Способ восстановления литых звеньев гусеничных цепей тракторов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1250437

А1 (50 4 В 23 Р 6 0.I

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H ASTOPCHOMY СОИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21 ) 3859023/25-27 (22 ) 06.12.84 (46) 15.08.86. Бюл. У 30 (71 ) Саратовский сельскохозяйственный институт им. Н.И.Вавилова и Саратовское областное производственное объединение по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства (72 ) Н.А.Зубрилин, Н.А.Рабовецкий, Н.С.Филиппов, Б.С.Хохлов и Г.Л.Хурин (53) 621.6.004.6 (088.8) (56) Аснис А.H. Гутман Л,М. Восстановление звеньев гусеничных машин.

Киев, Наукова думка, 1966, с. 66.

Бабушкин В.К., Бавбес В.И., Угайкин Н.Т. Восстановление проушин звеньев гусениц. — "Техника в сельском хозяйстве", 1972, Ф 1, с. 76.

Каэарцев В.И. Ремонт машин, M.:

Сельхоэиздат, 1961, с. 133..

Нигородов В.В ° Восстановление звеньев гусениц тракторов методом

Ю пластической деформации. Экономика и организация производства. М.: .ЦНТИИТЭМ, 1973, Ф 6, с. 15. (54)(57) 1. СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ

ЛИТЫХ ЗВЕНЬЕВ ГУСЕНИЧНЫХ ЦЕПЕЙ ТРАКТОРОВ, .включающий нагрев звеньев, горячую пластическую деформацию до восстановления геометрии отверстий проушин с одновременным обеспечением шага звеньев и соосности отверстий

В н закалку, отличающийся тем, что, с целью повышения работоспособности звеньев и обеспечения воэможности их многократного восстановления, горячую пластическую деформацию производят изнутри проушин до получения отверстий с радиусом, равным максимально допустимому по техническим условиям размеру износа отверстий проушин, а после закалки в полученные отверстия запрессовывают ремонтные втулки.

2. Способ по п.l, о т л и ч а ю— шийся тем, что осуществляют горячую пластическую деформацию одновременно всех отверстий звеньев путем установки звеньев в специальное устройство, фиксирования их отно,сительно беговой дорожки и перемещения инструментов для деформирования, которое координируют относительно шага звеньев.

3. Способ по пп.! и 2, о т л и— ч а ю шийся тем, что после горячей пластической деформации звенья дополнительно фиксируют по отверстиям Hpo H oTHocHTBBbHo заданного шага и осуществляют их закалку.

4. Способ по пп.1-3, о т л и— ч а ю шийся тем, что ремонтные втулки подвергают упрочнению путем борирования кх внутренней поверхнос- ти °

1250437!

15

35

S0

Изобретение относится к ремонтному производству, а именно к технологии восстановления изношенных литых звеньев гусеничных цепей тракторов.

Цель изобретения — повышение работоспособности звеньев и обеспечение воэможности их многопоршневого восстановления.

На фиг.! показан контур изношенного отверстия; на фиг.2 — то же, деформированного отверстия; на фиг.3 —то же, соединительного пальца.

Восстановление звеньев, отверстия которых изношены до значений, определяемых эксплуатационными требованиями, ведут путем их нагрева до темперутуры пластического состояния металла> из которого изготовлены звенья, последующей горячей пластической деформации отверстий проушин до придания им цилиндрической формы с диаметром D, равным 1,2-1,4 диаметра d пальца, соединяющего звенья в гусеничные полотна, с сохранением необходимой соосности и шага Т., Значение диамет— ра выбирается таким, чтобы перекрыть максимально допустимый по техническим условиям износ отверстий проушин, что обеспечивает постоянство цилиндрической формы отверстий после деформации, Постоянство исходного шага и соосности отверстий обеспечивает проведение деформации н устройстве, фиксирующем положение как звена, так и элементов, формирующих отверстия.

При этом образующаяся разность объемов металла между изношенными и деформированными отверстиями перераспределяется внутри проушины в ходе деформации, что позволяет сохранить прочность восстановленных звеньев.

Затем звенья н горячем состоянии беэ дополнительного нагрева закаливают с зафиксированными отверстиями проушин, что исключает термические деформации и вызываемые ими дополнительные динамические нагрузки ходовой части тракторов прн эксплуатации восстановленных зйеньен. В сформированные проушины закаленных знечьев устанавливают методом холодного обжатия окончательно обработанные втулки, внутренние отверстия которых упрочнены путем бориронания для увеличения иэносостойкости. Втулки, работающие как одно целое r. проушинами звеньев, по достижении величины износа отверстий, равного или несколько меньшего 1/2 (D-d), выпрессовывают и заменяют новыми, обеспечивая и-кратность восстановления. Значения и определяются в зависимости от условия эксплуатации тракторов типа звеньев, степени износа остальных рабочих элементов.

При последующих восстановлениях звенья не требуют дополнительной обработки, что ведет к повышению экономической эффективности способа.

Пример. Способ был реализован при восстановлении литых звеньев гусениц трактора Т-4. Звенья изготовлены из стали 35 ГТР, имеют пять проушин с отверстиями диаметром 25,5 мм и шагом 175 мм. Масса звена 13 кг. К восстановлению принимались звенья, .не имеющие. поломок и трещин, с износом отверстий проушин до 31 мм, при этом на беговых дорожках и рабочих поверхностях цевки имелся достаточный при дальнейшей эксплуатации запас металла.

Звенья восстанавливались следующим образом, Осуществляли нагрев звеньев до

1050 С в безокислительной среде, в расплане соли хлористого бария в течение 5 мин до придания стали пластичного состояния. Нагретые звенья устанавливались в специальное устройство, где они фиксировались при помощи гидроприжимов относительна беговой дорожки. Горячая пластическая деформация одновременно всех отверстий проушин каждого звена проводилась при помощи двух дорнов, перемещаемых гидроприводом скоординированно относительно шага за счет направляющего кондуктора. Форма рабочей части дорна соответствовала диаметру формируемого отверстия, равного

32 мм. Деформированные звенья фиксировали дополнительно по отверстиям проушин относительно заданного шага и подвергали закалке с температурой конца деформации, равной 950-970 С, холодной проточной водой. При этом закалка осуществлялась непосредственно в устройстве для деформации.

Закаленные звенья освобождались от фиксирующих элемечтов и направляли на контроль, в ходе которого выявляли точность размеров и геометрии проушин, их соосность, шаг и твердость материала.

Составитель З.Хаустова

Техр ед Л. Се рдюко в а

Редактор В. Ковтун

Корректор Л.Пилипенко

Тираж 1001 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 4365/14

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 з 12504

Продеформированные звенья имели следующие характеристики. диаметр проушин составлял 32+0,10 мм при овальности и конусности в пределах допуска; соосность отверстий составляла 0,5 мм; шаг равен -176 мм; твердость материала 360 НВ.

Ремонтные втулки, изготовленные иэ стали 45 с наружным диаметром

0,20

32 + „ мм, внутренним диаметром

26,5+0,3 мм и длиной, соответствующей длине каждой иэ проушин, предварительно упрочняли путем борирования отверстий в твердом составе порошка карбида бора при 970 С в течение 7 ч на глубину 0,3 мм с последующей закалкой. Микротвердость борированного слоя составила 16000-18000 мн/м . 20

Размерные характеристики обработанных втулок находились в установленных пределах. Втулки устанавливали в соответствующие проушины методом холодного обжатия с их предвари- 25 тельным охлаждением в среде жидкого азота. Такая установка втулок обеспечивает их надежное соединение с проушинами, что исключало их проворачнвание при эксплуатации.

По данному способу было восстановлено 500 звеньев для проведения сравнительных эксплуатационных испытаний, которые велись на 10 тракторах марки Т-4.

Полученные в ходе испытаний данные показали, что работоспособность восстановленных звеньев на 20-30Х выше серийных, при этом динамические нагрузки ходовой части, вызываемые значительными отклонениями геометрических характеристик серийных звеньев, уменьшились.

Способ восстановления звеньев гусеничных цепей тракторов обеспечивает требуемый уровень работоспособности и воэможность многократного восстановления звеньев при снижении трудоемкости и энергозатрат, что позволяет получить новый положительный эффект за счет значительного увеличения срока службы звеньев, улучшения условий работы ходовой части трактора, уменьшения материальных и трудовых затрат.