Способ контроля износа зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области виброакустического контроля и может быть использовано для оценки состояния коробок передачи и редукторов . Цель изобретения - повьвпение точности контроля степени износа зубчатых колес -за счет формирования кепстра мощности. Поставленная цель достигается за счет того, что в способе контроля износу зубчатых колеспутем сопоставления спектров мощности , иЭ спектра мощности от объекта контроля формируют кепстр мощности , который лифтруют, и по произведению оборотной частоты контролируемой пары и сачтоты лифтрации определяют степень износа зубчатых колес. 1 ил. г N9 ел :«

СОЮЗ СООЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТКИ ЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1

09! (И) (504С 01 Н 1 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ICV" " "- Я 13, И

34ЬЛ 16 @МА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2 1) 3706672/24-28 (22) 29.02.84 (46) 23.08.86. Бюл. В 31 (7 1) Научно-исследовательский институт интроскопии (72) Д.А.Гречинский, В,Г.Рыгалин, К.А.Шестериков и Г.А.Тагиева (53) 620.175 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 714207, кл. G 0 !. М 15/00. 1977. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ИЗНОСА ЗУБЧАТЫХ KOJIEC (57) Изобретение относится к области виброакустического контроля и может быть использовано для оценки состояния коробок передачи и редукторов. Цель изобретения — повьваение точности контроля степени износа зубчатых колес -за счет формирования кепстра мощности. Поставленная цель достигается за счет того, что в способе контроля износа зубчатых колеспутем сопоставления спектров мощности, иэ спектра мощности от объекта контроля формируют кепстр мощности, который лифтруют, и по произведению оборотной частоты контролируемой пары и сачтоты лифтрации определяют степень износа зубчатых колес.

1 ил.

1252673

ВНКИПИ- Заказ 4616/44 Тирам 507

Подписное

Произв.-полигр. пр-тие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Изобретение относится к измерительной технике и может быть исполь эовано для оценки состояния коробок передач, редукторов различного типа машин.

Цель изобретения — повышение точности контроля за счет формироцания кепстра мощности.

На. чертехе представлена блок-схема устройства, осуществляющего способ.

Устройство содержит последова— тельно соединенные вибропреобразователь 1, усилитель 2, анализатор 3 спектральной плотностй мощности, блок 4 логарифмирования, анализатор 5 спектра, узкополосный гребенчатый лифтр 6, умноиитель 7 и индикатор 8, тахометр 9 входом связан с зубчатой парой, выходом — с вторым входом умнозителя 7.

Способ осуществляют следующим образом.

При работе реальной зубчатой пары появляются боковые частоты вокруг зубцовой частоты и кратной ей.

Они обусловлены амплитудной и фаэовой.модуляцией, возникающей при истирании поверхностей зубьев.

При этом энергия вйброакустического сигнала, рассеянная по множеству гармоник s спектральном представлении, локализуется в одной составляющей в кепстральном представлении.

Сачтота этой составляющей представляет собой величину, обратную разности частот между эубцовой и некоторым усредненным по длине спектра значением боковой частоты. С увеличением величины истирания поверхности частотная разница возрастает.

С увеличением скоростного режима эта разница такие изменяется, однако отношение значений оборотной частоты (зубцовая частота отличается от оборотной только коэффициентом, равным числу зубьев ведущего колеса) к частотной разнице ат скоростного режим не зависит, а зависит только от величины износа, при этом с увеличением износа величина отношения па5 дает.

На объект контроля (не обозначен) устанавливается измерительный преобразователь 1. Сигналы с вибропре10 обраэователя 1 усиливаются измерительным усилителем 2 и подаются,на вход анализатора 3 спектральной плотности мощности. С выхода анализатора

3 через блок 4 логарифмирования curI5 нал поступает на вход анализатора 5 спектра. Сигнал с выхода анализатора

5 спектра, представляющий собой кепстр мощности, поступает на вход узкополосного гребенчатого лифтра 6.

20 Сигнал с выхода узкополосного гре".бенчатого лифтра 6, представляющий собой значение сачтоты лифтрации, поступает на первый вход умно>кителя

7, на второй вход которого поступает сигнал с тахометра 9, представляющий собой значение оборотной частоты. Сигнал с выхода умирителя 7, представляющий собой произведение сачтоты лифтрации и оборотной часто30 ты зубчатой пары, поступает на индикатор 8. По уменьшению этой характеристики судят об увеличении величины износа зубчатых колес.

Формула изобретения

Способ контроля износа зубчатых колес, заключающийся в том, что получают спектры мощности виброакустического сигнала н сопоставляют ик, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, из спектра мощности формируют кепстр мощности, лифтруют его и по произведению оборотной частоты контролируемой пары и сачтоты фильтрации определяют степень износа зубчатых колес, 1