Устройство для испытания подшипников скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области машиностроения и позволяет повысить долговечность испытаний подшипников скольжения -при возвратно-вращательном движении. Рама 8 выполнена в виле кольца и установлена на одной оси с испытуемым подтипни ком 3. На наружной цилиндрической поверхности рамы 8 с помощью устройств 10 и 11 шарнирно закреплены два гибких элемента 12 и 13, причем гибкий элемент 13 намотан на раму 8 по часовой стрелке, а элемент 12 - против часовой стрелки, при этом оси гибких элементов 12 и 13 скрещены в пространстве между рамой 8 и барабаном. Гибкие элементы 12 и 13 могут быть вьшолнены в виде цепи. На наружной поверхности барабана вьтолнена спиральная звездочка с шагом спирали, равным ширине цепи. 2 з.п. ф-лы,8 ил. S (Л puef
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
2 А1
П9) (И> с%0 4 G 01 И 13 04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1
1 ь ч
ГССУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3811871/25-27 (22) 16.11,84 . (46) 15.08.86ю Бюл. Ф 30 (71) Николаевский ордена Трудового
Красного Энамеии кораблестроительный институт им. адм. С.О.Макарова (72) С.Н.Соловьев, В.П.Шеремет, С,Г.Бирюков и В.А.Мозолюк (53) 621.822.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 714205, кл. G 01 М 13/04, 1977. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЪ|ТАНИЯ ПОДйИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к области машиностроения и позволяет повысить долговечность испытаний подшипников скольжения при возвратно-вращательном движении. Рама 8 выполнена в виле кольца и установлена на одной оси с испытуемым подшипником 3. На наружной цилиндрической поверхности рамы 8 с помощью устройств 10 и
11 шарнирно закреплены два гибких элемента 12 и 13, причем гибкий элемент 13 намотан на раму 8 по часовой стрелке, а элемент 12 — против часовой стрелки, при этом оси гибких элементов 12 и 13 скрещены в пространстве между рамой 8 и барабаном.
Гибкие элементы 12 и 13 могут быть выполнены в виде цепи. На наружной поверхности барабана выполнена спиральная звездочка с шагом спирали, . ф равным ширине цепи. 2 э.п. ф-лы,8 ил.
1 125
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для испытания подшипников скольжения при возвратно-вращательном дви0882
В качестве гибкого элемента может быть использован трос, канат, ремень, лента и т.д. Источники движения могут быть любого известного типа: электродвигатели переменного или постоянного тока, гидромотор, гидроцилиндр и др.
Согласно фиг. 3 средство регистрации момента трения содержит тензобал1О ку 16, установленную между станиной и лыской 17 вала 2. В тензобалке
16 выполнены окна 18, в которых наклеены тензодатчики 19. Контакт между валом 2 и тензобалкой 16 осуществля-!
5 ется через ролики 20, установленные в выемках тензобалки 16, причем ось симметрии тензодатчикон 19 является одновременно и осью симметрии роликов 20. Вал 2 установлен в станине 1 .20 по посадке с гарантированным зазором, а средства 7 регистрации момента трения препятствуют повороту вала 2 вокруг своей оси под действием сил трения в испытуемом подшипнике 3.
25 Согласно фиг, 4 и 5 узел шарнирного крепления содержит кольцо 21, жестко закрепленное на наружной цилиндрической поверхности рамы 8. В кольцо 21 вставлено подвижное кольцо
30 22, к которому жестко прикреплен гибкий элемент 12 (13).
? 2ПК вЂ” — —
360 жении.
Цель изобретения — повышение достоверности результатов испытаний путем расширения диапазона углов поворота и приближение условий испытаний подшйпника к реальным условиям работы путем сохранения скорости подшипника постоянной н течение цикла качения, На фиг. 1 дано предлагаемое устройство для испьггания подшипников, общий вид; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1, на фиг. 3 — вид Б на фиг. 2, на фиг ° 4 — вариант шарнирного крепления гибкого элемента на раме; на фиг. 5 — вид В на фиг. 4, на фиг„.6 вариант выполнения устройства; на фиг. 7 — Разрез Г-Г на фиг, 6; на фиг. 8 — вариант выполнения устройства при использовании гибкого элемента в виде цепи.
Устройство содержит станину 1 (фиг. !), жестко закрепленный на станине вал 2 с шейками для установки испытуемых подшипников 3, обоймы
4 для установки корпусов 5 испытуемых подшипников, механизм 6 радиального нагружения и средство 7 регистрации момента трения, механизм возвратновращательного движения содержит раму 8, выполненную н ниде кольца, установленную на одной оси с испытуемым подшиником 3. Рама 8 с помощью ребер 9 жестко соединена с обоймой 4, На наружной цилиндрической поверхности рамы 8, с помощью усгройств tO и 11, шарнирно закреплены два гибких элемента 12 и 13, причем гибкий элемент 13 намотан на раму 8 по часовой стрелке, а гибкий элемент 12 — против часовой стрелки. Свободные концы гибких элементов 12 и 13 соединены соответственно с источниками 14 и !5 движения. Длина намотки гибких элементов на раму ныбрана из соотношения где R — радиус наружной цилиндрической поверхности рамы", <1
<, — требуемый угол поворота испытуемого подшипника, соответственно по и против часовой стрелки.
Согласно фиг. 6 для уменьшения массогабаритных показателей свободные концы гибких элементов 12 и 13 могут быть закреплены на наружной поверхности барабана 23, соединенного с реверсивным источником 24 движения, например электродвигателем постоянного тока, Оси гибких
40 элементов 12 и 13 скрещиваются между рамой 8 и барабаном 23. Нагружающее устройство 6 содержит поршень 25.
Согласно фиг. 8 гибкие элементы
12 и 13 могут быть выполнены, в виде
45 цепи, например, втулочной, роликовой, или фасоннозвенной. На наружной поверхности барабана 23 выполнена спиральная звездочка 26 с шагом спирали t, равным ширине цепи.
Устройство работает следующим образом.
Испытуемый подшипник 3 с корпусом
5 и обоймой 4 устанавливают на вал
2. К подшипнику 3 прикладывается радиальная нагрузка поршня 25 нагружающего устройства 6, При включении источника 14 движения он сообщает гибкому элементу 12, соединенному с
1250882 4 точником 24 движения, при этом отпадает необходимость в двух источниках движения, что уменьшает массогабаритные показатели.
Работа устройства при выполнении гибких элементов 12 и 13 в виде цепи протекает аналогично указанному.
Измерение момента трения в испытуемых подшипниках 3 производится с
1О помощью элементов 7. следующим обраним, скорость постоянной величины и направления. Гибкий элемент 12 начинает сматываться с рамы 8 е.ïîñ тоянной скоростью. На гибком элемен те 12 возникает тяговое усилие, которое заставляет раму 8 и жестко соединенную с рамой обойму 4 с установленным в ней испытуемым подшипником 3 вращаться против часовой стрелки. При этом гибкий элемент 13 наматывается на раму 8. Регулирование угла поворота d испытуемого подшипника 3 производится путем установки конечных выключателей .на ободе рамы 8 (не показаны), а так . 15 как оси рамы и подшипника совпадают, то совпадают и их углы поворота. При достижении заданного угла поворота против часовой стрелки d срабаты1 вает конечный выключатель, источник ZO
14 движения выключается, а включается источник 15 движения.
Источник 15 движения сообщает гибкому элементу 13, соединенному с ним, скорость постоянной величины и 25 на*равления. Гибкий элемент 13 на1 чинает сматываться с рамы 8 с постоянной скоростью. На гибком элементе 13 возникает тяговое усилие, которое заставляет раму 8 (испытуемый подшипник 3) вращаться по часовой стрелке. Гибкий элемент 12 при этом наматывается на раму 8. При достижении заданного угла поворота по чаd совой стрелке d срабатывает конечный выключатель, источник 15 движения выключается, и включается источник 14 движения. На этом заканчивается полный цикл качения, который затем повторяется заданное количество 4О раз аналогично указанному. Углы поо C ворота d, и. d, могут быть как равным14, так и не совпадать и принимать о любое значение как в пределах 0-360 так и более 360 . Величина углов по- 45 ворота испытуемого подшипника определяется только длиной намотки 3 гибких элементов 12 и 13 на раму 8.
При закреплении свободных концов гибких элементов 12 и 13 на ба- 50 рабане 23 работа устройства протекает аналогично указанному. Ввиду того, что осн гибких элем нтов скрещены, то при наматывании одного из гибких элементов на барабан 23, второй 55 гибкий элемент с него сматывается.
Изменение направления вращения барабана 23 производится реверсивным исзом.
При вращении испытуемого подшипни. ка 3 возникающий момент трения И, стремится повернуть вал 2, установленный в станине 1 по посадке с га-. рантированным зазором. Однако этому препятствует тензобалка 16 с роликами
20, установленная между лысками 17 на валу 2 и станиной 1 (Лиг. 6). Возникающие под действием М,р напряжения в тензобалке 16 фиксируются тензодатчиками 19, установленными в окнах 18, Сигнал с тензодатчиков передается на измерительную аппаратуру. Перед проведением испытаний тензобалка с роликами предварительно тарируется.Применение двух пар роликов и тензодатчиков обеспечивает измерение М, при обоих направлениях вращения подшипников 3.
Предлагаемое устройство позволяет приблизить испытания подшипников к реальным условиям работы путем сохранения скорости испьгтуемых подшилников постоянной в течение цикла качения и расширить диапазон углов поворота при проведении испытаний
Формула изобретения
1. Устройство для испытания подшипников скольжения, содержащее станину, жесткс закреютенный на станине вал с шейками для установки испытуемых подшипников, механизм радиального нагружения, средство регистрации момента трения и механизм воэвратновращательного движения, включающий привод и средство связи последнего с рамой, установленной на одной оси с шейкой вала для установки испытуемого подшипника и жестко соединенной с сбоймами для установки корпусов испьггуемых подшипников, о т л и ч аю щ е е с я тем, что, с целью повышения достоверности реэультатон ис-, пытаний, рама в сечении, перпендикулярном оси шейки вала Ллн установки испытуемого подшипника, вь нс лн на в
12 )088? форме кольца, образующая которого параллельна упомянутой оси шейки вала, а средство связи выполнено в виде двух гибких элементов, один из которых намотан на раму по часовой стрелке, а второй - против часовой стрелки.
2. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е.е с я тем, что привод выполнен в виде барабана и соединенного с ним реверсивного источника движения, причем оси гибких элементов скрещены в пространстве между рамой и барабаном.
3. Устройство по и. 2, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что гибкие элементы выполнены в виде цепи, а на наружной поверхности барабана выпол10 нена спиральная звездочка с шагом спирали, равным ширине цепи.
22
22
12
1250882
Вид Б
19
16
78
Вид В
I250882
Фиа6
Г-Г и
1250882
Составитель В. Городничев
Техред В.Кадар Корректор В. Бутяга
Редактор С,Лисина
Тираж 778 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР о делам изобретений и открытий
113035, Иосква, Ж-35, Рауиская наб., д. 4(5
Заказ 4400/36
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4