Кодовый замок

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (59 4 Е 05 В 37/12

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ASTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

4,7

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3859336/28-12 (22) 25.02.85 (46) 07.08.86. Вюл. У 29 (71) Специальное конструкторско-технологическое бюро по механизации монтажных работ и запасным частям

"Стройдормаш" (72) А.И. Шубс и И.M. Шубс (53) 683.33(088.8) (56) Патент США У 4155234, кл. E 05 В 37/12, 1969. (54)(57) 1. КОДОВЫЙ ЗАМОК, содержащий размещенные в корпусе посредством параллельных валов кодирующие . зубчатые колеса, взаимодействующие с ними запирающие колеса, выполненные ступенчатыми, одна ступень каждого из которых выполнена зубчатой для взаимодействия, с соответствующим ко дирующим колесом, а другая имеет выемку, подпружиненный запорный орган с выступами для размещения в выемках запирающих колес и отверстия„„Я0„„1249142 А 1 ми и П-образные пружинные пластины для фиксации кодирующих колес, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности запирания и секретности, кодирующие колеса жестко установлены на валах, запирающие колеса установлены с возможностью перемещения вдоль валов, подпружинены от, запорного органа и имеют дополнительные ступени, служащие для обеспечения смены кода, размещенные в отверстиях запорного органа и имеющие выемки, сообщающиеся с выемками основных ступеней, для размещения вы-. ступов запорного органа, при этом запорный орган размещен между стенкой корпуса и основными ступенями с выемками запирающих колес, диаметр дополнительной ступени меньше диаметра основных, а суммарная высота выемок основной и дополнительной ступеней запирающего колеса равна высоте выступа запорного органа.

1249142

30

2.3амокпоп. I,отличаюшийся тем, что, с целью повы"шения надежности работы путем обеспечения соосности кодирующих и запирающих колес при смене кода, пружинные пластины снабжены установочными

Изобретение относится к запорным устройствам, в частности для эапирания и безопасного хранения содержимого портфелей, чемоданов, дорожных сумок, а также сундуков, ящиков, электрических шкафов и электронных пультов.

Целью изобретения является повышение надежности запирания и секрет- ности, а также повьппение надежности работы путем обеспечения соосности кодирующих и запирающих колес при смене кода.

На фиг, I изображен предлагаемый замок, общий вид; на фиг. 2 — разрез

А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез

Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4 — разрез

В-В на фиг. 1; на фиг. 5 — конструкция замка без верхней крьппки; на фиг. 6 — узел 1 на фиг. 2; на фиг. 7 — узел ll на фиг. 2; на фиг.. 8 и 9 — кодирующее зубчатое колесо; на фиг. 10 — вал коцирующего зубчатого колеса, общий вид; на фиг. 11 и 12 — запирающее зубчатое колесо; на иг, 13 — вид Г на фиг.ll; на фиг. 14 и 15 — эапорный элемент с отверстиями; на фиг. 16 — нижняя крьппка корпуса, вид в плане; на фиг. 17 — сечение Д Д на фиг. 16; на фиг. 18 — разрез Е-Е на фиг.lб; на фиг. 19 и 20 — верхняя крышка корпуса; на фиг. 21 — фиксирующая пружина.

Кодовый замок содержит корпус, состоящий из двух половин: верхней

1 и нижней 2 (фиг. 1 и 2), в котором находятся кодирующие и запирающие элементы, представляющие собой три запирающих зубчатых колеса 3 (фиг.2, 3, 11-13), выполненных с двумя ступенями 4 и 5 (фиг. Il, 13), расположеннымй под зубчатым венцом 6 (фиг. 5), причем верхняя ступень 4 колеса 3 имеет диаметр больше диавыступами, а в стенке корпуса выпол- нены сквозные-отверстия для размещения установочных выступов, при этом толщина ножек пружинных пластин равна высоте зубьев кодирующих колес.

2 метра нижней ступени 5 (фиг. !! и 13).

Кроме того, на боковой поверхности ступени 4 каждого запорного колеса выполнена выемка 7 (фиг.l1-13) сопрягающаяся также с выемкой 8 (фиг. 11) ступени 5, при этом высота а выемки ступени 4 (фиг. 11) превьппает толщину Ь зубчатого венца

6 (фиг. Il) запирающего колеса 3.

В нижней части колеса 3 выполнено отверстие 9 (фиг. 11) для установки в нем пружины 10 перемещения (фиг.2 и 7), а в верхней части колеса 3 проточка II, ограниченная верхней стенкой 12 (фиг. 7 и 11).

Запирающие колеса 3 расположены в нижней части 2 корпуса на параллельных валах 13 (фиг. 2 и 7), закрепленных в нижней части 2 корпуса посредством головки 14, образованной расклепыванием проточки 15 вала 13 (фиг. 7) с внешней стороны нижней половины 2 корпуса (фиг. 7) . При этом каждое запирающее колесо 3 вэаимодействует с соответствующим коди р зубчатым колесом 16 посредством зубчатого зацепления, причем кодируюшее колесо 16 выполнено со сквозными квадратными отверстиями

17 (фиг. 8 и 9), в которых размещены параллельные вертикальные валы 18 кодирующих колес (фиг. 6 и 10),. имеющих квадратное сечение 19 (фиг ° 6 и

10) в утолщении диаметров под соответствующие отверстия 17 (фиг. 6) колес, а отверстия 17 заканчиваются проточками 20 (фиг. 8 и 9), в которых расклепываются нижние части 21 валов 18, образуя головки 22 (фиг.6), После этого вал 18 и кодирующее зубчатое колесо 1.6 представляют одно целое. При этом колесо 16 развернуто проточкой 20 к внутренней поверхности нижней половины 2 корпуса и.лежит своей нижней плоскостью 23 на этой

1249142 поверхности, а верхней плоскостью

24 упирается во внутреннюю стенку верхней половины 1 корпуса. Кроме того, верхний конец 25 вала 18 выполнен с резьбой (фиг. 10). После 5 размещения вала 18 в окнах 26 (фиг.6) верхней части 1 -корпуса на резьбовой конец насаживается вращающаяся головка 27 (фиг. 6 и 1), на наружной поверхности 28 которой выполнена метка 10 в виде стрелки 29 (фиг. 1), посредством которой производится установка кода на цифровом ряду 30, нанесенном вокруг вращающейся головки 27 на внешней стороне верхней половины 1 корпуса {фиг. 1) и содержащем цифры от 0 до 9.

Управляющий элемент 31 (фиг. 1 и

4), который служит для перемещения запорного. органа 32 (фиг. 3 и 4), в 2о случае правильно набранной цифровой комбинации размещен на внешней стороне верхней половины 1 корпуса, а эапорный орган 32 расположен своей плоской частью 33 (фиг. 15) между 25 запирающим колесом 3 и внутренней стенкой нижней половины 2 корпуса (фиг. 2) с возможностью взаимодействия при правильно установленном коде своими выступами 34 (фиг.. 3) с gp соответствующими выемками 7 запирающих колес 3. Ширина выемки а, выполненной на колесе, соответствует ширине а выступа 34 органа 32. Высота с выемки, выполненной на колесе

3, немногим более толщины плоского участка 33 запорного органа 32, причем на плоском участке 33 выполнены отверстия 35 {фиг. 2 и 15) немногим более по величине, чем диаметр ступе-40 ни 4 колеса 3. При этом ступень 5 каждого запирающего колеса 3 размещена внутри отверстия 35 запорного органа 32 между стенкой проточки 15 (фиг. 15) и передней. гранью 36 высту- 45 па 34 (фиг. 2 и 15), а ступень 4 каждого запирающего колеса 3 размещена своей нижней плоскостью 37 (фиг. )1) непосредственно над плоскостью 33 запорного органа 32 (фиг. 2, 3 и 7). Кроме того, пружина 10 осевого перемещения, которая размещена в отверстии 9, выполненном в запорном колесе 3, упирается своей нижней частью в центровочную проточку 38, выполненную на внутренней стенке нижней половины 2 корпуса (фиг. 18) с возможностью осевого перемещения при правильно набранном коде запирающего колеса вдоль вала

13 до упора плоскости 39 (фиг ° 11) ступени 5 колеса 3 во внутреннюю стенку нижней половины 2 корпуса.

Пружины (фиг. 3) расположенные на пазах 0 запорного органа 32 (фиг. 15), стремятся передвинуть его в положение запирания, причем одним своим концом они упираются в торцевую внутреннюю стенку 4I (фиг.3) нижней половины 2 корпуса, а другимв выступы 42 (фиг. 15), выполненные в пазах 40 запорного органа. Замочная накладка 43 (фиг. 1! имеет петлю 44 (фиг. 3), которая может запираться запорным язычком 45, выполненным на возвьппающей горизонтальной плоскости 46 запорного органа 32 (фиг. 3 и 1 5), при этом плоскость

46 параллельна плоскости 33 запорного органа и находится на вертикальной шейке 47 (фиг. 14), поднимающей запорную плоскость 46 блие к замочной накладке, что уменьшает вертикальный габарит петли 44 и облегчает выход ее из приемного отверстия 48 (фиг. 19), расположенного на внешней части верхней половины 1 корпуса.

Управляющий элемент 31 вводится в отверстие 49 (фиг. 19) на лицевой части верхней половины корпуса и завинчивается своей .осью 50 (фиг. 3 и

4) в резьбовое отверстие 51 (фиг. 4. и 15) запорного органа 32,составляя с ним одно целое.

Верхняя половина 1 корпуса выполнена объемной с выдавленной полостью

52 (фиг. 20), где .размещаются кодирующие 16 и запирающие 3 зубчатые колеса. На лицевой части выполнены отверстия 53 (фиг. 20) для размещения. выступающих стенок 12 запирающих колес для ввода реэьбовых концов 25 валов 18 кодирующих колес (фиг. 6, 19 и 20). Кроме того, по периметру верхней половины корпуса размещена соединительная окантовка

54 (фиг. 19), на которой выполнены отверстия 55 для крепежа.

Нижняя половина 2 корпуса выполнена также объемной с выдавленной полостью 56 (фиг. 16 и 18), в которой размещаются только эапорный орган

32 и валы 13 а на широкой плоской окантовке 57 (фиг. !6) нижней половины корпуса размещаются кодирующие колеса 16 и фиксирующие пружинные

i 2491 - 2 пластины 58 (фиг. 5) для установки которых выполнены отверстия 59 (фиг. 16), а на нижней выдавленной стенке части 2 выполнены также отверстия 60 (фиг. 16) для установки

5 проточек 15 валов 13 запирающих колес

3 (фиг. 7).

Обеспечение соосности взаимодействия запирающих колес 3 с кодирующими зубчатыми колесами 16 после установки цифровой информации, нанесенной на. внешней плоскости верхней половины корпуса, обеспечивается посредством фиксирующих пружинных пластин 58 (фиг. 2, 5 и 21) для каждого колеса

16. Каждая фиксирующая пластина 58 выполнена П-образной формы (фиг. 3 и 21) с полкой 61 и ножками 62 и 63 (фиг. 5 и 21), причем ножка 62 длиннее ножки 63 для облегчения входа и выхода зубьев 64 (Лиг. 5) кодирующих колес 16 н зону. 65 (фиг. 5) действия фиксирующих пластин 58. Кроме того, от полки 61 вниз выполнен установочный выступ бб (фиг. 21) для закрепления фиксирующей пластины 58 в сквозном, отверстии 59 нижней полонины

2 корпуса, для чего на наружной стороне плоской окантовки 57 выполнен

30 продольный паэ (фиг. 2 и 17), расположенный под сквозным отверстием

59 (фиг. 17).

Для закрепления фиксирующей пластины 58 на плоской заготовке 57 необходимо ввести установочный выступ

66 в отверстие 59 и выступающую часть выступа бб с наружной стороны широкой плоской окантовки 57 загнуть в продольный паз, этим закрепив фиксирующую пластину 58. Таким образом, 40 при повороте кодируюцего колеса 16 фиксирующая пластина 58 (фиг. 5) своими ножками 62 и 63 стремится попасть в промежутки 67 между зубьями 64 (фиг. 5 ), фиксируя при этом каждый

45 поворот стрелки 29 с указанием на очередную цифру (фиг. 1).

Кодовый замок устанавливается на запирающем объекте следующим образом (фиг. 2).

На лицевой части 68 чемодана выполняются специальное отверстие 69 (фиг. 2) и четыре отверстия под крепеж. После этого устанавливают в отверстие 69 выступающую часть 70 (фиг. 18) нижней половины 2 корпуса. собранного замка, при этом наружная часть окантовки (фиг. 18) нижней половины 2 корпуса устанавливается на лицевой части 68 чемодана таким образом, что отверстия 55, выполненные на верхней и нижней 2 половинах корпуса, устананливаются строго над отверстиями для крепежа, выполненными на лицевой части чемодана. После этого в отверстия 55 верхней и нижней половин корпуса и отверстия для крепежа, выполненные на чемодане, вводятся заклепки 71, устанавливаются шайбы 72 (фиг. 2), после чего голонки заклепок расклепываются, прижимая замок к лицевой части чемодана, что позволяет неподвижно закрепить замок на запираемом объекте.

Кодовый замок работает следующим образом.

Отпирание и запирание замка.

При правильно установленном цифровом коде, который показывают метки на цифровых рядах ЗО, выполненных на лицевой части верхней половины

1 корпуса,выемки 7, выполненные на боковой поверхности запирающих колес

3, в частности часть выемки 8 (фиг. 11) нижней ступени 5, расположенной внутри отверстия 35, выполненного на запорном органе 32, своим размером а устанавливается строго против выступов 34 (фиг. 3 и 15) органа 32 с воэможностью перемещения последнего в положение Открыто" (влево). Замок открыт.

При опускании петли 44 замочной накладки 43 в приемное отверстие 48 (фиг. 19), расположенное на верхней половине 1 корпуса, и управляющего элемента 31, перемещенных в положение отпирания при открытии замка (при этом выступы 34 запорного органа 32 находятся в части выемки 8 размерами а, выполненной на нижних ступенях 5 запирающих колес 3), эапорный орган 32, под действием пружин стремящийся вернуться в свое первоначапьное положение, выходит своими выступами 34 из выемок 8 запирающих колес 3 и проходит запорным язычком 45 (фиг. 3) в петлю 44 замочной накладки 43, что не дает петле накладки выйти иэ приемного отверстия 48. Таким образом, замок закрыт.

В случае, когда закодированная цишровая комбинация правильно не набрана, выемки 7 и 8 устанавливаются строго против выступов 34 эапор1249142

35 ного органа 32 и отпирание устройства невозможно.

Смена кодовой информации в замке.

Смена кода возможна лишь в случае, когда замок открыт. Перемещая управ.— лякщий элемент 31 влево до упора (при правйльно набранном коде) и вводя в выемки зубчатых колес 3 выступы

34 запорного органа 32 (открывая эа- 10 мок), фиксируют положение запирающих колес .3, не позволяя им вращать- ся вокруг вала 13, оставляя лишь возможность вертикального осевого смещения вниз. В этом случае выступы 34 15 запорного органа 32 являются направляющими для вертикального перемещения запирающих колес 3. При перемещении запорного органа 32 влево отверстия 35 (фиг. 3 и 15) устанавли- 20 ваются своими диаметрами строго. под ступенями 4 запирающих колес 3 с возможностью осевого перемещения колеса 3 вниз вдоль вала 13. При этом выступы 34 запорного органа 32 на- 25 ходятся в выемках 8. Осуществляя давление на верхнюю стенку 12 (фиг.2 и 11) запирающего зубчатого колеса

3, выводят. последние из зацепления с кодирующими зубчатым колесом 16 З0 (фиг. 2). При этом пружина 10 осевого перемещения, которая размещена в отверстии 9, сжимается, причем выемка 7 размером о садится на соответствующий размер о выступа 34 (фиг, 15). Давление на стенку 12 осуществляется до тех пор, пока запирающее колесо своей нижней плоскостью 39 (фиг. 11) не упрется во внутреннюю поверхность нижней поло- 40 вины 2 корпуса (фиг. 7). Поскольку высота выемок 7 и 8 запирающего колеса немногим более толщинй плоского движка, то запирающее колесо 3 своей ступенью 4 оказывается внутри отверс-45 тия 35 запорного органа 32. При этом колесо выходит из зубчатого зацепления с кодирующим колесом 16, освобождая последнее от взаймодействия. Вращая головку 27, связанную резьбой с концом 25 вала 18 (фиг. 6 и 9), на котором размещено кодирующее колесо 16 (т.е. колесо 16 вращается без зацепления с запирающим зубчатым колесом 3, так как зубчатый венец

6 последнего расположен над плоскостью зуба 64 кодирующего колеса

16), устанавливаем стрелку 29 напротив любой цифры из ряда 30, причем поворот кодирующего колеса 16 на очередную цифру фиксируется пружинной пластиной 58 (фиг. 5).

Установив стрелкой 29 кодирующего колеса 16 нужную цифровую комбинацию, необходимо прекратить давление на стенку 12 запорного колеса (т.е. убрать палец руки, давящий на стенку 12), и тогда пластина 58 осуществляет силовой возврат колеса 3 в первоначальное. положение, т.е. осуществляется зубчатое зацепление венцов кодирующего 16 и запирающего 3 колес.При этом запирающее колесо 3 упирается своим буртиком 73 во внутреннюю стенку верхней половины 1 корпуса, что ограничивает его подъем вдоль вала 13 (фиг. 7 и 11).

Аналогично меняется код на кодирующих колесах. При опускании петли

44 замочной накладки 43 в приемное отверстие 48 и управляющего элемента 31, перемещенных в положение от- пирания при открывании замка (при этом выступы 34 запорного органа 32 . выходят из выемок 8, где они оставались после того, как запирающее колесо 3 под давлением пружины 10 вернулось в положение зацепления с кодирующим колесом 16) орган 32 под действием пружин перемещается вправо, проходит запорным язычком 45 (фиг. 3) в петлю замочной накладки

43 и запирает замок с новой цифровой комбинацией. Тогда, вращая головку 27, вращайт кодирующее колесо

16, жестко сидящее на валу 18 и на-. ходящееся в зацеплении с запирающим колесом 3, также вращая последнее вокруг вала 13. Таким образом, отпирание зам*а становится невозможным до тех пор, пока цифровая,комбинация не будет установлена правильно, Если же цифровая комбинация установлена неправильно, то при попытке осуществить .давление на стенку

12 запирающего колеса 3 вертикальное перемещение вниз колеса не происходит, так как в этом случае внутри отверстия 35 вращается только меньшая ступень 5 колеса 3, а нижняя плоскость 37 (фиг. 3 и 11) ступени

4 расположена над верхней плоскостью

33 запорного органа 32, причем плоскость 37 перекрыта внизу поверх1249142 ностью 74 запирающего движка и поверхностью выступа 34 (фиг. 3 и 15).

При осуществлении давления на стенку 12 колеса 3 нижняя плоскость 3-7

5 ступени 4 упирается сразу же в поверхность 74 запорного органа 32, находящегося эа стенкой отверстия

35 (фиг. 15), и в поверхность выступа 34 запирающего элемента, и вертикальное перемещение запирающего зубчатого колеса не происходит.

Оно возможно лишь тогда, когда цифровой код набран правильно. Орган

32 своими выступами 34 находится в выемках 7 запирающих зубчатых колес

3, и отверстия 35 устанавливаются строго под ступенью 4 -запирающего колеса 3, т.е.,замок открыт.

Обеспечение соосности между кодирующими 16 и запирающими 3 колесами при смене кода в комбинационном замке осуществляется посредством фиксирующих пластин 58 (фиг. 5 и 21). Поэтому при установке цифровой комбинации (смена цифрового кода) происходит расцепление зубчатого зацепления между кодирующими !6 и запирающими 3 колесами посредством давления на грань 36 запирающего колеса 3.

Б результате этого запираюшее колесо (при правильно установленном коде и открытом замке) опускается вниз до упора плоскости 39 ступени 5 во внутреннюю стенку нижней половины

35 корпуса, освобождая при этом свой зубчатый венец 6 (фиг. 5, 7 и 11) от зацепления с зубом 64 (фиг. 2 и 5) кодирующего колеса 16. Свободно вращаемая пальцами руки головка 27 жестгЩ ко соединена с кодирующим колесом

16 (они составляют с колесом одно целое после сборки). Посредством фиксирующей пластины 58 (фиг. 2 и

5), которая фиксирует каждый поворот данного колеса, кодирующее колесо устанавливается своими промежутками

67 (фиг. 5) строго соосно над зубьями зубчатого венца 6 запорного колеса 3, так как при выходе зубчатого венца 6 иэ зацепления с зубом 64

50 кодирующего колеса 16 находящегося н зафиксированном положении ножки

63 и 62 фиксирующей пластины 58 находятся в промежутках 67 (фиг. 5), ограничивая возможность случайного поворота колеса 16. При этом запирающее зубчатое колесо 3 жестко зафиксировано выступами 34 запорного органа 32, находящимися в выемках 7 указанных колес 3, что обеспечивает точность посадки колеса 3 и создает невозможность его случайного проворота.

Кроме того, зубья кодирующего 16 и запирающего 3 колес выполняются с фасками, что позволяет зубьям колес

3 и 16 самокорректиронаться при осуществлении зацепления в тот момент, когда давление на стенку 12 запирающего колеса 3 прекращено, и оно под действием пружины начинает подниматься вверх. . В конструкции комбинационного замка предусмотрено восстановление кода (в случае его забывания). Это возможно только в случае, когда петля 44 замочной накладки 43 находится нне приемного отверстия 48, но цифроной код потерян. Для этого на днище нижней половины 2 корпуса выполнены отверстия 75, расположенные по продольной оси замка за отверстиями

60 под валы 13 запирающих колес 3 (фиг. 16 и 18).

Дпя восстановления утерянного кода любой острый предмет (иглу и т.п.) вставляют в отверстие 75 и прижимают его к плоскости 39 (фиг. 11 и 12) ступени 5 запирающего колеса 3, поворачивая вращающуюся головку 27 кодирующего колеса

16 на очередную цифру, указываемую стрелкой 29. Необходимо поймать концом острого предмета, введенного в отверстие 75,выемку 8, выполненную на запирающем колесе 3 (фиг. 12).

Выемка 8 соответствует положению запирающего колеса 3 для отпирания.

После этого описанным способом попадают в остальные выемки 8, расположенные на других запирающих зубчатых колесах, причем выемки всех зубчатых колес устанавливаются строго своими размерами а против выступов 34, выполненных на запорном органе 32. Таким образом, восстанавливается утерянный код замка.

Применение изобретения позволит снизить металлоемкость, сократить технологическое время, затрачиваемое на изготовление деталей, из которых состоит замок, а также упростить процесс сборки готового иэделия, что особенно важно при массовом производстве изделий с применением кодовых замков.

1249!42

71

Е sz маг О 1Ю и 55 М Е7 55Е467

Фиг 5

1249! 42

2Л ,6 аг

° I °

1249142 Рдг f7

GUz 18

Я уу

Составитель И. Тригуб

Редактор О. Юрковецкая Техред Л.Олейник

Корректор И. Муска

Заказ 42-10/31 Тираж 441

BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4