Воздушный фильтр
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕС(1УБЛИН (19) (11) А1 (Я) 4 В 01 1) 39 16
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР.
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3824130/29-26 .(22) 13.12.84 (46) 07.09.86. Бюп. N 33 (71) Коломенский тепловозостроитель ный завод им. В.В.Куйбышева и Все- союзный научно-исследовательский институт синтетических смол (72) В.А.Миончинский, В.В.Пташинский, В.А.Беленовский, Ю.И.Юркин, В.А.Ушаков и А.И.Конанова (53) 621.928.9 (088.8) (56) Хлебников Ю.В, и др . Пассажирский тепловоз ТЭП70. M. Транспорт, 1976, с. 113-117. (54) (57) ВОЗДУШНЫЙ ФИЛЬТР, например, для системы воэдухоснабжения электрооборудования локомотива, содержащий каркас с закрепленным в нем ыльт-. рующнм элементом, выполненным иэ промасленного эластичного пористого материала, например пенополиуретана, отличающийся тем, что, с целью увеличения пыпеемкости, сро ка службы фильтра, а также снижения затрат на его обслуживание, жльт-.рующнй элемент выполнен толщиной в 14-15 раз больше среднего размера ячеек, удельным аэродинамическим сопротивлением (4-5) -10 1/м, максимальной удельной пылеемкостью 1600 :10800 г/м
12551
Изобретение относится к локомотивостроению и предназначено для систем фильтрации воздуха, охлаждающего электрические машины и оборудование тепловозов, а таКже для любых электрических установок с принудительным воздушным охлаждением.
Цель изобретения — увеличение пылеемкости и срока службы фильтра, а также снижение затрат на его обслу- 10 живание.
На фиг.1 изображен воздушный фильтр; на фиг,2 - вариант выполнения возудшного фильтра.
Воздушный фильтр состоит из кар- 15 каса 1, входных жалюзи 2, .выходного патрубка 3 и фильтрующего элемента 4, выполненного в виде однослойного промасленного эластичногЬ пористого материала толщиной в 14- 20
15 раз больше среднего размера ячеек, удельным аэродинамическим сопротив6 лением (4-5) ° 10 1/м, раскрытие пор которого осуществляется путем выжигания перегородок-мембран. 25
Устройство работае т следующим образом. .Воздух поступает через жалюзи 2 внутрь каркаса 1, проходит через фильтрующий элемент 4 и выходной 30 патрубок .3 к. вентилятору (не показан), При прохождении воздуха через фильтр в начальный период времени основная часть задержанной пыпи находится в первых слоях материала по ходу пото- 35 ка. В дальнейшем по мере насыщения в интенсивную работу вступают более глубокие слои, происходит уменьшение активной поверхности фильтра и падение эффективности, а из-за умень- 40 шения живого сечения растет аэродинамическое сопротивление. Крутизна падения эффективности и увеличение сопротивЛения зависит от толщины материала и размеров ячеек. Чем толще 45 фильтр и мельче поры, тем меньше падение эффективности и больше suaveние m, круче увеличение сопротивления и меньше значение m, где m — пылеемкость, определяемая по мини- 50 мально допустимой степени эффективности пылеулавливания; m„ пылеемкость, определяемая по максимально допустимому аэродинамическому сопротивлению. 55
Указанная зависимость толщины фильтрующего элемента от среднего размера ячеек позволяет обеспечить
72 2 равенство ш = m„= mÄ Ä,, Если равенство не выполняется, пылеемкость определяется по минимальному значению m или m„, т.е, фильтрующие свойства снижаются.
Кроме того, на m и m âëèÿåò удельное аэродинамическое сопротивление. Данная величина определяется Н 1 соотношением Н = — — — —, которое
3 йЧр N характеризует степень раскрытия пор, зависит от их размеров и параметров технологии внутренней поверхности вещества; где ьН - приращение сопро- .. тивления незапыленного материала, кгс/м (Па); 6 Ч - приращение скорости потока через фильтр, м/с, динамическая вязкость воздуха кгс ° с/м (Па с) .
Для воздушного фильтра установлены оптимальные значения этих показателей (удельное сопротивление, удельная пылеемкость, отношение толщины к среднему размеру ячеек) .
В табл. 1 пр едставлены р езультаты испытаний фильтрующих элементов.
В табл, 2 представлены параметры фильтрующих элементов с максимальной удельной пылеемкостью.
Срок службы фильтрующих элементов зависит от способа раскрытия пор.
Физико-механические параметры выщелаченного материала из-за ослабления структуры и действия остатков щелочи и кислоты снижаются в 2-3 раза быстрее, соответственно во столько же раз срок службы выщелаченного материала меньше, т.е. бесщелочное раскрытие пор позволяет повысить физико-механические показатели и срок службы материалов.
Сравнение проводилось по параметрам: 6> — прочность при растяжении (разрушающее напряжение); относительное удлинение в момент разрыва (характеризует эластичность материала); 6, — напряжение при сжатии материала на 20К (резкое увеличение 6, означает, что материал становится хрупким) .
Получение открытопористого пенополиуретана, который используют в качестве фильтров, проходит в две стадии. Первая — получение пенополиуретана на основе полиэфиров путем в спенивания. В результате получается эластичный пористый материал, 1255
Таблица1
2,16
1О
1, О 1000
0,8 1760
1,2 1700
0,8 1550
l,2 2350
1, 2 2700
2,3 4600
2,5 5800
18,8
5,05
3,61
12,5
7,58
5,05
20
l6,6
30
7,6
13,04
6,14
4,7
30 состоящий из жесткого сетчатого каркаса и натянутыми между элементами каркаса тонкими мембранами. Эти мембраны в значительной степени мешают проходу воздуха — их необходимо удалять. Устранение мембран— вторая стадия технологического процесса.
Раскрытие пор предлагаемого фильт- 10 ра осуществляется методом выжигания перегородок — мембран (метод управляемого горения). При этом методе происходит оплавление только мембран (процесс идет очень быстро) без за- 15 трагивания каркаса (каркас не успевает разогреться и оплавиться). Поэтому сохраняются активная фильтрую щая поверхность, физико-механические свойства, получается стабильное 20 аэродинамическое сопротивление. За счет большей фильтрующей поверхности при стабильном аэродинамическом ком сопротивлении и сохранении физико-механических свойств материал, обработанный тепловым способом, об ладает повышенной пылеемкостью и сроком службы по сравне нию с фильтром, обработанным щелочью 30
172 4
Согласно приведенным данным видно, что указанные свойства для выщелаченного материала падают в 2-3 раза быстрее, чем обработанного-ме- тодом выжигания перегородок, следовательно, срок службы последнего также в 2-3 раза больше. А чем вьппе срок службы и пылеемыость материала, тем меньше затраты на его обслуживание и замену.
Экспериментально установлено, если параметры фильтрующего материала выходят sa указанные пределы, то ухудшаются технико-экономические показатели фильтра . То есть, если удельное сопротивление выходит за
6 пределы значения (4-5) 10 1/м и отношение толщины материала к размерам ячеек выходит за пределы 14-15 то удельная пылеемкость не достигает максимальной. При уменьшении максимальной пылеемкости ниже 1600 г/м ухудшаются показатели фильтра — увеличиваются расходы на его обслуживание. При увеличении, максимальной пыпеемкости сверх 10800 с/м резко возрастают габариты фильтра, его .трудоемкость, мощность на привод вентилятора, расход топлива двигателя, 1255172
Продолжение табл,1
2 з 4 5
4,3
11,1
3,9
9,09
2,89
40
14,5
5,06
13,3
3, 0 5600
3,97
3,26
12,!
4,0
14,29
12,62
5,06
50 выбиралось по минимальному значению ш» или lIly в
Таблица2
Удельная пылеемСредний размер ячеек, Удельное сопротивление, 10 1/м к.ость максимальная, г/и
10 0,75
15 1,0
20 1,15
30 2,5
40 2,9
1600
4,5
13,4
2500
4,3
5,1
2800
16,7
4,7
5800
14,5
9000
3,97
50 3,5
10800
4,0
14,3
Толщина листа фильт- . рующег о элемента, мм
2,7 4750
2,75 4700
3,3 2200
2,75 8600
3,3 3700 .3,5 10800
3,9 5000
Отношение толщины к среднему размеру ячеек
1255172
Составитель Л,Юлдашева
Редактор С.Патрушева Техред Л.Сердюкова
Корректор В. Бутяга
Заказ 4741/6 Тираж 663
ВНИИПИ Государственного комитета .СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное Производственно-полиграфичекое предприятие, г, Ужгород, ул. Проектная, 4