Способ клепки
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСГ1УБЛИН
А1
„„SU„, 1250378 (gg 4 В 21 J 15/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ASTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ б
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
AO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3851520/25-27 (22) 04.02.85 (46) 15.08.86. Бюл. У 30 (71) Рижский Краснознаменный институт инженеров гражданской авиации им.Ленинского комсомола (72) В.П.Павелко и П.10.Филяк (53> 621.884 (088.8) (56 ) Авторское свидетельство СССР
;В 476936 ° кл. В 21 J 15/02 ° 1973. (54) (57) СПОСОБ КЛЕПКИ, включающий образование цилиндрического отверстия с конической проточкой под зак- ладную головку заклепки, установку в это отверстие заклепки с компенсатором, предварительное деформирование стержня заклепки и последующее окончательное формирование замыкающей головки путем приложения усилия клепки с двух сторон, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения ресурса работоспособности полученного соединения за счет получения равномерного натяга по длине заклепки и обеспечения герметичности, ис.пользуют заклепку с выступающей головкой, перед предварительным деформированием на выступающий из пакета конец стержня устанавливают дистанционную прокладку, высота которой превышает высоту выступающей из пакета части стержня заклепки, предварительное деформирование выступающего конца стержня заклепки осуществляют путем приложения к .закладной головке усилия, равного необходимому усилию клепки, после чего дистанционную прокладку удаляют.
1250378 2
Изобретение относится к клепке, s частности к способам получения цисокоресурсных герметичных заклепочных соединений, и может быть использовано в авиационной и других областях промьппленности.
Цель изобретения — повышение ресурса за счет получения равномерного натяга по длине заклепки и обеспечение герметичности.
Указанная цель достигается получением заклепочного соединения в два этапа. На этапе предварительного деформирования стержня создается высокая степень радиального натяга между закладной головкой, стержнем заклепки и деталью, а на этапе окончательного формирования замыкающей головки обеспечивается необходимый .радиальный натяг и со стороны замыкающей головки.
На фиг. 1 изображено исходное состояние заклепки в пакете и инструмента перед клепкой; на фиг. 2предварительное деформирование стержня заклепки и закладной головки; на фиг. 3 — окончательное формирование .завыкающей головки.
Способ клепки осуществляется следукщим образом.
В йакете склепываемых деталей 1 ,образуют цилиндрические отверстия с конической проточкой под потайную заклепку. Глубина 5 конической проточки должна быть такой, чтобы диаметр D проточки был равен диаметру
4 головки заклепки. Со стороны конической проточки устанавливают заклепку 2 с выступающей головкой, а со стороны выступающего из пакета деталей 1 стержня 3 заклепки устанавлива.ют дистанционную прокладку 4 и подводят пуансон 5. Диаметр д отверстия в дистанционной прокладке 4 сос.тавляет величину 1,1-1,15 диаметра з saxnenKHý T.e. 4= 1,1-1,15 з, а толщина прокладки 4 выбирается таким образом, чтобы между выступающим
"стержнем 3 заклепки и пуансоном 5 оставался зазор А = 0,8-1,0 Ь, где глубина конической проточки.За.тем производят предварительное деформирование стержня воздействием клепалы.ым усилием 1 „ со стороны закладной головки 6, при этом максимальное P составляет необходимое .усилие клепки для данного диаметра заклепки. Происходит деформирование
55 ний, полученных данным способом (угол конусности гнезда. 120 ), заклепки диаметром 5 мм марки 3 515А из материала В 65, материал листов
45 закладной головки 6, она вдавливается в коническую проточку и заполняет ее. Стержень 3 заклепки оседает, зазор 4 выбирается, и при дальнейшем увеличении клепального усилия происходит частичное формирование замыкающей.головки 7, при этом величина клепального усилия на стержне 3 составляет 0,3-0,35 максимальной величины „ . На этапе предварительного деформирования заклепки возникает радиальный натяг между стержнем заклепки и пакетом деталей. После этого производят разгрузку и удаляют дистанционную прокладку 4, затем производят окончательное формирование замыкающей головки путем приложения усилия клепки с двух сторон. Происхо" дит окончательное образование эакле-почного соединения. Путем увеличения зазора л можно достичь увеличения нагрузки, при которой начинается деформирование стержня заклепки, и тем самым увеличить степень радиального натяга в соединении.
Конкретный пример реализации способа приведен для выполнения поперечного соединения листов из материала
Д 16 Т толщиной 2 мм. Соединение выполнено заклепками диаметра 5 мм мар" ки 3515А из материала В 65 в следующей последовательности: сверление отверстий под заклепки в пакете диаметром 5 мм; эенкование отверстий в листе глубиной гнезда % 1,25—
1,3.мм и углом конусности 120 ; со стороны гнезда вставляется заклепка марки 3 515 А и длиной стержня
= 8 „+ 8„(078-170) Ь, которая в данном случае равна 7,8-7,85 мм (здесь
8„, о, — толщина пакета и дистанционной прокладки ); co стороны ножки между пакетом и пуансоном установлена дистанционная прокладка толщиной
5,7-5,75 мм; прессовое обжатие заклепки усилием 3400 кгс, т.е. максимапьным усилием клепки заклепок данного диаметра; разгрузка и удаление дистанционной прокладки; двухстороннее обжатие заклепки максимальным усилием клепки для окончательного формирования замыкающей головки.
Проведены испытания на сопротив ление усталости заклепочных соедине1250378
Составитель А,Буров
Техред Л.Сердюкова Корректор А.Зимокосов
Редактор М.Петрова
Заказ 4362/11 Тираж 655 . Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r.Óæãîðîä, ул.Проектная, 4
Д 16 Т, величина зазора и = % иа базе 10 -10 циклов. Результаты uc-:.. s пытаний показывают, что усталостная долговечность таких соединений повыщается в 4-5 раз по сравнению с обычными потайными, а герметичность в местах постановки заклепок сохраняется вплоть до момента появления у отверстия видимой усталостной макротрещины длиной 1-2 мм.