Способ получения топливных фракций из газового конденсата
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
А1 (51)4 С 1О G 7/00 го (— г — 1)
Р4Б
„«г
G 4
ОР 2 (1 — -- — )
"4К
G„„< где G«„
Р4к го
840 ции.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3831371/23-04 (22) 28.12.84 (46) 07.08, 86. Бюл. 1Ф 29 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности (72) Г.П.Пикалов, В.И.Майоров, Ф.Б.Петлюк, Б,И.Фуки и M.Х.Ямпольская (53) 665.63 (088.8) (56) Пикалов Г.П. К вопросу глубины отбора целевых продуктов в зависимости от условий технологии и конструктивного оформления ректификационных колонн. -Азербайджанское нефтяное хозяйство, 1981, 11- 1, с. 40-45.
Майоров В.И., Павлова С.П., Пак Д.А. Установка получения дизельного топлива из газового конденсата Уренгойского месторождения. Подготовка и переработка газа и газового конденсата. 1980, Ф 12, ВНИИЭгазпром, с,15-21, (54) (57) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТОПЛИВНЫХ
ФРАКЦИЙ ИЗ ГАЗОВОГО КОНДЕНСАТА в ректификационной колонне, включающий отведение паров бензиновой фракции из верхней части ректификационной колонны, конденсацию и подачу части сконденсированных паров на орошение верхней части ректификационной колон„,Я0„„1249061 ны, а избытка бензиновой фракции потребителю, и вывод дизельной фракции, отличающийся тем, что, с целью повышения качества топливных фракций, в верхнюю часть ректификационной колонны дополнительно подают газовый конденсат нафтеноароматического основания в количестве, определяемом по формуле количество газового кондечсата нафтеноароматического основания, подаваемое на дополнительное орошение, кг/ч количество сконденсированных паров бензиновой фракции, подаваемое на орошение верхней части ректификационной колонны, кг/ч плотность подаваемого на орошение газового конденсата нафтеноароматического основания; плотность дизельной фракции;
g — плотность бензиновой фрак2о
12 4906)!
Изобретение относится к способам топливных фракций из газавога канденсата.
Целью изобретения является повышение качества топливных фракпий за счет дополнительного орошения верхней части ректификационной колонны газовым конденсатом нафтеноараматического основания, подаваемым в определенном количестве.
На чертеже приведена принципиальная схема установки получения топливных фракций из газового конденсата.
Схема содержит сырьевую линт1ю 1, ректификационную колонну 2, поток верхнего продукта 3 ректификацианнай колонны, конденсатор-холодильник рефлюксную емкость 5, линию 6 орошения, поток избытка бензиновой фракции 7, поток газового конденсата 8 нафтеноароматического основания на орошение в верхнюю часть ректификационной колонны, поток нижнего продукта 9 ректификационной колонны, трубчатую печь 10, линию 11 горячей струи, поток избьггка дизельной фракции 12.
Сырье., газовый конденсат. пас . упает па линии 1 в ректификацианную колонну 2. Верхний продукт 3 ректификационной колонны, †.:ары бензиновой фракции, подают в конденсатор-хагадильник 4, где происходит его полная конденсация. Сконденсированный продукт направляют затем в рефттюксную емкость 5. Из последней часть скон— денсированного продукта направляют по ликии 6 в качестве орошения в верхнюю часть атмосферной колонны, а избыток бензиновой фракции 7 направляют потребителю. По линии 8 дополнительно подают на орошение верхней части атмосферной колонны г,тзовый конденсат нафтеноароматического ссво,вания. Нижний продукт 9 ректификационной колонны, часть дизельной фракции подают на нагрев в труб-атую печь 10, где происходит ега полное испарение. Пары дизельной фракции подают по линии 11 в качестве гаря— чего орошения нижней части ректифик;.ционной колонны 2, а балансовый избыток дизельной фракции 12 направляют потребителю.
Состав и характеристики газовогo кЬнденсата приведены в табл.1.
Пример 1. Газовый конденсат (табл, ) в количестве 50 тыс. т подают по сырьевой линии : в звапорационную часть ректификационай колонны 2, которая работает в режиме с максимальным извлечением бензиновых фракций.
Процесс ведут в следующем режиме: давление в ректификационной ко1О панне 0,11 МПа; температура ввода п сырья 160 С; температура верха реко тификационной колонны 140 С; температура низа ректификационной колон.и;: 200 С; темпера-.óðа острого орошения 60 С; температура "горячей струи " 320 С; флегмовое число в ве1зхней части ректификационной колонны 1„8; паровое число в отгонной тасти ректификацианнай колонны 0,616;
7Q экспериментальная плотность бензипавой и дизельной фракций, а также азового конденсата нафтеноаромати-..еского основания составляют соответственна 730, 830, 770 кг/м
25 Количество газового конденсата вафтеноароматического основания согласпо приведенной формуле составляС:Т
1)
G = 25 — — — — -- = 16 6 тыс.т, 830 (1 — — —
770
С верхней части ректификацион ай колонны отбирают пары бензинов вой фракции с концом кипения 180 С, которые конденсируют и охлаждают в
О
-емпературном интервале 140-60 С. Газовый конденсат нафтеноароматическога основания в количестве !6,6 тыс.т дополнительно подают на орошение верхней части ректификапионной кот:анны, а балансовый избыток сконден сираванных паров 7 направляют потре;1 бителю.
Верхний и нижний продукты отвечают соответственна требованиям ГОСТ на бензин марки А-72 и ГОСТ на дизельное топливо марки 3, Выход их составляет соответственно по 50Х р и м е р 2 (известный способ), Процесс проводят по режиму, описан— наму в примере,, но без дополнительнога аэашевия всрха колонны га55 завым капденсатам нафтеноараматическа1 а основания. Выход дизельного топлива составляет 36 мас.7 от массi; сырья. Дизельное топливо саответ1249061
Т аблица 1
ТемпеФракционный состав, об. 7. Плотность, Н. К. 10 50 90 КК кг/м
Кинематическая ратура застывания, С вязкость при 20 С, мм/с
-36
1,4
102 157 300 350 781
П р и м е ч а н и е Содержание углеводородов, мас.7: парафиновые 70; нафтеновые 13; ароматические 17. ствует ГОСТ на дизельное топливо марки 3.
Выход бензина составляет 64 мас, от массы сырья, однако качество бензина не соответствует ГОСТУ.
Пример 3. Процесс проводят на сырье, как в примере 1, но количество газового конденсата нафтеноароматического основания составляет
21 тыс.т или 36 мас.X от массы сырья.
Процесс проводят в следующем режиме: давление в ректификационной колонне 0,13 МПа, температура ввода сырья 160 С; температура верха ректификационной колонны 128 C темпера- i5 тура низа ректификационной колонны
200 С; температура острого орошения
60 С",температура "горячей струи"
320 С; флегмовое число в верхней части ректификационной колонны -2,2; >0 паровое число в отгонной части ректификационной колонны 0,620, Выход бензиновых фракций составляет 41 мас.X.
Выход дизельных фракций составля- 25 ет 59 мас.7. от массы сырья.
Увеличение расхода газового конденсата нафтеноароматического основания в качестве дополнительного сро шения верхней части ректификацион- щ ной колонны по сравнению с примером приводит к нерациональному распределению углеводородов различного основания в бензиновой и дизельной фракциях, что приводит, в свою очередь, к увеличению нормируемого потенциала эксплуатационных свойств этих фракций, уменьшает запасы нормируемого потенциала сырья и увеличивает затраты на воспроизводство и переработку сырья.
Пример 4. Процесс проводят на сырье и по режиму примера 1, но количество газового конденсата нафтеноароматического основания для дополнительного орошения верхней части ректификационной колонны меньше., чем в примере 1.
Качество бензина не соответствует
ГОСТ, так как октановое число бензина составляет 68 — 70 против требуемого значения 72, Материальный баланс процесса по предлагаемому и известному способам, а также сведения по качеству получаемых продуктов приведены в табл.2.
В табл.3 представлены данные по качеству бензиновой и дизельной фракций, полученных предлагаемым способом.
Ю о о о
Й
3 1 "i
) м м1 м м м1
1 о
«,1!
v l
2l х э х ф
Ф и ы
v I mZ х х м м м м
M м
5! о о
v о п1
g o и
5.!
i v й13h о
I<1 е о
3 R
Ch
D
D /\
О о
v о
И о х
« о
С>
D ф 1 х
Со
D л х е о
v x
"о б
g o
5 ы .30
-+-—
+t I — + — — -1
М 5 ХX!
24906) I
О 1
З к
gu
X 3 ql о оо о, о е о mф . х m
К Щ K х о
" х х - 5
& I о к к о о «а
I-È Х
ID5
va o
Ом
°" н и но о
Q о э х о 3
I !
249061
Т а блица 3
Показатели
Дизтоп— ливо по
Дизтопливо ло ГОСТ 305-73
Бензин по ГОСТ
2084-77
Бензин по предлагаепредлагаемому способу мому способу
Плотность, кг/м
870
730
10%
Не более 250
50%
110
154
90%
Не более 340
96%
302
Не более 180
178
КК
Объемный выход,7
98
2,3 1,8 — 3,2
-38
-35
Октановое число
Цетановое число
Не менее 45
Выход на конденсат, мас.% 50
Фракционный состав с НК 50
Вязкость кинематическая при 20 С, м /с 1О
Температура застывания, С
Кислотность, мг КОН/100 мл 1,12
Вспышки
Содержание серы, мас.% 0,01
Не менее 35 172
Не более 0,5 202
Не более 115 232
Не более 160 260
Не более 3,0 2,10 Не более 5
Не более 0 15 0,02 Не более 0,2
Не менее 72
l 2490б!
Составитель В.Костюченко
Техред В.Кадар
Корректор Л. Пилипенко
Редактор П. Коссей
Заказ 4202/27
Тираж 482 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий!
13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д,4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная,4