Опора скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СО1ОЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (5й 4 F 16 С 17/02
E
1 Д
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ll0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3716609/25 — 27 (22) 08.02.84 (46) 30,08.86. Бюл. Р 32 (71) Институт проблем механики AH СССР (72) Н.И.епихин, М. А. Сляднев, В.П.Виноградов и С,A.Õÿðëàìîâ (53) 621.822 ° 5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Р 964287, кл, F 16 С 17/02, 1979. (54)(57) ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ, содержащая корпус, цапфу вала и охватывающую ее подшипниковую втулку, которые сопряжены по посадке с гарантированным на-.
THl oM H MBiiiUó которыми расположен
„„SU„„12542 17 д 1 слой смазочного материала, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью улучшения технологичности сборки и зксплуатационных характеристик, она снабжена двумя конусными втулками, установленными с торцов опоры с возможностью осевого фиксированного перемещения в корпусе, подшипниковая втулка выполнена с прорезями с обеих сторон, на внешней стороне втулки соответственно разрезанным сектором выполнены выступы, смещенные к краям ceicторов и контактирующие с внутренними поверхностями конусных втулок, 1 1
Изобретение бтносится к подшипникам скольжения и может найти применение в узлах трения, где необходима автокомпенсация износа, особенно в малогабаритных опорах с. повышенной частотой вращения.
Цель изобретения — улучшение технологичности сборки и эксплуатационных характеристик.
На фиг. 1 изображена опора скольжения (разрез А-А на фиг. 2); на фиг. 2 — разрез Б-Б на фиг. 1, Опора скольжения содержит цапфу 1 вала, охватывающую его, частично раз-. резанную подшипниковую втулку 2 с выступами 3, например, зачеканенными стальными жес.ткими шариками, и прижимные конусные втулки 4, размещенные в корпусе 5.
Гарантированный натяг и необходимый микрозазор создаются при перемещении втулки 4 по резьбе корпуса 5 за счет несимметричной деформации секторов 6 подшипниковой втулки 2 надавливанием конусными поверхностями втулок 4 на выступы 3.
Из фиг.2 видно, что в результате деформированного состояния секторов
6 между шероховатыми поверхностями цапфы 1 вала. и втулки 2, разделенных слоем смазочного материала 7 в микрозазоре (шероховатость и микрозазор на чертеже показаны утрированно), образуются три участка контакта: участок с граничной смазкой с угловым размером о, и толщиной S„, с жидкостной смазкой (d, S ) и промежуточный участок контакта с;полужидкостной смазкой (д S() °
На участке с1, — S контакт цапфы
254217 2 вала с втулкой и слоем смазочного материала осуществляется преимущественно при непосредственном контакте микронеровностей труадхся поверхно-, стей.
На участке контакта с полужидкостной смазкой доля контакта с граничной смазкой меньше, чем на участке J„
S и, кроме того, имеет место также
10 жидкостная смазка.
На участке контакта и „вЂ” S осуществляется только жидкостная смазка, а поверхности цапфы вала и втулки разделены так, что их микронеровности не касаются друг друга и полностью разделены слоем смазочного материала. Однако максимальная величина этого слоя отвечает условию 5 «с (4-8) (R „+К„„„, ) с тем, чтобы в рабомдкс мокс чих условиях опора скольжения не потеряла на этом участке. несущую способность к восприятию радиальных сил.
Опора скольжения работает следующим образом. При вращении цапфы 1
2g вала жидкий или пластичный смазочный материал вследствие вязкости вовлекается в микрозазор с жидкостной смазкой и далее следует до участка с граничной смазкой, при этом поток смазочного материала упруго разжимает деформированные сегменты, вследствие чего по всей окружности образуется .устойчивый замкнутый слой (пленка) смазочного материала, обладающий
35 высокой несущеи способностью к восприятию внешних cH$I
Предлагаемая опора скольжения отличается улучшенной технологичностью сборки и улучшенными эксплуатационны40 мн харак теристнками
1254217
Составитель В.Городничев
Техред И,Ходанич Корректор В.Бутяга
Редактор Е.Копча
Заказ 4702/39 Тираж 777 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4