Установка для определения термоокислительной стабильности авиационных топлив

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к установке для определения термоокислительной стабильности авиационных топлив, может быть использовано в нефтеперераР -Д 5id/ 7.батьшающей и авиационной промьшшенности и позволяет повысить точность определения. Установка содержит топливньй бак (ТВ) 1 с размещенной в ней барботажной 2 и заборной 3 .трубками , последняя соединена с узлом контрольных элементов (УКЭ) 4, вытеснительную систему 5 подачи топлива, систему предварительной фильтрации (СПФ) 6, соединенные с ТБ t, систему 7 дозировки газа и топлива с расположенной в ней заборной трубкой 9, связанной с барботажной трубкой 2 через СПФ 6. УКЭ 4 содержит соосно расположенные в корпусе 22 оценочную трубку 23 и контрольный фильтр 24. ТБ 1 снабжен нагревателем 34, предохранительным клапаном 35, связанным через холодильник 36 с емкостью 37 для слива топлива. 1 з.п. ф-лы, 2 ил., 2 табл. jg.s /J W to 4; QD 4 СП Од

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU„„1249456 (др4 G О! N 33 22

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2 1) 3675328/23-26 (22) 14. 12.83 (46) 07.08.86. Бюл. N- 29 (71) Московское специальное конструкторское бюро Научно-производственного объединения "Нефтехимавтоматика" (72) Ю.П.Макаров, А.А.Марков, В.Ф.Маркелов, Б.В.Цибульский, Д.И.Каешков, В.И.Захаров, М.Д.Степин и И,Г.Дэагкидзе (53) 665.74 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 947763, кл. С 01 N 33/28, 1980, (54) УСТАНОВКА -ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМООКИСЛИТЕЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ АВИАЦИОННЫХ ТОПЛИВ (57) Изобретение относится к установке для определения термоокислительной стабильности авиационных топлив, может быть использовано в нефтеперерабатывающей и авиационной промьппленности и позволяет повысить точность определения. Установка содержит топливный бак (ТБ) 1 с размещенной в ней барботажной 2 и заборной 3 .трубками, последняя соединена с узлом контрольных элементов (УКЭ) 4, вытеснительную систему 5 подачи топлива, систему предварительной фильтрации (СПФ) 6, соединенные с ТБ 1, систему

7 дозировки rasa и топлива с расположенной в ней заборной трубкой 9, связанной с барботажной трубкой 2 через СПФ 6..УКЭ 4 содержит соосно расположенные в корпусе 22 оценочную трубку 23 и контрольный фильтр 24.

ТБ 1 снабжен нагревателем 34, предохранительным клапаном 35, связанным через холодильник 36 с емкостью 37 для слива топлива. 1 з.п. ф-лы, 2ил„

2 табл.

1249456

Изобретение относится к лабораторным приборам для оценки эксплуатационных свойств жидких авиационных и моторных топлив и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и авиационной промьппленности.

Целью изобретения является повышение точности оценки термоокислительной стабильности авиационных топлив за счет приближения условий испытаний к реальным условиям эксплуатации.

На фиг. 1 представлена принципиальная схема установки для опредепения термоокислительной стабипьности топлив в цинамических условиях; на фиг. 2 — конструктивное выполнение узла контрольных элементов.

Установка для определения термоокислительной стабильности авиационных топлив содержит топливный бак 1 с размещенной в нем барботажной трубкой 2 и заборной трубкой 3, соединенной с узлом 4 контрольных элементов.

Установка содержит также вытеснительную систему 5 подачи топлива и систему 6 предварительной фильтрации топлива, которые соединены с топливным баком 1. Кроме этого, установка содержит систему 7 дозировки газа и топлива, выполненную в виде герметичной емкости 8 с расположенной в ней заборной трубкой 9 и ис.точника 10 окисляющего агента. соединенного через вентиль 11 с внутренней полостью герметичной емкости 8, снабженной предохранительным клапаном 12. Барботажная трубка 2 топливного бака 1 соединенa H e Ht H»o o >M герметичной емкости 8 через вентиль

13. Бнутренняя полость герметичной емкости 8 связана также с системой

5 вытеснения топлива, состоящей из источника 14 сжатого инертного газа, редукторов 15 и 16 и вентиля 17.

Заборная трубка 9 дозирующего устройства 7 подключена к барботажной трубке 2 топливного бака 1 через систему 6 предварительной фильтрации топлива, выполненной в виде последовательно соединенных вентиля 18, фильтров 19 и 20 и вентиля 21. При этом фильтры 19 и 20 обеспечивают фильтрацию топлива с тонкостью до

12-16 мкм и 5-8 мкм соответственно.

Узел 4 контрольных элементов (фиг. 2) состоит из соосно распопо5

«40

Ы женных в корпусе 22 оценочной трубки

23 и контрольного фильтра 24. Оценочная трубка 23 и контрольный фильтр

24 снабжены нагревателями 25 и 26 соответственно.

Рыход узла контрольных элементов соединен с холодильником 27, который связан с сйстемой 28 поддержания заданного расхода топлива, включающей ротометр 29, штрихпробер 30 и вентили 31-33.

Топливный бак 1 снабжен нагревателем 34, предохранительным клапаном

35, связанном через холодильник 36 с емкостью 37 для слива топлива.

Установка снабжена контрольноизмерительными приборами, включающими манометры 38-41, дифманометр 42 и термопары 43-46.

Топливный бак 1 и герметичная емкость 8 снабжена вентилями 47 и 48, предназначенными для слива топлива в емкость 37.

Установка также снабжена вентилями 49 и 50, предназначенными соответственно для отключения дифманометра

42 и сброса давления из топливного бака

Установка работает следующим образом.

Топливо после фильтрации через фильтровальНую бумагу заливается в герметичную емкость 8 при закрытом вентиле 48. После заполнения и герметизации емкости 8 закрывают вентили i 1 и 13,,открывают редукторы 15 и 1б источника 14 сжатого газа и вентили 17, 18 и 21. При этом в момент достижения давления до 0,6 МПа (6 кгс/см ), контролируемого манометром 38, из герметичной емкости 8 топливо передавливается (дозируется) через заборную трубку 9, фильтры 19 и 20 и барботажную трубку 2 в топливный бак 1 в течение времени, определяемого опытным путем.

После заполнения топливного бака

1 вкпючают подогреватель 34, закрывают вентиль 17, Открывают вентили

11 и 48 и подают окисляющий агент из источника 10 окисляющего агента в герметичную емкость 8, момент окончания заполнения которой определяют по манометру 38, Окисляющий агент иэ емкости 8 в смеси с инертным газом или отдельно поступает в топливный бак 1 при открытых вентилях 13 и 17 и закрытых вентилях 18 и 21.

1249456

Таблица 1

Показатели для топлива

Марка топлива

Образец

Примечание

I предлагаемого известного

ИТ лР, Па

Па

ИТ

О, 13 .10

0,05 10 1,07

Топливо Т-6 по ГОСТ

12308-80 свежее

0,15 10 свежее

Давление в топливном баке 1 контролируют по манометрам 40 и 4 1. По достижении в топливном баке 1 заданной температуры топлива (100-200 С), контролируемой с помощью термопары 5

43, открывают вентили 31-33, обеспечивая проток нагретого топлива через узел 4 контрольных элементов и холодильник 27. Устанавпивают объемный расход топлива в диапазоне О, 1

2,5 .п/ч, контролируемый .с помощью ротаметра 29 и штрихпробера 30, в зависимости от программы испытаний.

Далее включают нагреватели оценочной трубки 25 и контрольного 15 фильтра 26, обеспечивающие дополнительный нагрев прокачиваемого топлива до температур (150-280 С), фиксируемых с помощью. термопар 44-46.

При этом в момент включения нагрева телей 25 и 26 производят отсчет времени прокачки топлива через контрольный фильтр 24.

По мере окисления нагретого топлива и его прокачки из топливного бака 1 по узлу 4 контрольных элементов, где производится дополнительный нагрев до более высоких температур, образующиеся продукты окисления топлива адсорбируются на поверхности ЗО оценочной трубки 23 и забивают поры контрольного фильтра 24. Забивка пор контрольного фильтра 24 фиксируется с помощью дифференциального манометра 42, отключаемого с помощью вентиля 49 при достижении перепада давления топлива на контрольном фильтре, равном 0,085 МПа (0,85 кгс/см ).

По перепаду давления топлива на контрольном фильтре .24 и отложенном 40 на оценочной трубке 23 судят о тер2 Топливо Т-6 О, 06 10 1, 06 по ГОСТ

12308-60 моокислительной стабильности авиационных топлив.

Результаты сравнительных определений термоокислительной стабильности авиатоплив приведены в табл.1 и 2, В первом случае, топливо, испытываемое на известной установке, в топливном баке не нагревается, т.е. его термпература составляет 20 С, а нагрев осуществляется -.олько в узле оценочных элементов, где на оценочной трубке 190 С, а на контрольном фильтре — 220 С. Объемный расход топлииа Р 1 л/ч, время испытания

3 ч.

На предлагаемой установке в процессе испытания температура авиатоплива составляет 140 С в баке с электронагревателями, в надтопливное пространство которого поступает смесь инертного газа с окислителем..

Время испытания, объемный расход авиатоплива и максимальные температуры нагрева топлива на оценочной трубке и контрольном фильтре аналогичны условиям испытания на известной установке.

Во втором случае топлива, испытываемые на известной и на предлагаемой установках не подвергаются нагреву и окислению в топливных баках.

Испытания продолжаются в обоих случаях по 3 ч, температуры топлива на оценочных трубках и контрольных фильтрах одинаковы и составляют соответственно 190-220 С.

Предложенная установка позволяет приблизить испытания к реальным условиям применения топлив и тем самым повысить достоверность получаемых результатов.

1, 19 Топливо кондиционно

1,17 Топливо кондиционно

1249456

Продолжение табл.!

Марка топлива

Образец

Показатели для топлива

ПриМечание изв .стного предлагаемого

hP, ИТ

Па

ИТ аР, Па

0,10 10 1,18

О, 34 10

1,28

0 09 10 1,14

G,31 i0

1,26

Топливо не кондиционно, хотя по прототипу не бракуется лР >0310 Па

I др — перепад давления топлива íà контрольном фильтре, Па (кг/см ),. характеризует отложения, забивающие поры контрольного фильтра вследствие термоокисления топлив при испытаниях.

ИТ- индекс термостабильности, характеризует образование отложений на оценочной трубке вследствие термоокисления при испытаниях (безразмерная величина).

«"Браковочный перепад давления топлива на контрольном фильтре P 0,3110 Па установлен иэ опыта эксплуатации самолетных топливных систем и их элементов (фильтров, клапанов, насосов, регуляторов), Т а б л и ц а 2

Показатели для топлива

Марка топлива

Примечание предлагаемого известного

Р, Па

Р, Па Ит

0,15 1О +

+О, 05 -105

Топливо PT по 0,20 10 +

ГОСТУ 1654-71 +0,15 10

1, 20+0, 05

1,30+0 20

Топливо конциционно по обоим испытанины лР ) 0,3 10 Па

0,15 10 +

+0,05 ° 105

1,30+0,05

Топливо ТС-1 по 0,34 l0 +

ГОСТУ 10227-67 +0,20 105

1,50+0,30 и з о б р е т е н и я онных топлив, содержащая топливный

55 . бак с размещенной в нем барботажной трубкой, к которому подключены система вытеснения топлива, система предФормул а

1. установка для определения термоокислительнлй стабильности авиациТопливо Т-б по ГОСТ

12308-60 после 1 года хранения

Топливо Т-6

ГОСТ

12308-60 после 1 года хранения

Топливо некондиционно, хотя по прототипу не бракуется

АР > 0 3 10 Па

Топливо кондиционно, а по прототипу ошибочно бракуется

5 аР > 0,3 ° 10 Па

Составитель Н.Серов

Редактор A.Øàíäîð Техред И.Ходанич > Корректор А.Обручар

Заказ 4230746 Тираж 778 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r.Óæãoðîä, ул.Проектная,4

7 12 варительной фильтрации топлива, а также связанный с холодильником у ел контрольных элементов, выполненный в виде оценочной трубки и контрольного фильтра, расположенных в корпусе и .снабженных нагревателями, о т— л и ч а ю щ а я с я тем, что с целью повышения точности оценки термоокислительной стабильности авиатоплив за счет приближения условий испытаний к реальным условиям эксплуатации, она снабжена электронагрева49456 8 т ляии топливного бака, герметичной емкостью и источником газа с окисляющим агентом, при этом внутренняя полость герметичной емкости связана через вентили с системой вытеснения топлива, источником газа с .окисляющим агентом и с внутренней полостью топливного бака.

2. Установка по п,I о т л и ч а10 ю щ а я с я тем, -.то оценочная трубка расположена соосно кочтрольному фильтру..