Устройство для сигнализации о состоянии механизмов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к устройствам для сигнализации о состоянкря механизмов и может быть использовано в системах управления, в частности, при запуске технологических линий в работу. Цель изобретения - повьшение информативности и надежности функционирования устройства. С этой целью в устройство, содержащее блоки управления механизмом, блоки сигна- .лизации с ячейками сигнализации и 1индикации соответственно, введены блок управления и контроля, а в каждый блок сигнализации - ячейки квитирования . Каждая ячейка сигнализации содержит реле контроля блокировок, реле контроля исправности, репе времени и резистор. Каждая ячейка квитирования содержит реле квитирования и два диода. Каждая ячейка индикации содержит технологический и |аварий1 }. световые индикаторы и два диода. При подаче напряжения сраб атывает реле и световой индикатор начинает мигать тусклым светом, сигнализируя, что напряжение подано, но блокировки не выполнены. При выполнении блокировок срабатывает реле и индикатор начинает мигать ярким светом, означающим, что механизм готов к пуску. При нажатии кнопки срабатывает реле, индикатор горит ровным ярким светом, означающим , что механизм в работе. Затем происходит включение следующего по технологическому циклу механизма. После включения последнего механизма срабатывает реле, которое через переключатель управляет работой световых индикаторов. Если не выполнены блокировки , то световой индикатор начинает мигать, а при аварии дополнительно включается и звуковой сигнализатор и происходит останов всей технологической линии. При зтом световые индикаторы, кроме неисправного механизма, будут светиться тусклым мигающим светом. 1 ил. i (Л С СП Si ч1
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕаЪБЛИН
„„SU„„49557
А1 (m 4 С 08 В 23/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
{21) 3848796/24-24 (22} 24.01.85
{46) 07.08.86 . Бюл. У 29
{71) Ворошиловградский филиал Государственного проектно-конструкторского и научно-исследовательского института по автоматизации угольной промьнпленности (72) В.А.Швечиков, Ю.Ф.Дериглазов, В.А.Никитенко, В.Г.Дзигора и А.А.Тийрмаа (53) 654.91(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
9 611235, кл. G 08 В 23/00, 1978. . Авторское свидетельство СССР
Р 824248, кл. G 08 В 23/00, 1981 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИГНАЛИЗАЦИИ О
СОСТОЯНИИ МЕХАНИЗМОВ (57) Изобретение относится к устройствам для сигнализации о состоянии механизмов и может быть использовано в системах управления, в частности, при запуске технологических линий в работу. Цель изобретения — повьппение информативности и надежности функционирования устройства. С этой целью в устройство, содержащее блоки управления механизмом, блоки сигна,лизации с ячейками сигнализации и (индикации соответственно, введены блок управления и контроля, а в каждый блок сигнализации — ячейки квитирования. Каждая ячейка сигнализации содержит реле контроля блбкировок, реле контроля исправности, реле времени и резистор. Каждая ячейка квитирования содержит реле квитирования и два диода. Каждая ячейка индикации содержит технологический и,аварийный. световые индикаторы и два диода. При подаче напряжения срабатывает реле и световой индикатор начинает мигать тусклым светом, сигнализируя, что напряжение подано, но блокировки не выполнены. При выполнении блокировок
- срабатывает реле и индикатор начинает мигать ярким светом, оэначапяцнм, что механизм готов к пуску.. При нажатии кнопки срабатывает реле, индикатор горит ровным ярким светом, означающим, что механизм в работе. 3атем происходит включение следующего по технологическому циклу механизма.
После включения последнего механизма срабатывает реле, которое через переключатель управляет работой световых индикаторов. Если не выполнены блокировки, то световой индикатор начинает мигать, а при аварии дополнительно включается и звуковой сигнализатор и происходит останов всей технологической линии. При этом све- товые индикаторы, кроме неисправного механизма, будут светиться тусклым мигающим светом. 1 ил.
1249557
Изобретение относится к устройствам для сигнализации о состоянии механизмов и может быть использовано в системах управления, в частности при запуске технологических линий B работу.
Цель изобретения — повьппение информативности и надежности функционирования устройства.
Па чертеже приведена. схема устройства для сигнализации о состоянии механизмов, Устройство содержит блоки 1.1
1. 1 сигнализации (ti — количество контролируемых механизмов), каждый из которых состойт из ячейки 2 сигнализации, ячейки 3 квитирования и ячейки
4 индикации, блок 5 управления и контроля, блоки 6.1 — 6.h управления .механизмами, включающий каждый в себя кнопку 7 стопа и кнопку- 8 пуска, реле 9 исполнительного механизма с замыкающим 9.1, переключающим 9.? и замыкающим 9.3 контактами, замыкаюшие блокировочные 10 и размыкающие блокировочные 11 контакты, размыкающие контакты 12.1 и 13.1 реле 12 и
13 тепловой зашить|.
Ячейка 2 сигнализации содержит реле 14 контроля блокировок с размыкающим 14. 1, переключающим 14.2 и замыкающими 14.3 и 14.4 контактами, реле 15 контроля исправности механизма с замыкающим 15.1 и размыкающими 15.2 и 15.3 контактами, реле 16 времени с замыкающим 16.1 и с размыкающим 16.2 контактами, резистор 17.
Ячейка 3 квитирования содержит реле 18 квитирования с размыкающим
18.1, переключающим 18.2 и замыкающим 18.3 контактами и диоды 19 и 20.
Ячейка 4 индикации содержит технологический 21 и аварийный 22 световые индикаторы и диоды 23 и 24.
Блок 5 управления и контроля устройства сигнализации содержит реле
25 готовности с размыкающим 25.1 и замыкающими 25.2.1-25.2.h контактами, звуковой сигнализатор 26, реле
27 откпючения технологической индикации с размыкающим контактом 27.1, кнопку 28 проверки готовности, кнопку 29 квитирования, кнопку 30 проверки технологически световых индикаторов, кнопку 31 проверки аварийных световых индикаторов, переключатель
32 режима работы световой индикации, Устройство содержит силовую шину
33 питания, нулевую шину 34 питания, шину 35 питания, шину 36 мигания, нулевые шины 37 и 38 питания.
Устройство работает следующим образом.
При подаче напряжения на механизмы сработает реле 15 контроля исправности механизма (при исправном механизме, т.е. когда замкнуты контакты 12.1 и 13.1 реле 12,и 1 3 тепловой защиты). При этом разомкнутся контакты 15.2 и 15.3, отключая аварийный световой индикатор 22 от шин
35 и 36 и замкнется контакт 15.1, подключая технологический световой индикатор 21 к шине 36 мигания через резистор 17 и контакты 14.2 и 9.2.
Световой индикатор 21 замигает тусклым, например, зеленым светом, сигнализируя, что на механизм подано напряжение, но блокировки (контакты
10 и 11 в блоке 6 управления) еще не. выполнены.
Если все блокировки выполнены, срабатывает реле 14 контроля блокировок по цепи через контакты 10 и 11 при этом, контактами 14.2 переводя индикатор 21 на яркий мигающий свет, сигнализирующчй о том, что данный механизм готов к пуску, так как все блокировки выполнены.
При поступлении сигнала "Пуск" на блок 6 управления (т.е. когда замы5 кается кнопка 8 пуска) срабатывает реле 9 исполнительного механизма, последнее своими переключающимис. контактами 9.2 отключает световой индикатор 21 от шины 36 на свечение ровным ярким светом (шина 35), сигнализирующее о том, что механизм в работе, а другим замыкающим контактом
9.3 подключает к шине 35 питания реле 16 времени, которое своим раз45 мыкающим контактом 16.2 мгновенного действия обесточивает реле 25 готовности, исключая возможность его срабатывания при случайном нажатии на кнопку 28 проверки готовности во время запусков механизмов. После срабатывания реле 9 исполнительного механизма и включения механизма в работу блокировочные контакты 10 следующего по технологическому циклу меха низма замыкаются, подавая питание на блок 6 управления. Технологический световой индикатор 21 данного механизма при этом ярко мигает. Сиг1249557 замкнут, соединяя нулевую шину 37 с шиной 38.
Реле 25 готовности совместно.с кнопкой 28 проверки готовности позвоS ляет перед запуском механизмов в работу проверить цепи сигнализации и блокировок. Так, при нажатии кнопки
28 срабатывает реле 25 и своими замыкающими контактами 25.2. 1-25.2. ч шунтирует замыкающие блокировочные контакты 10, одновременно проверяется цепь сигнализиции срабатыванием реле 14 по блокам 1.1-1. всех механизмов. При этом технологические световые индикаторы 21 высвечиваются ярким мигающим светом, что также указывает на исправность размыкающих .блокировочных контактов 11.
Размыкающий контакт 25.1 в цепи звукового сигнализатора 26 служит для отключения последнего от питания при проверке готовности. Квитирование звукового сигнала и перевод свечения с мигающего на ровный свет аварийного
g5 светового индикатора 22 осуществляют° ся нажатием кнопки 29 квитирования, срабатывания соответствующего реле
18 квитирования, которое становится а самоблокировку контактом 18.3 ° зо иоды 19 и 20 ячейки 3 квитирования служат для развязки цепей.
Если во время работы произошла какая-то авария, например с вторым по схеме механизмом, отключается реле
15 контроля исправности механизма, размыкается контакт 15.1, обесточивая 40 индикатор 21, замыкаются контакты
15 ° 2 и 15.3, подключая аварийный световой индикатор 22 к шине 36 мигания по цепи контактов 14.3, 15.2, 18.2 и диод 20, и звуковой сигнализатор 26 — шине 36 мигания через контакты 14.3, 15.2, 18.1, диод 19 и контакт 25.1. При этом отключаются контакты 10 в цепи питания блока 6 управления следующего механизма, ко= торый также останавливается, и по цепочке происходит остановка всей технологической линии кроме первого механизма. Технологические световые индикаторы 21 кроме неисправного механизма высвечиваются тусклым мигающим светом, так как в этот момент реле 27 обесточено и его контакт 25 нал на его запуск может поступить от предыдущего механизма либо с центрального диспетчерского пульта.
Так происходит включение по технологическому циклу механизмов, помогая оператору следить за состоянием по индикации технологических световых индикаторов.
Если блокировка 10 не выполнена после включения предыдущего механизма, срабатывает временной контакт
16.1 уже подключенного реле 16 времени контактами 9.3 исполнительно- . го механизма к питанию и подсоединяет аварийный световой индикатор 22 к шине Зб мигания, что помогает оператору быстрее выявить и устранить неисправности. При нормальной работе реле 14 своим размыкающим контактом
14.1 обесточивает реле 16 времени предыдущего механизма.
Когда включится в работу последний механизм технологической линии, то через определенный интервал вре мени контактом 16.1 подсоединится реле 27 включения технологической индикации, которое через переключатель
32 в положении 4 — автоматический, управляет при помощи своего размыкающего контакта 27.1 нулевой шиной 38 световых индикаторов 21. Переключатель 32 служит для перевода индикаторов 21 в режим непрерывной индикации
CS, автоматический Д и отключение их Т.
Кнопки 30 и 31 проверки исправности индикаторов 21 и 22 подключают к последним питание от шины .35 через диоды 23 и 24.
Формула изобретения
Устройство для сигнализации о состоянии механизмов, содержащее первую шину питания, блоков управления механизмами, каждый из которых содержит замыкающие блокировочные контакты, кнопку "Пуск", реле исполнительного механизма с первым замыкающим конактом, блоков сигнализации, каждый из которых содержит ячейку сигнализации и ячейку индикации, каждая ячейка сигнализации содержит резистор, реле времени с замыкающим контактом, первый вывод обмотки которого через второй замыкающий контакт реле исполнительного механизма соединен с первой шиной питания, а каждая ячейка индикации содержит технологический световой индикатор, один вывод которого соединен с первой нулевой шиной питания, о т л и ч а- >
124955/ ю щ е е с я тем, что, с целью повышения информативности и надежности функционирования устройства, в него введены бпок управления и контроля, реле тепловой защиты, вторая шина питания, вторая и третья нулевые шины питания, а в каждый блок сигна— лиэации --ячейки квитирования, каждая иэ которых содержит первый и второй диоды и реле квитирования с размыкающим, замыкающим и переключающим контактами, в каждую ячейку индикации — первый и второй диоды и аварийный световой индикатор, в каждую 15 ячейку сигнализации-реле контроля блокировок с первым и вторым замыкающими, раэмыкающим и переключающим контактами, реле контроля исправности механизма с первым и вторым размыкающими и замыкающими контактами, переключающий контакт реле исполнительного механизма, а в каждый блок управления механизмами — размыкающие блокировочные контакты, кнопка 25
"Стоп", размыкающие контакты реле тепловой защиты, блок управления и контроля содержит кнопки проверки готовности, квитирования, проверки технологического и аварийного световых индикаторов, переключатель ре— жима работы световой индикации, зву ковой сигнализатор, реле отключения технологической индикации с размыкающим контактом, реле готовности с
5 замыл".ающими и размыкающими контактами, размыкающие контакты реле времени всех блоков сигнализации, в каждом из которых вывод резистора в ячейке сигнализации соединен с первы-4О ми выводами переключающего и первого замьпсающего контактов реле контроля блокировок, с первым выводом замыкающего контакта реле времени и с шиной мигания, другой вывод резистора соединен с вторым выводом переключающего контакта реле контроля блокировок,, третий вывод которого через первый замыкающий контакт реле контроля исправности механизма соединен с первым5О выводом переключающего контакта реле исполнительного механизма, второй вывод которого соединен с другим выводом технологического светового индика- . тора и катодом первого диода ячейки индикации, в которой один вывод аварийного светового индикатора соединен с второй нулевой шиной питания. а другой его вывод соединен с катодом второго диода и с катодом первого диода ячейки квитирования, в которой аноды первого и второго диодов соединены с первыми выводами переключающего и размыкающего контактов реле квитирования, вторые в пводы которых объединены и соединень. через раэмыкающие контакты реле контроля исправности механизма в ячейке сигнализации с вторым выводом первого замыкающего контакта реле контроля блокировок, первый вывод второго замыкающего контакта которого соединен с первой шиной питания и с третьим выводом переключающего контакта реле исполнительного механизма, второй вывод второго замыкающего контакта реле контроля блокировок через второй размыкающий .контакт реле контроля исправности механизма соединен с третьим выводом переключающего контакта реле квитирования в ячейке квитирования и с одним выводом его обмотки, другой вывод которой через собственный эамьп<ающий контакт соединен с второй нулевой шиной питания, с которой соединен первый вшвод размыкающего контакта реле контроля блокировок в ячейке сигнализации, один вывод обмотки которого в каждом блоке сигнализации соединен с третьей нулевой шиной питания и через последовательно соединенные раэмыкающие контакты реле тепловой защиты в блоке управления механизмами с одними выводами обмоток реле исполнительного механизма и реле контроля исправности механизма в каждом блоке сигнализации, другой вывод обмотки реле контроля исправности механизма соединен с одним выводом обмотки реле тепловой защиты и через последовательно соединенные замыкающие и раэмыкающие блокировочные контакты с одним выводом кнопки "Стоп" и с другим выводом реле контроля блокировок в ячейке сигнализации, в каждом блоке управления механизмами другой вывод кнопки "Стоп" через параллельно соединенные кнопку "Пуск" и первый замыкающий контакт реле исполнительного механизма соединен с другим выводом обмотки этого реле, вторые выводы обмотки реле времени и его замыкающего контакта (n — 1) блока сигнализации соединены соответ- ственно с вторым выводом раэмыкающего
1249557 контакта реле контроля блокировок и катодом первого диода ячейки квитирования н блока сигнализации, второй вывод замыкающего контакта реле времени последнего блока сигнализации соединен с одним выводом обмотки реле отключения технологической индикации в блоке управления и контроля, другой вывод которой соединен с.второй нулевой шиной питания и через кнопку квитирования с другими выводами обмоток реле квитирования всех блоков сигнализации, катоды вторых диодов всех ячеек квитирования объединены и через последовательно соединенные в блоке управления и контроля размыкающий контакт реле готовности и звуковой сигнализатор соединены с второй. нулевой шиной питания, с кото-. рой соединен первый вывод переключателя режима работы световой индикации, второй вывод которого через размыкающий контакт реле отключения технологической индикации соединен с третьим выводом этого переключателя и с первой нулевой шиной питания, первая шина питания через кнопки проверки технологического и аварийного световых индикаторов соединена соответственно с анодами первого и б второго диодов во всех ячейках индикации, вторая шина питания через кнопку проверки готовности соединена с первым выводом обмотки реле готовности, каждый из замыкающих контактов которого подключен к параллельнопоследовательно соединенным замыкающим блокировочным контактам соответствующего блока управления механизмами, а второй вывод обмотки реле готовности через последовательно соединенные размыкающие контакты реле времени всех ячеек сигнализации соединен с третьей нулевой шиной питания °
1249557
ВНИИПИ Заказ 4331/52 Тираж 515 Подписное род уп Проектна