Способ финишной обработки гильз цилиндров двигателей
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (дд 4 В 24 В 1/00 1 " ""0333, ff
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
i(21) 3842295/25-08 (22) 11.01.85 (46) 07,09.86. Бюл. 1Ф 33 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт природных алмазов и инструмента (72) В.Г.Сафронов, А.Г.Кошелев, В.Н.Львов, А.П.Моисеенко, 1О.К.Букач, З.М.Ройфберг и В.А.Ноговицын (53) 621.923,5(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР
:11 916249, кл. В 24 В 1/00, 1980.
„„SU„„1255397 А 1 (54) (57) СПОСОБ ФИНИШНОЙ ОБРАБОТКИ
ГИЛЬЗ ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЕЙ, включающий многоступенчатое хонингование и противозадирную обработку, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения коррозионной стойкости гильз, перед проведением противозадирной обработки гильзу обрабатывают водным раствором пассивирующих солей и высушивают.
1255397
ВНИИПИ Заказ 4762/17 Тираж 740 Подписное
Произв.-полигр. пр-тие; r.
Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться на заводах, изготавливающих гильзы цилиндров двигателей и компрессоров.
Цель изобретения — повышение коррозионной стойкости без снижения эксплуатационных свойств гильз.
Поставленная цель достигается за счет комплексной защиты поверхности слоями и антифрикционными ингре" диентами.
Сущность способа заключается в том, что после обычного многоступенчатого хонингования гильзу обрабатывают водным раствором пассивирующих солей и высушивают, а затем проводят противозадирную и антифрикционную обработку натиранием брусками, содержащими противозадирные, антифрикционные ингредиенты, мягкие металлы, окислы металлов, наполнители.
В результате проведения противозадирпой обработки натиранием брусками происходит удаление излишков соли с поверхности гильзы. Там, где соль удаляется наиболее полно, на гильзу наносйтся слой противозадирных и антифрикционных компонентой, которые также придают поверхности гильзы удовлетворительные антикоррозионные свойства, В тех местах поверхности гильзы, где эти вещества не были нанесены (наиболее глубокие риски), остаются небольшие количества пассивирующих солей. Таким образом, после обработки предлагаемым способом вся поверхность имеет антикоррозионную заглушку — одни участки защищены солями, а другие — антифрикционными ингредиентами. Как показывают испытания, поверхность гильзы имеет удовлетворительную коррозионную стойкость и без дополнительной обработки выдерживает длительное хранение. Обработанные этим способом гильзы могут беэ расконсервации поступать на сборку.
Количество оставшейся на их поверхности соли столь мало, что не оказывает существенного влияния на износ цилиндро-поршневой группы. Вместе с тем, положительное влияние противо. задирной обработки проявляется в пол ной мере, так как все полезные ин5
50 гредиенты брусков с поверхности гильз не удаляются.
При реализации способа возникает дополнительное преимущество, В результате проведения противозадирной обработки формируется рельеф поверхности, соответствующий получаемому при плосковершинном хонинговании. Такой рельеф образуется за счет слабого абразивного действия соли, оставшейся на поверхности гильзы после антикбррозионной обработки — частички соли, растираемые брусками, срезают наиболее выступающие части микрорельефа поверхности гильзы. Это дает возможность не только улучшить эксплуатационные свойства поверхности гильзы, но и несколько повысить производительность, так как на последней операции хонингования вместо обычно используемых брусков зернистостью 80/63, оказалось возможным применить бруски с большей зернистостью 125/100, производительность обработки которыми естественно выше °
Способ испытан при обработке гильз, Технологический маршрут финишной обработки: чистовое хонингование алмазными брусками зернистостью 125/100 со смазочно-охлаждающей жидкостью; мойка, окунание (или струйный метод) гильзы в 20-30 -ный раствор нитрита натрия в воде; сушка в естественных условиях; противозадирная обработка брусками, содержащими порошки меди, олова, кадмия, дисульфид молибдена, окись железа, режимы обработки — скорость вращения шпинделя 60 м/мин, скорость возвратно-поступательного . движения 8 м /мин, усилие приялма
10 кг/см, всухую. Испытания на коррозионную стойкость по ускоренной методикс показали отсутствие следов коррозии на гильзах. Гильзы были установлены в двигатели без дополнительной обработки. При хранении гильз в обычных условиях в течение года следов коррозии не появилось. По эксплуатационным показателям гильзы, обработанные способом, превосходили гильзы, подвергаемые расконсервации.
Вероятность задиров при обкатке
З двигателя снизилась на 20-30, уменьшился угар масла на 10 .