Предохранительное устройство для защиты ворот шлюза от навала судов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК 511 4 E 02 С 1/10
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Фиг. /
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 850795 (21) 3829383/27-11 (22) 25. 12. 84 (46) 07 08.86., Бюл. N - 29 (71) Государственный институт проектирования на речном транспорте (72) Н.В.Селезнев (53) 626.4(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
° Ф 850795, кл. E 02 С 1/10, 1979.
„„SU„„1249108 А 2 (54) (57) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ВОРОТ ПЩЮЗА OT НАВАЛА
СУДОВ по авт. св. Ф 850795, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения конструкции устройства и его эксплуатации, в нем упорные консоли жестко закреплены на стенках нищ.
1249108
ВНИИПИ Заказ 4206/29 Тираж 641 Подписное
Произв.-nosmrp. пр-тие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к гидротех- нике, в частности, к судоходным шлюзам.
Цель изобретения — упрощение конструкции устройства и его эксплуата- 5 ции.
На фиг. 1 схематично изображено предохранительное устройство, вид сверху; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1. 10
Устройство представляет собой плавучую металлическую балку 1,установленную. в камере шлюза перед
его воротами. Балка 1 имеет вертикальную поверхность, обращенную в сторону ворот, и наклонную поверхность, обращенную в сторону соприкасающихся с ней судов,i Концы балки 1 заведены в короткую нишу 2 и длинную нишу 3,, предусмотренйые в шлюзовых стенах и 5. Низ (дно) ниш 2 и 3 располо— жен ниже (на 1,0 — 1,5 м) нижней поверхности балки 1 при минимальном судоходном уровне воды в камере шлю25
К стенкам ниш 2 и 3, обращенным в сторону вертикальной поверхности балки 1, по всей их высоте прикреплены металлические пластины 6.
К концу балки 1, заведенному в 30 короткую нишу 2, прикреплен заостр енный (клиновидный) оголовок 7, а к противоположному концу балки 1 прикреплен канат 8, который огибает блок 9, расположенный в начале ниши
3, и намотан на барабан лебедки
10, расположенный в конце ниши 3.
Принцип действия предохранительного устройства следующий.
Шпюзуемое судно 11, не сумевшее по какой-либо причине остановиться
t перед балкой 1, наваливается на нее носовой закругленной частью (форштевнем) . При этом благодаря наклонной поверхности балки 1 возникает вер. 45 тикальная сила, стремящаяся опустить балку 1 вниз, и горизонтальная сила, прижимчющая балку 1, к металлическим пластинам 6, а между балкой 1 и пластинами 6 возникают силы трения:, препятствующие свободному перемещению балки 1 вниз.
При конструировании балки 1 нак— лон ее поверхности рассчитывается та— ким образом, чтобы вертикальная сила была несколько больше сил трения.
Тогда балка 1 при навале на нее судна
11 преодолевая силы трения, опускается в воду, а судно 11, встречая упругое сопротивление сил трения, скользя фарштевнем по наклонной поверх— ности балки 1, замедленно перемеща,ется вперед и частично вверх (на фиг.2 штриховые линии) до полной его остановки, после чего оно соскальзывает с балки 1 и отводится назад, а балка 1 всплывает и занимает первоначальное положение.
Таким образом, благодаря указанному торможению судна значительно снижается сила навала его на балку
1, что предупреждает ее разрушение и надежно защищает ворота шлюза.
Балка 1 убирается в нишу 3 и устанавливается в рабочее положение с заведением в нишу 2 одновременно с открытием и закрытием ворот шлюза при пропуске через него судов, следующих сверху вниз по течению реки.
Наличие у балки 1 заостренного оголовка 7 облегчает завод ее в нишу
Убирается и устанавливается балка t с помощью прикрепленного к ней каната 8, огибающего блок 9, и леб едки 10 .
Для установки и уборки балки 1 могут быть применены также и другие известные средства, например, цепные или реечные механизмы.