Водометный движитель

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ÄÄSUÄÄ 1255514 А1 дц 4 В 63 Н 11/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3814115/27-11 (22) 21.11.84 (46) 07.09.86. Бюл. № 33 (72) В. Ф. Васильев, Е. В. Данилов, Е. Н. Чернов и В. А. Родионов (53) 629.12:532.528.5.035.2 (088.8) (56) Куликов С. В., Храмкин М. Ф. Водометные движители. Л.: Судостроение, 1980, с. 32, рис. 1.23. (54) (57) 1. ВОДОМЕТНЫЯ ДВИЖИТЕЛЪ, содержащий водовод, в котором размещены гребной вал, основное и дополнительное рабочие колеса со ступицами и лопастями, а также спрямляющие аппараты этих рабочих колес, отличающийся тем, что, с целью повышения его надежности, упрощения конструкции и уменьшения габаритов, он снабжен гидротрансформатором, связывающим основное рабочее колесо с дополнительным, при этом гидротрансформатор расположен в ступице основного рабочего колеса и выполнен с турбинным колесом, реактором и насосным колесом, причем турбинное колесо снабжено полым промежуточным валом, посредством которого оно жестко связано со ступицей дополнительного рабочего колеса, реактор жестко связан со спрямляющим аппаратом основного рабочего колеса, а насосное колесо выполнено из двух жестко связанных перемычкой лопаточных венцов, один из которых расположен перед турбинным колесом за реактором и жестко связан со ступицей основного рабочего колеса, а другой расположен за турбинным колесом перед реактором и жестко связан с гребным валом.

2. Движитель по п. 1, отличающийся тем, что полость, образованная внутренней поверхностью ступицы основного рабочего колеса и наружной поверхностью полого про- g межуточного вала, сообщена с напорной полостью гидротрансформатора за лопаточным венцом его насосного колеса, расположенного перед турбинным колесом.

1255514

Составитель И. Терехов

Редактор А. Козориз Техред И. Верес Корректор А. Обручар

Заказ 4772/23 Тираж 422 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

|! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Изобретение относится к судостроению, а именно к конструкции водометных движителей.

Цель изобретения — повышение надежности, упрощение конструкции и уменьшение габаритов движителя.

На чертеже изображен движитель, продольный разрез.

Водометный движитель содержит водовод

1, в котором размещен гребной вал 2, основное рабочее колесо 3, дополнительное рабочее колесо 4 со ступицами и лопастями, спрямляющий аппарат 5 основного рабочего колеса и спрямляющий аппарат 6 дополнительного рабочего колеса, гидротрансформатор, связывающий основное и дополнительное рабочие колеса, расположен- !5 ный в ступице основного рабочего колеса и содержащий турбинное колесо 7, реактор

8 и насосное колесо, состоящее из двух лопаточных венцов 9 и 10, связанных между собой перемычкой 11. Турбинное колесо 7 жестко связано со ступицей дополнительного рабочего колеса 4 посредством полого промежуточного вала 12. Реактор 8 жестко связан со ступицей спрямляющего аппарата

5 основного рабочего колеса. Лопаточный венец 9 насосного колеса распложен перед турбинным колесом 7 и за реактором 8 и жестко связан со ступицей основного рабочего колеса 3, а другой лопаточный венец

1О насосного колеса расположен за турбинным колесом 7 перед реактором 8 и жестко связан с гребным валом 2.

Для снижения осевого усилия на дополнительное рабочее колесо 4 полость, образованная внутренней поверхностью ступицы основного рабочего колеса 3 и наружной поверхностью полого промежуточного вала З5

12, сообщена с напорной полостью гидротрансформатора за лопаточным венцом 9 перед турбинным колесом 7.

Водометный движитель работает следующим образом.

При вращении гребного вала 2 крутящий момент передается через лопаточный венец 10, перемычку 11 и лопаточный венец 9 на ступицу основного рабочего колеса 3.

Одновременно вращение насосных лопаточных венцов 9 и 10 вызовет движение жидкости по замкнутому каналу гидротрансформатора, как следствие будет приведено во вращение турбинное колесо 7 и соответственно дополнительное рабочее колесо 4, ступица которого соединена промежуточным полым валом 12 с турбинным колесом.

Забортная вода, поступающая в водовод

1, минуя вращающиеся лопастные системы дополнительного 4 и основного 3 рабочих колес, где получает приращение энергии, и спрямляющие аппараты 5 и 6, где происходит спрямление потока, выбрасывается в окружающее пространство, создавая тем самым тягу. При этом частота вращения дополнительного рабочего колеса 4 по отношению к частоте вращения основного рабочего колеса 3 может варьироваться в достаточно широких пределах соответствующим выбором элементов 7 — 10 гидротрансформатора. Величина осевого усилия, развиваемого дополнительным рабочим колесом

4, может быть уменьшена за счет создания дополнительного усилия на полом промежуточном валу 12 при сообщении полости, образованной его наружной поверхностью и внутренней поверхностью ступицы основного рабочего колеса 3 с зоной повышенного давления за лопаточным венцом 9 насосного колеса.