугеля 5, выполненного в форме стакана.
В верхней части стойки 1 снаружи закреплен блок 6. На стойке 2 в прорези верхней части закреплен блок 7. В нижней части стоек 1 и 2 приварены утки 8 и 9. Нижние торцы стоек закреплены на общем фланце 10.
Жесткость конструкции обеспечивается наличием книц 11, приваренных к фланцу 10.
Фланец 10 имеет три паза 12 (фиг. 2), служа щих для заводки откидных болтов (не показаны), с помощью которых производится крепление фланца 10 к основанию мачты (не показано), т. е. фиксация мачты в вертикальном положении.
К фланцу 10 приварены две втулки 13, которые установлены на ось 14 шарнира, закрепленную в основании мачты. Ось 14 шарнира служит осью заваливания мачты, которая установлена на рубке 15 судна.
В нижней части стойки под уткой 9 закреплен с помощью сварки башмак 16.
На носовой стойке 1 закреплены с помощью сварки на определенном расстоянии один от другого и от палубы судна три кронштейна 17 для установки фонарей сигнально-отличительных огней 18 — 20. Четвертый сигнально-отличительный огонь 21 расположен на фланце 3.
Внутри стойки 1 размещаются кабели (не показаны) для питания фонарей, вывод кабелей на стойки осуществляется через стаканы сальников 22, расположенных над кронштейнами 17.
Судно оснащено парусным вооружением гафельного типа — к ракс-бугелю 5 закреплен гафель 23 (фиг. 4), к которому в свою
10 !
4О
45 очередь прикреплено парусное полотногрот 24.
К стойке 2 на кронштейне (не обозначен) крепится гафель-гард-таль 25.
К ноку гафеля 23 крепится дирик-фал 26, являющийся снастью парусного вооружения, нижний конец дирик-фала 26, пропущенный через систему блоков (не обозначены), в том числе через блок 7, закрепляется на утке 9.
К башмаку 16, расположенному в нижней части стойки 2, шарнирно крепится гик 27.
Мачта, содержащая стойки 1 и 2, раскреплена с помощью штага 28 и вант 29.
Штаг закреплен нижним концом на носу судна, а ванты крепятся íà его бортах. Верхние концы этих снастей закреплены в отверстиях книц 4.
К штагу 28 может быть прикреплен парус небольшого размера — стаксель 30.
Устройство работает следующим образом.
При постройке маломерного рыболовного судна на крыше рубки предусматривается место для устаноки мачты. На мачту, содержащую стойки 1 и 2, закрепленные торцами на фланцах 3 и 10, устанавливают на кронштейнах 17 фонари сигнально-отличительных огней 18 — 20. На фланце 3 устанавливают фонарь огня 21. Внутри стойки 1 проводят кабели для питания фонарей. Их концы пропускают через стаканы сальников 22. Концы этих кабелей после установки мачты на судне подсоединяют к источнику питания.
Подготовленная таким образом мачта устанавливается на свое основание. При этом на втулки 13, приваренные к фланцу 10, заводится ось 14. Таким образом обеспечивается шарнирное соединение фланца 10 с основанием мачты. В боковые пазы 12 на фланце 10 заводятся откидные болты (не показаны), соединенные с основанием мачты. С их помощью фланец 10 закрепляется на основании мачты, т. е. осуществляется фиксация мачты в вертикальном положении.
Для того, чтобы мачта выдерживала силу ветра, действующего на поднятый парус, она раскрепляется с помощью штага 28 и вант 29.
Перед выходом судна в море парусное вооружение крепится по-походному. На мачте на кронштейнах 7 закреплены фонари сигнально-отличительных огней 18 — 20, на фланце 3 выставлен сигнальный огонь 21.
Перед" проходом судна под мостом возникает необходимость заваливания мачты, т. е. приведение ее в горизонтальное положение. Для этого с помощью талрепов (не обозначены) освобождаются нижние концы штага 28 и вант 29. Из пазов 12 выводятся откидные болты, с помощью которых фланец 10 прикреплен к основанию мачты. Мачта поворачиваются вокруг оси 14 и укладывается своим верхним концом на корме судна.
При необходимости постановки паруса, например, для увеличения скорости хода
1248888 судна или при движении с выключенным двигателем производят следующие операции: расчехляют парус, верхнюю сторону парусного полотна прошнуровывают слаблением к гафелю 23, один угол полотна закрепляют на ноке гика 27, а другой — на башмаке 16.
Затем снимают с утки 9 ходовой конец дирикфала 26 и выбирают его. Под действием силы, приложенной к дирик-фалу 26 с помощью гафель-гардели (не показана), пропущенной через гафель-гард-таль 25, по стой4 ке 2 скользит вверх ракс-бугель 5 и вместе с ним поднимается гафель 23.
При подъеме гафеля 23 производится растягивание парусного полотна 24. Во время подъема гафеля 23 один член экипажа слаблинем (не показан) пришнуровывает переднюю шкаторину паруса к стойке 2.
Движению ракс-бугеля 5 по стойке 2 не препятствуют расположенные на стойке 1 кронштейны 17 для установки фонарей сигнально-отличительных огней.
1248888
Составители. Серов
Редактор H. Тупица Тсхред И. Верес Корректор С. Черни
Заказ 4184/18 Тираж 422 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал Г1ПП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4