Гидростатическое разгрузочное устройство ротора от осевых сил
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН ($g 4 F 04 13 29/04, 29/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
И А ВТОРСКОМУ СВИДЕТИЗЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНЯТИЙ (21) 3852946!25-06 (22) 11.02.85 (46) 30.08.86. Бюл. У 32 (71) Куйбышевский ордена Трудового
Красного Знамени авиационный институт им.. акад. С.п. Королева (72) Д.Е. Чегодаев и Ф.И. Шакиров (53) 621.671(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 964253, кл. Р 04 Э 29/04, 1981.
Авторское свидетельство СССР
В 1126723, кл. Р 04 9 29/04, 1983. (54)(57) 1. ГИДРОСТАТИЧЕСКОЕ РАЗ1 РУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО РОТОРА ОТ 0СЕВЦХ СИЛ, содержащее закрепленный иа валу разгрузочный диск, установ" ленную i корпусе пяту, образующую с диском разгрузочную .камеру и тор цовую дросселируниЩЮ Щель .сообща ющую разгрузочную камеру с полостью слива, подвижную в осевом направлении втулку, торцы которой имеют различную площадь и обращены к полости нагнетания и разгрузочной камере, при зтом подвижная втулка подпружинена упругим элементом относительно корпуса, и осевую gpocce. лирующув щель переменного сопротив- .
„„SU, » 1254204 А 1 ления, образованную подвижной втулкой и валом и сообщенную с полостью нагнетания и разгрузочной камерой, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью увеличения ресурса работы путем повышения несущей способности и жесткости рабочей карактеристики, оно снабжено упругопористым кольцом, закрепленным торцами соответственно в пяте и подвнжной втулке, в корпусе выполнены канал и кольцевой коллектор, сообщенный каналом с полостью нагнетания и через упруго-пористое кольцо с разгруэоч" ной камерой, а подвижная втулка подпружинена s сторону разгрузочной Е камеры.
2. Устройство по п. 1, о т.л ич а ю щ е е с я тем, что на валу С," ь зоне осевой дросселирующей щели. закреплена гильза переменной тол" щины увеличивающейся з направленйи раэгрузочной камеры.
3. Устройство по и. 1, о т л и- © ч а;ю щ е е с я тем, что подвиж иая втулка обращена к разгрузочной 4 камере торцом, имеющим большу@ . Ю площадь. ©
4ь
1254204
Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано для бсеной раэгруэк55 роторов турбома5пин и центробежных насосов.
Цель изобретения — увеличение ресурса работы путем повышения несущей способности и жесткости рабочей характеристики.
На чертеже изображено гидростатическое разгрузочное устройство ротора от осевых сил, продольный разрез.
Гидростатическое разгрузочное устройство ротора от осевых сил содержит закрепленный иа валу 1 разгрузочный диск 2, установленную в корпусе
3 пяту 4, образующую с диском 2 разгрузочную камеру 5 и торцовую дрос 0 селирующую щель 6, сообщающую раэгрузоч«ую камеру 5 с полостью 7 слива, подвижную н осевом направлении нтул8, roplfb! 9 H 10 которой IIIIBIQT различную площадь и обращены к полости 11 нагнетания и разгрузочной
25 камере 5, пр55 этом подвижная втулка
8 подпруж5теыа упругим элементом 12 относительно корпуса 3, и осевую дрогселирующую щель 13 перемен«ого сопротивления, образованную подвижной втулкой 8 и валом 1 и сообщенную с полостью 11 нагнетания и разгрузочной камерой 5. Устройство снабжено также упругопористым кольцом 14, закрепленным торцами соответственно в пяте 4 и подвижной втулке 8. В корпусе 3 вы55олйены KQIIBJI 1 5 и KoJIblJP вой коллектор 16, соабще«ный каналом 15 с полостью 11 нагнетания и через упругопористое кольцо 14 с 40 разгрузочной камерой 5. Подвижная втулка 8 подпружинена н сторону разгрузочной камеры 5. Иа налу 1 н зоне осевой дросселирующей щели 13 закреплена гильза 17 переменной тол 45 щины,. увеличивающейся н направлении разгрузочной камеры 5. Подвижйая втулка 8 обращена к разгрузочной камере 5 торцом 10, име5ощим большую площадь. Гильза 17 может быть выпол- 50 иена из двух цилиндрических участков разного диаметра, сопряженных галтелью.
Устройстно работает следующ!5м обраэом.
Рабочая жидкость из полости 11 нагнетания через щель 13, а также канал 15, коллек rap 16 и кольцо 14 попадает н камеру 5 и далее по щели
6 странлинается и полость 7 слина, создавая тем самым определенный уровень давления в камере 5 и действующую на разгрузочный диск 2 силу.
При возрастании действующей на ротор осевой силы нарушается общий баланс сил, что приводит к смещению ротора влево. При этом уменьшается величина торцовой щели 6 (т.е. увеличинается ее гидроди«амическое сопротивление), снижается расход рабо" чей жидкости через нее и возрастает данление н камере 5, что вызывает смещение втулки 8 влево и осевое растяжение упругопористого кольца 14, т.е. уменьшение его гидродинамического сопротивления. Вследствие этого возрастает напор рабочей жидкости, поступающей из коллектора 16 в камеру 5, что способствует ускорению процесса компенсации прироста приложенной к ротору осевой силы, т.е. увеличение жесткости рабочей характеристики устройства.
Вместе с тем первоначальное перемещение втулки 8 влево лишь компенсирует смещение ротора и гидродинамическое сопротивление щели 13 не меньше исходного значения. Если на этом этапе не произошло восста- . новления нарушенного баланса сил, то при дальнейшей движении втулки
8 и растяжении кольца 14 увеличивается проходное сечение щели 13, что снижает общее сопротивление щели
13 и является причиной роста напора жидкости, поступающей через нее . в камеру 5 (одновременно продолжается увеличение напора жидкости, поступающей в камеру 5 из коллектора
1б через кольцо 147.- Резкий рост давления жидкости в камере 5 обусловлинает необходимый прирост несущей способности разгрузочного устройства и восстанавливает нарушенный баланс осевых сил, действующих на ротор.
1254204
Составитель Л. Анисимова
Техред И.Ходаиич Корректор С. Черни
Редактор Е. Копча
Заказ 4702/39 Тираж 586 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
f13035, Иосква, Ж-35, Раущская наб., д. 4/5
Производственно -полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная,4