Шкив клиноременного вариатора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК,,1
Щ/
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АBTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 1052768 (21) 3549313/25-28 (22) 08.02.83 (46) 07.08.86. Бюл. № 29 (72) М. М. Шевцов (53) 621.851.4 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1052768, кл. F 16 Н 55/56, 1981. (54) (57) 1. ШКИВ КЛИНОРЕМЕННОГО
ВАРИАТОРА по авт. св. № 1052768, от гиÄÄSUÄÄ 1249255 А 2 (5D 4 F 16 Н 55/56 чающийся тем, что, с целью повышения надежности шкива и облегчения управления им в процессе работы, в конических втулках выполнены радиальные сквозные отверстия, а шкив снабжен размещенными в последних телами качения, взаимодействуюгцими с подвижным и неподвижным дисками.
2. Шкив по п. 1, отличающийся тем, что тела качения выполнены в виде сферических роликов.
1249255
Изобретение относится к машиностроению, в частности к бесступенчатым клиноременным передачам-вариаторам скорости, которые могут быть использованы в приводах различных машин, и является усовершенствованием шкива клиноременного вариатора по авт. св, М 1052768.
Цель изобретения -- повышение надежности шкива и облегчение управления им в процессе работы за счет повышения надежности фиксации подвижного диска относительно неподвижного, точности центрирования и чувствительности механизма фиксации подвижного диска на управляющее воздействие путем уменьшения сил трения и исключения сил упругости цанг шкива.
На фиг. 1 изображен шкив клиноременного вариатора, продольный разрез; па фиг. 2 -- шкив двухступенчатого вариатора со средним плавающим диско vl, вариант выполнения; на фиг. 3 — узел 1 на фиг. 1; на фиг. 4 то же, вариант выполнения расточки ступицы; на фиг. 5 — сечение А А на фиг. 3; на фиг. 6 — — то же, вариант выполнения тел качения в виде шаров.
Шкив клиноременного вариатора содержит неподвижный диск и подвижный в осевом направлении диск 2. Конические втулки 3 установлены с обеих сторон подвижного диска 2 и имеют радиальные отверстия 4, в которых размещены тела 5 качения, взаимодействуюгцие со ступицей неподвижного диска 1 и подвижным диском 2.
В качестве тел качения используются, например, шарики 5 (фиг. 6).
Для увеличения площади контакта тел качения со ступицей неподвижного диска и подвижным диском тела качения могут быть выполнены в виде сферических роликов 6 (фиг. 5).
Конические втулки 3 прижимаются к подвижному диску 2 с помощью пружин 7, установленных на тягах 8 механизма управления.
Для центрирования подвижного диска 2 при осевых перемещениях конические втулки 3 имеют цилиндрические пояски 9. На конических втулках выполнены фланцы !0 с отверстиями для тяг. На тягах 8 для взаимодействия с фланцами конических вту. 10К и lIOJIBH>KHblIVt H<:ROM 2 вblпо lгlCHHI уllоры в виде буртиков 11 H„lH стопорных колец 12. Для исключения проворачивания подвижного диска 2 относительно неподвижного 1 служит палец 13, запрессованный в неподвижный диск 1 и проходящий в отверстие, выполненное в подвижном диске 2.
Зазор S между стопорным кольцом 12 и фланцем 10 втулки установлен меньшим, чем зазор S между стопорным кольцом и подвижным диском.
На тягах 8 с одной стороны выполнена
1О резьба для присоединения силового органа.
Для смазывания трущихся поверхностей внутри ступицы подвижного диска установлено войлочное кольцо 14, пропитанное смазкой. Для предотвращения попадания пыли и грязи при работе в запыленных условиях, а также для предотвращения вытекания смазки могут быть установлены уплотнительные кольца 15 и 16.
Шкив работает следующим образом.
При воздействии силового органа на тяги механизма управления последние перемещаются в осевом направлении вправо или влево. В случае перемещения тяг 8 в левую сторону левые упоры доходят до фланца 10, а правые упоры еще не доходят до подвижного диска 2 вследствие того, что зазор S<
25 меньше, чем зазор S<. При дальнейшем движении тяг 8 правые упоры сдвигают правую коническую втулку 3. При этом тела 5 качения, установленные в отверстиях конической втулки 3, выходят из соприкосновения с конической поверхностью подвижного диска 2 и освобождают его от жесткого замыкания с неподвижным диском 1. После этого левые упоры достигают подвижного диска 2 (выбирают зазор S ) и, снимая диск с тел качения левой конической втулки, перемешак)т его вправо, а левая коническая втулка с комплектом тел качения также двигается вправо, сдвигаемая левыми пружинами 7.
После достижения необходимого передаточного отношения и прекращения воздей4g ствия силового органа прекращается движение диска 2. При остановке диска конические втулки 3 с телами качения 5 от усилия пружин 7 входят в соприкосновение со ступицей неподвижного диска 1 и конической поверхностью подвижного диска 2 и та45 ким образом, жестко соединяют подвижный и неподвижный диски между собой.
1249255!
249255
puz E
Редактор В. Петраш
Заказ 4216/36
Составите пь О. Климов
Техред И. Берес Корректор Г. Решетник
Тираж 880 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4