Устройство стабилизации транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

«511 4 В 62 Р 37/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АBTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ >-" чхК «,А

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3861072/27-11 (22) 28.02 85 (46) 07.09.86. Бюл. № 33 (71) Волгоградский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (72) А. Г. Петрушин, С. Г. Роговой и С. В. Клементьев (53) 629.113:62-752.3(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1082665, кл. В 61 D 37/06, 1984. (54) (57) УСТРОЙСТВО СТАБИЛИЗАЦИИ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее два соосно расположенных маховика, каждый из которых установлен на вертикальном валу, привод, связанный с валами для вращения их в противоположных направлениях, механизм блокировки маховиков, рамку с цапфами, смонтированными в кузове транспортного средства, демпфируюшее устройство и механизм рекуперации энергии

ÄÄSUÄÄ 1255500 А1 колебаний маховиков, отличающееся тем, что с целью повышения его эффективности путем исключения произвольного поворота управляемых колес транспортного средства относительно шкворней в процессе движения, оно снабжено механизмом блокировки управляемых колес, выполненным в виде конических шестерен, связанных кинематически друг с другом зацеплением, причем одна шестерня свободно установлена на поворотной рамке с возможностью блокировки с ней посредством механизма фиксации шестерни, а другая установлена на поворотном рычаге, связанном посредством шарового пальца с рычагом поворотной цапфы колеса, причем механизм фиксации шестерни выполнен в виде барабана, жестко связанного с конической шестерней, свободно установленной на поворотной рамке, и тормоза, закрепленного на указанной рамке.

1255500

Изобретение относится к эксплуатации транспортных средств и может быть использовано для повышения устойчивости их движения, снижения напряженности работы водителя и уменьшения износа шин.

Цель изобретения — — повышение эффективности устройства путем исключения произвольного поворота управляемых колес транспортного средства относительно шкворней в процессе движения.

На фиг. 1 представлена кипе»атическая !о схема устройства для стабилизации транспортного средства; на фиг. 2 -- установка устройства на раме транспортного средства, на фиг. 3 разрез А — -А на фиг. 2 (установка маховиков и демпфирующего устройства с механизмом рекупе()ации энергии колебаний маховиков) .

Устройство для стабилизации трянСПОР! I!010 (р(д(ТВс) < 0 ЕорЖИ) Мя <ОВИК 1 И (фиг. 1), имеющие Oдиняковые моменть! инерции, и установленные соос«o цл вертикальных валах 3 и 4 !«лрнирные о«оры, кажДЯЯ ИЗ KOTOPhlX СБЕ(ЗЯНЯ С МЯХОВИКОМ 110 средством ц(лрнира 5 равных угловых скоростей, пере,(лющего вращение маховикам от валов 3 и 4. Coocfto с:)яховиками устае(овлены Ограничит II!ihlc. диски 6 и 7, снабженные пружинами 8 переменной жесткости.

Валы 3 и 4 Бра(цл(отся ц подцятнике 9 снабжены демцф."!р3 ю<цимц устройствами, КЯ>К Ео(ИЗ КОТОРЫХ БЫ«ОЛН< lio 1> 1)!(1(СТЯка«а 10, жестко зякр. i!Hå««îão Одним кон1!031 ца валах 3 и 4 и рта:(овленцого с Боз- зп

М0!К II0CTf>K) ВС P Гi! Kii, i h i>C 0 I!(PC !Pi)! CHÈ Я

В опорах «л Ва,::у 11 привода. CTaK

14. МЕХЯНИ:3!>, рц)0:(С()с(цЕ(ц ЭНЕРГИИ КОЛСба

l1HH маховиков вклю .à r В себя HJI 1! при вода, выполненный с дву»H участками резьбы противоцоло>к!БОЙ lid«HHKH. (Кажды»i из которых сопряжены г? HKH 15 и 16 с нссамотормозящейся резьбой, устацовлс(.:-(ыс В стакане 10 в под(«и«никах каче(ця li связг«:!ые с ннм через обгоне(ь(е 1>1»(!)т(>) !7 (18. Вал 11

l1РИВ0Да СИСТ(. МОЙ ЦЕ.; )(ДЛЧ, Рсl С ПО. 1ОЖЕ!.Н Н Ы Й в рамке 13, свя-. 3II < приво It!1<)й шестср (ей

19, врящаемой от ГЕ!)и(«)тес(я T! .а!(спорт«;)го средства. Рамка 3 ",:"тгl (:!>ле«л 1(лпфc!!»rl Б опорах 20 и удерживается От 13po!I c««H»<>хяцизмом блокировки, дуговые рейки 21 когорого закреплены на рамке 13 соо(.цо с це(п

Устройство работает следующим образом.

Маховикам 1 ц 2 через шарнирные опорь<, валы 3 и 4, обгонные муфты 18, гайки 16 с несамотормозящейся резьбой, валы

11 привода и систему передач, расположенную в рамке 13, передается вращение от двигателя транспортного средства. При этом осуществляется вращение маховиков с одинаковой угловой скоростьк), но с противоположным напра в:!ецием враще«ия. ((ри движении транспортного сгедствг с невы«осой скоростьк) по гля EKc>H,1{прог!- с прпЛО.!ЬНЫМ и Г!ОЦЕP(. ЧНЫ» >(к. .,0™ЯМИ Г: I)МО, 23 зажаты H ()3!vtK>) 3 >1(е« fi .o:"ц I я.l o

I пязблокиповянь> ц Ko«H!ii "скяя «1< . тес(не! с»(ИМЕЕТ ВОЗМО>К?!ОСТЬ < ВОб(:, 1! 0!!! (<>ВС> )0 I ñ . <)тносительно рл мхи 13> -«ГО «0313<), .«т во;Ец ГСЛЮ БОЗДЕЙСТВÎВЛТЬ (lа ;IP;. БЛНСХ)ЬIЕ КОГ)(ГСЯ

:!Сзависимо О! уст )0(1< Г(3() < тг(.к!лил! IEHH. (!Ои

jio Hf3 tI<«(HH > I „1013«! ((I" oc lie, iе:,j3 É К3 30HH .,j c! i 0

> лики I и ë, у л«овле(!и:1(- ца i.гр!цpцых

0«орах, нгчица:От (репе««и;)ОВ ."., и < Оздя-!

3ЯТЬ Ра В iht! Ц 0 IИ . !а КОБО Н Е!! !H 3 I!. I I i >(>". СТс!

Г)1<С(ИЗИру(0(ц)3! «(>i>1«I) (Ы. ««ПС .::ВЯЕ)1;>ц ЧСЕ !

)(3 1)аглку > 3 к>Г:,<)Бу; рс).>«!: >p Г,)" Г ) сне:с Бл.

ИТИЕ)ЦЬ(С >)С;>ЛСЦП:-Г (Г .:;». «-:И

Р

БИКОВ ВЗЯИМ I!0 УНИ !Т )>< )К)ТСЯ. <."": "«!,, ; 3;1:) IЯ

0(ЛЕГ!ЕСТB.IЯ !" 1 i : ii" «" (П, . !i(:.- ИЬ :. " (- :. «!:

61>(СТ!)О fii) Я ц (,!()!!(H ::, H ; зх! «!j i

H Г с (: )3 >i(1 > мц 1:;, I:, H!3>:.j;;iio(>

« «< и IO ))Л>,0()Ц КО(3:; -1>, М;:;;:.;,:!!OТ >. ,!(Jt3IKq УСтРОй "T::Е-..

Г(рH j!3H>KC!;::И .(",,>I, C!С()) ilo 0 .с(н 1 K!J с ) З 1 )В (>1 ) >. (),:!> > К«<1»>М lit! .> Ь >с

» cl ХОЕ)И К.- 1 H С В Я 3 1 «!il и (" Г а М! 0;, >:ЕРС 3 ( ()<.!БОЙ 10 "o! 2 .1 пt! H(ц(! ) !,4. Б(:Яц!Яясь, Од повпегл=ijtjo If)t! H,:(; (((Б;-Ij«tf!-< ()мес (»я ХОБИКЯ Мц HÎ: !3;:)ñ! -10-! Ioi I (((ЯТЕ. . Ь(-.Ь!(Е(»КЖВНЕ. 1 Относите)(ь(10 Зг,() 1 1:1 ii! 0.13 .i« tKH !

3 !1p! . этом 0«H«ит(ль!t!H .:..--:,,"::,.ахов;(к Б

II iм, ;я(иI! 14 ц (исl 1 ""пп (l": " " . i:. i . 1> !

303":Kа 011(!" Б 13КН: С)::3L Х 1:Л:)(! Х, . <) Лс(З<. !)i ".ili>tX, ЛЙКЯ;,I! > 5 H I {: 1;. Бс! <О,j . (,:<>, :.: < < вяют га.",ci)H;. Вертикаль:thj". Koctct, H«H.- : Г .,., спорт«ого срс,((ст(3(). 1>ри ка.,(бл«;! HK >л =:-.«1 .икол ганка 1;>. устгновл(«i(HH ц (".а лц (и В

I I O Д t I К! I t I И К Я Х К Л < С 11 >!i Я, и С Р Е 1 <. 111 : " > ) >i t i! ) j!:. (.— Опo.".1>с мчг<стку 13(. рт)лкк). !h«!;! О -:>г.;г 1. (1 :1-!

30дсl -!срез ООГО«надю мх (1)тs "), (T 1<;,.— . !iJ!!, iу!Е) «,(!K, (a É>(ой 1 5> Ä c .-я < я i!» цр(образует посту()атель);oc дв> ;«1«ие мл.,о13«ко(3 1 ц 2 В В(Отихл и,!>с,;- „,,-л;: -; ., ° Яц, . (Л Г)TJH IСР, В:(C!) Х !3<) 13() . (Цс)Т(1 .! <)! !;! :;::<>цие, 1 с» самым роцзво. IH .10«ОГ tiii <).1ьпуK)

I1ОДКP(ТК>< МЯ ХОЕ)ИКОВ и ОГ > Ц,СCTВ. HЯ > . i!:! Изл

I!HiÎ ЭНЕРГИИ ДВИГЕ)ТЕЛЯ, ЗЛТРс)ЧЕННМ(О:-I КО1Е();-j;tHH, (!)ц,В>и?к(ниц fi!;)!>овцков i и ". H Об—

1255500 з ратном направлении обгонная муфта 16 не передает крутя1ций момент, а гайка 17, сопряженная с вторым резьбовым участком вала 11, имеющим направление навивки, противоположное первому участку, получает дополнительное вращение, которое через обгонную муфту !8 передается маховикам 1 и

2. Таким образом, подкрутка маховиков осуществляется при их поступательном движении в обе стороны. В случае появления значительного продольного уклона тормоз 23 разблокируется и рама транспортного средства получает возможность поворота на соответствующий угол относительно рамки 13, сохраняющей неизменное (вертикальное) положение в инерциальной системе отсчета.

Затем тормоз 23 блокирует рамку 13 - рамой транспортного средства посредством шестерни 22 и рейки 2! и устройство осуществляет стабилизацию и демпфирование колебаний ца нОВОм уклоне.

При движении транспортного средства с высокой скоростью по прямолинейному у1астку дороги с незначительным уклоном и м ин и Mал ьн ым и M икронеровностями Веооятность угловых колебаний кузова снижается, а вероятность самопроизвольного поворота колес вокруг шкворней возрастает. В этом случае тормоза 23 разблокируются, а тормоза 27 блокируют коническую шестерню 24 на

Валу поворотной рамки 13. Произвольные колебания управляемых колес 31 относительно шкворней, Возникающие под действием доро7кных факторов и ухудша1ошие курсовук7 7 стойчиво ть аВтомоои.lя, пе1эедаются через рычаги поворотных цапф 30, шаровые пальцы 29, поворотные ры1аги 28, конические шестерни 25 и 24, барабаны 26 и тормоза 27 рамке !3, стремясь вызвать ее поворот в Опорах 20, чему препятствует устойчивость осей быстро вращающихся маховиков 1 и 2, а также момент, вызываемый прецессией последних. Курсовая устойчивость транспортного средства при этом повышается. Снижается напряженность работы водителя по поддержанию прямоли1О нейного движения. Демпфирование вертикальных колебаний продолжает осуществляться. Шаровые пальцы 29 исключают передачу вертикальных перемещений поворотных цапф 30 с управляемыми колесами

31 »а поворотные рьшаги 28.

При входе транспортного средства в поворот и при движении на повороте небольшого радиусd тормоза 27 разблокируются. что дает водителк7 Возможность воздейсгвия на управляемые колеса 31, а тормоза 23 олокипх ют поворотнх кэ p3Mf<) 13 с рамон т р,11 спортного средства, что обеспечивает HoHblшсние устойчивости на повороте.

В случае длительного движения транспортного средства пo дуге большого постоянного радиуса колеса 3! при разблоки25 рованных тормозах 27 устанавливаются води— телем в необходимое положение, после чегo тормоза 27 блокируют управляемые колеса 31 с рамкой 13, а тормоза 23 в это время разблокированы. При этом устройство Осуществляет стабилизацию управляемых колес 31, повьш1ая курсовую устойчивость и облегчая действия Водителя по гохран HHK7 заданного направления движения.

1255500

А-A

Рыг,7

Реда к тор A. Коз о р из

Заказ 4770122

Составитель С. Г1анкратов

Техред И. Верее Корректор A. Обручар

Тираж 571 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и от крытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4