Судно
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИ4ЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5y) 4 В 63 В 21/22
mgz 1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ HOMVITET СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3798746j27-11 (22} 09.10.84 (46) 07.09.86. Вюл. ¹ 33 (72) О. А. Мороцкий (53) 629.12.015.64 (088.8) (56} Катера и яхты, 1970, № 1, (23}, с. 7 11. (54) (57) 1. СУЛНО, содержащее корпус с кокпитом и откидным швертом, имеющим рычаг, и якорь с якорь-цепью, orëè÷àþè åec тем, что, с целью повышения безопасности и удобства плавания на мелководных акваториях в сложных метеусловиях и в ночное время, оно выполнено в кормовой части с наклонной к корме нишей для якоря, имеющей в своей кормовой части скругление нижней стенки, продольную прорезь в нижнеи стенке и отверстие для
ÄÄSUÄÄ 1255505 пропускания якоря-цепи из ниши в кокпит, и снабжено подпружиненными фиксаторами, вильчатым толкателем, расположенныM в продольной прорези нижней стенки ниши с возможностью перемещения вдоль нее, и трособлочной системой, связывающей подпружиненные фиксаторы и вильчатый толкатель с рычагом шверта.
2. Судно по п. 1, отличаюшееся тем, что трос системы включает элемент для pery,Ièðования его длины.
3. Судно по и. 2, огличаюи ееся тем, что оно снабжено педалью для взаимодействия с тросом системы, расположенной в кокпите, причем днище кокпита выполнено с сальником-направляющей, а педаль пропущена через этот сальник-направляюгцую.
1255505
Составитель В. Бутаков
Texpeд И. Верес Корректор A. Обручар
Тираж 422 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Г1роектная, 4
Редактор А. Козориз
Заказ 4771/22
Изобретение относится к конструированию судов, а именно к конструированию судов с повышенной безопасностью плавания на мелководных акваториях, обспечиваемой возможностью аварийной отдачи якоря.
Цель изобретения — повышение безопасности плавания путем обеспечения быстрой отдачи якоря при встрече с мелью.
На фиг. 1 изображено судно, вид сбоку; на фиг. 2 — схема работы судна при подходе к мели, Судно содержит корпус 1 с кокпитом 2 и откидным швертом 3 с рычагом 4 и якорь
5. Кормовая часть судна выполнена с нишей 6 для якоря, имеющей скругление 7 в своей кормовой части, продольную прорезь в нижней стенке и отверстия для якорь-цепи из ниши в кокпит. Через нижнюю стенку ниши пропущены подпружиненные фиксаторы 8 якоря, а в продольной прорези расположен с возможностью перемещения вдоль нее вильчатый толкатель 9.
Фиксаторы 8 и толкатель 9 трособлочной системой связаны с рычагом 4 поворота.
Трос 10 имеет элемент 11 для регулирования его длины. Дно кокпита 2 выполнено с сальником-направляющей 12, через который пропущена подпружиненная педаль 13 с возможностью взаимодействия с тросом 10 при надавливании на нее.
Судно эксплуатируется следующим образом.
При необходимости использовать судно в автоматическом режиме регулировочный элемент 11, состоящий, например, из двух скрепленных параллельно трубок с винтами-барашками, устанавливается так, чтобы при заданном положении шверта 3 слабины в тросе 10 не было. При неожиданной встрече с подводным препятствием (фиг. 2, пунктир) шверт 3 резко откидывается назад и через регулировочный элемент и тросы 10 и 14 отжимает фиксаторы 8 вниз, а в тросе 15 при этом выбирается слабина. Дальнейшее откидывание шверта приводит к дальнейшему опусканию фиксаторов 8 и резкому продвижению вильчатого толкателя 9 в направлении к скруглению 7, при этом толкатель 9 сталкивает RKopb 5, откидывая подпружиненный щиток 16, за борт. После стравливания заранее заданного
15 рулевым отрезка якоря-цепи 17, зависящего от осадки судна швертом, якорь 5 внедряется в дно и останавливает судно до посадки на мель корпусом или, если дно перед препятствием крутое и судно все же успевает сесть на мель, якорь используется
2ц для снятия судна с мели. При подъеме якоря щиток 16 откидывают и втаскивают якорь в нишу 6. При этом фиксаторы 8 отжимаются якорем 5, а после установки его на место под действием пружин 18 вводятся в нишу и застопоривают якорь 5 от перемещений.
При необходимости экстренной отдачи якоря независимо от положения шверта 3 нажимают на педаль 13, сильно прогибая трос между блоками 19, и якорь отдается как описано выше. При необходимости устранить автоматическую отдачу якоря регулирующий элемент 11 удлиняют таким образом, чтобы шверт в откинутом состоянии не воздействовал на трос 10.