Способ получения нахлесточного соединения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (5ц 4 В 23 К 9/00, 28/00

ОПИСАНИЕ, ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фиа1

ГОсудАРстВенный нОмитет сссР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТИРЫТИЙ (21) 3822187/25-27 (22) 07.12.84 (46) 23.08.86. Бюл. 11 31 (71) Горьковская научно-исследовательская лаборатория испытания материалов и Горьковский институт инженеров водного транспорта (72) Т.В.Молочная, Н.Ф.Хохлов, О.А.Моисеев, В.А.Осипов и С.И.Смирнов (53) 621.791.75(088.8) (56) Сварка металлов. — М.: Изд-во стандартов, 1975, ч. 1, с. 212. (54)(57) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НАХЛЕСТОЧНОГО СОЕДИНЕНИЯ, при котором проводят сборку двух плоских свариваемых элементов путем наложения одного элемента на другой и торец верхнего элемента сваривают с боковой поверхностью нижнего угловым швом, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью

„„SU„„1252096 А 1 повышения служебных характеристик соединения эа счет исключения непровара в корне шва, перед сборкой на торце верхнего элемента выполняют односторонний скос, перед наложением одного элемента на другой верхний элемент скошенным торцом устанавливают на боковую поверхность нижнего перпендикулярно ей и сваривают элементы между собой вспомогательным угловым швом со стороны, противоположной скосу, а наложение одного элемента на другой проводят путем поворота верхнего элемента относительчо нижнего на 90 в сторону вспомогатель4 ного шва со скоростью 0,2-0,5 с, при этом в зоне расположения вспомогательного шва поддерживают температуру вьппе температуры потери металлом шва упругих свойств, но ниже температурного интервала хрупкости.

1 125 0

Изобретение относится к способам изготовления сварных нахлесточных соединений, выполняемых сваркой плавлением, и может быть использовано в различных отраслях машинос.TpoeHHst, в частности ири ремонте трубоироводон, различного рода емкостей и т.п.

Целью изобретения является повышение служебных характеристик соединения за счет исключения неировара !О в корне шва.

Ha ф иHгr. . 1 п р еeдставлена схема осуществления данного способа, I этап, на фиг. 2 — то же, II этап; на фиг. 3 — то же, III этап, на фиг. 4 и 5 — варианты выполнения ремонта с помощью сварных соединений, выполненных по данному способу.

Способ иолччения нахлесточного!

5 соединения осуществляется следующим образом.

На одном из свариваемых элементов 1 выполняют односторонний скос кромок. Затем один свариваемый элемент 1 устанавливают на другой свари- ваемый элемент 2 перпендикулярно его повс. !эхности со стороны, противоположной скосу, выполняют вспомогательный угловой шов 3, ири этом между торцом элемента 1 и поверхностью .элемента 2 остается непровар 4 (э гаи 1. фиг. 1) .

После выполнения вспомогательного шва 3 через определенное время, за кот эроe температура металла всиомогательного шва снижается за пределы ти для поддержания температуры дополнительного шва 3 в требуемом интервале его полностью или частично подогревают. температурного интервала хрупкости, но остается выше температуры потери металлом упругих свойств, т.е. в интервале температур максимальной пластичности металла, проводят поворот 40 элемента 1 на 90 в сторону вспомогательного шва 3 до соприкосновения поверхностей элементов 1и 2. Поворот элемента 1 происходит за счет пластической деформации металла вспомога- 45 тельного шва 3, при этом незначительную деформацию претерпевает и прилегающая к нему зона 6 элемента 1 (этап II, фиг 2).

Время выдержки до начала поворота gp элемента 1 определяется экспериментально на образцах. При необходимосВыполнение поворота элемента со скоростью более 0,5 с нецелесообразно, так как это приводит к ударному воздействию его свободного конца 5 на поверхность элемента 2, что может вызвать их взаимное повреждение. При

1 скорости, меньшей 0,2 с, время деформации дополнительного шва 3 увеличивается настолько, что может произойти недопустимое снижение температуры и образование трещин.

На завершающем III этапе (фиг. 3) получения соединения выполняют основной шов 7.

Пример. Способ обработки при ремон,е трубопроводов ф 500 мм с толщиной стенки 10 мм из стали 17ГС, имевших повреждения в виде вмятин площадью от 20 до 30 см со сквозными трещинами длиной от 30 до 50 мм.

Ремонт осуществляют путем постановки и приварки на поврежденные места накладок размером 150 80 мм.

Опробовано два вида накладок: из двух и четырех частей. По первому варианту (фиг. 4) части накладок располагают по обеим концам трещины 8 перпендикулярно ее направлению, выполняют по данному способу швы 9, а затем обычным способом выполняют боковые нахлесточные соединения 10 и соединяют половины накладки стыковым швом 11.

По второму варианту (фиг. 5) часФ ти накладки трехугольной формы устанавливают четырехугольником по периметру вмятины, выполняют данным способом все четыре шва 9, а затем части накладки соединяют между собой пересекающимися стыковыми ц1вами 11.

При гидравлических испытаниях повторно-статическим давлением 60-80 МПа срок долговечности отремонтированных конструкций по обеим вариантам в 23 раза превышает долговечность конструкции, отремонтированной путем постановки накладки с помощью обычных нахлесточных соединений.

Выполнение вспомогательного углового шва перед наложением одного свариваемого элемента на другой с последующим его деформированием исключает непровар в корне основного шва и значительно повышает работоспособность нахлесточного соединения.

1252096

Фиг. 2

9 6 1 11 9

Фиг.3

Фиг, Ф

Я г

Составитель М.Буянов

Техред В.Кадар Корректор С.Ц1екмар

Редактор Н.Гунько

Заказ 4569/15

Тираж 1001 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная, 4